Serkin V.P. Activity theory of consciousness (consciousness as an attribute of system operations subject)
Information about the author: Vladimir P. Serkin, [email protected], Professor, Doctor of Psychology, professor of organizational psychology HSE. There are published monographs and textbooks on the image of the world and lifestyle, psychosemantics, consciousness. Artwork «Laughter of Shaman» («Freedom of the Shaman») reprinted in Russian 21 times, translated into three European languages.
Abstract. The article presents the author’s theory of consciousness. The proposed theory allows describing unexplained yet psychological phenomenology. Ideal (psychic) and material (physical) is viewed as attributes of the substance-process of activity. Human is the subject of not one activity, but of the integral system of activities. Thus, individual consciousness is the attribute of individual system of activities and personal history of activities of the person. The difference between a system and a history of every man causes differences of consciousness (ideal attribute of system of activities) and corporeality (material attribute). Group differences of the systems of activities cause, accordingly, cultural, ethnic, regional, professional and other group differences of attributes of activity (of consciousness and corporeality).
We change reality with our activity, i.e. reality is partly dependent on our activity. Thus, «objective reality, which is independent of our consciousness» and our acts, is non-existent, and taking into account consistency and interconnectedness of the Universe, this redefines the issue of responsibility of the subject of the conscious process. Various states of consciousness of man gather in one integral self-consciousness with the help of his continuous and developing system of activities. New states of consciousness (and new knowledge) are born not from the consciousness itself, but from the development of one’s activity.
Joint activity causes joint consciousness (ideal attribute of joint activity) and joint corporeality, instrumentality (material attribute). Inclusion of various subjects in common activity causes transpersonality (in its limit – noospherity) of consciousness. The unexplained yet by science, but stated parapsychological phenomenology is possible to study with the schemes of structures of individual and joint activity as processes and products of these activities, as results of processes of transpersonality and continuity (skandhas) of activities.
Keywords: аctivity, substance-process, attribute, theory of activity, system activity, consciousness, transpersonal phenomena.
Приложение 5. Обычные примеры усложнения знаний
(Опубликовано в: Серкин В.П. Психосемантика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 318 с. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). Фрагмент учебника на с. 60–61.)
В настоящее время опубликовано очень небольшое количество работ, посвященных развитию систем значений взрослых. В связи с пониманием деятельности как системообразующего фактора систем значений можно предположить дальнейшую специализацию , профессионализацию последних, с одной стороны, и нарастание их диалектичности и релятивизма , с другой.
Пример. Если попросить шестилетнего ребенка назвать хорошие качества Волка и отрицательные качества Зайчика из известного мультсериала «Ну, погоди!», ребенок окажется в затруднительной ситуации. Для него Волк только плохой, а Зайчик только хороший. Если же об этом попросить подростка, то он без труда скажет, что Волк – смелый, предприимчивый, настойчивый, в совершенстве владеет любыми встречающимися техническими устройствами и пр., а Зайчик провоцирует, подставляет, сталкивает, манипулирует и т. д. Таким образом, значение у подростка гораздо сложнее, диалектичнее, чем у дошкольника и младшего школьника. Став еще взрослее, подросток узнает и поймет и межкультурную, и конфессиональную, и возрастную разницу значений, поймет, что значение не абсолютно, а относительно (релятивно).
Возможно, что именно эти процессы определяют уровень когнитивной сложности субъекта деятельности и его когнитивный стиль, и способности будущего специалиста к пониманию и созданию новых научных концепций.
Пример. В период классической науки еще в начале ХХ века невозможно было рассуждать об элементарной частице как одновременно и о частице, и о волне. В неклассической науке уже давно общепризнано, что поток, например, фотонов является одновременно и потоком частиц, и волной (принцип дополнительности). Сегодня, в период постнеклассической науки общепризнанными являются и факт влияния личности исследователя (то есть и его предпочтений-ценностей) на получаемые им результаты, и, соответственно, факт субъективности образа мира (в том числе – сложной научной картины миры).
Переход от реализации освоенных деятельностей к организации деятельностей, к действованию на уровне субъекта жизнедеятельности ведет к умению обобщать соответствующие отношения реальности (на уровне образа жизни).
Многие отношения реальности человеком не осознаются или осознаются не полностью из-за того, что для них нет соответствующих терминов в используемом практически языке. Соответствующие языковые термины развиваются (накапливаются, отсеиваются) медленно, по мере накопления индивидуальной и общественной практики.
[1]Все эти тексты объединены в книге «Свобода Шамана» (Изд-во АСТ, начиная с 2012 г. и позже).
[2]Требования публиковаться на английском в журналах, включенных в зарубежную индексацию, сильно отвлекают ученых и преподавателей от собственно научной и преподавательской содержательной работы.
[3]В 2011 году просто бюджетный оклад профессора, доктора наук был 30 тыс. руб./месяц. При этом квартиру снимал за 35 тыс. Во избежание слухов точную официальную информацию о зарплате см. на официальном сайте НИУ ВШЭ.
[4]Зона ближайшего развития (ЗБР) – термин, введенный Л.С. Выготским при описании развития ребенка. ЗБР определяется уровнем тех задач, которые ребенок пока не может решить самостоятельно, но уже может решить с помощью взрослого. Считаю, что термин ЗБР вполне применим и к описанию развития взрослых, например при профессиональном обучении, освоении новых практик и т. д.
[5]Подробнее см. в статье: Серкин В.П. Деятельностная теория сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93–111. http://publications.hse.ru/articles/153729036. Здесь см. Приложение 4.
[6]Из методички по программе Ликбеза (всеобщей ликвидации безграмотности) 20-х – 30-х годов ХХ века.
[7]См. пункт «Не бойся» в книгах «Хохот Шамана» или «Свобода Шамана».
[8]Таких мест в Магаданской области, на Чукотке и Камчатке гораздо больше, чем мест, где человек побывал.
[9]После одного из выступлений М. Задорнова я всегда употребляю выражение «Да нет» с некоторой внутренней улыбкой.
[10]Исторически кружки, чашки и другие предметы развились как части практик или ритуалов. Но для отдельного человека этислова и предметы были уже до его рождения.
[11]Здесь аналогия с советским анекдотом 60-х: представитель одной из национальностей (в анекдоте точно, но сейчас в тексте политкорректно не указываю) устраивается на работу. В отделе кадров спрашивают: «Диплом-то купил, наверное?» – «Почему, если моей национальности, то сразу купил? Подарили!»
[12]См. про идею, про образ самого себя в кн. «Хохот Шамана».
[13]См. Приложение 5.
[14]«Подростками» в нашем с Шаманом общении называются люди, которые независимо от возраста (от 15 до 125) лет все еще нуждаются в самоутверждении перед другими.
[15]Из песни В. Высоцкого.
[16]Медведя.
[17]См. раздел «Снежный человек» в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»).
[18]См. пункт «Ритуальные танцы как практика деловых игр прошлого» в Приложениях к книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»).
[19]Как средство борьбы против тотального порабощения в рамках предыдущей цивилизации. Интересно, что при катастрофе предыдущей цивилизации уцелели именно сообщества, практикующие смену имен для борьбы с тотальным порабощением.
[20]В именах настоящих шаманов никогда не бывает и не может быть слова «шаман». Причины этого изложены в данном диалоге чуть ниже.
[21]Это запись 2014 года. В 2016 году наше правительство официально отказалось индексировать пенсию по инфляции.
[22]Это министерство культуры.
[23]Шаман недолгое время был заключенным ГУЛага, бежал.
[24]Подробнее см. в статье «Деятельностная теория сознания», Приложение 4.
[25]…есть доля шутки. В разговоре мы не договариваем фраз, известных обоим. И так понятно.
[26]Знаменитая 58 статья. Не прототип Шамана, скорее его антипод.
[27]Исполком – исполнительный комитет. Так тогда назывались администрации.
[28]Несколько маленьких, пригодных для земледелия участков.
[29]Земледелец со своим участком и иногда растениями выращивает общее энергетическое тело. Приводя в порядок участок, он приводит в порядок свою энергетику. Подробнее см. в разделе «Энергетика Земледельца» в книге «Свобода Шамана», издания 2010–2016 гг.
[30]Видел в пригороде, как компания автомобильных взрослых с детьми жарила шашлыки на крашеных (!) досках. Не удивлюсь, если они бензином или еще какой химией разжигали.
[31]«Макаронка» – очень длинные дни, когда ты отслужил по закону уже ровно два года, а приказа о демобилизации все нет.
[32]Стандартная фраза Шамана: «Э-э, брат, главного-то ты не понял». Но он давно уже в нашем общении говорит лишь начало фразы.
[33]Поток мыслей, поток сознания.
[34]Например, мне (!) рассказывали, что сюда приходили 70 (!) мормонов (есть ли столько в Магадане, почему 70?), провели какой-то ритуал и две недели (!) выкладывали этот крест.
[35]По аналогии с анекдотом:
Чапаев и Петька в кабине пилота. Чапаев:
– Петька, курс.
– 90.
– Что 90?
– А что курс?
Мы так давно пользуемся в своих разговорах фразой: «Что 90?», вместо «поясни», что уже и не улыбаемся.
[36]Если бы здесь Шаман сказал «напряженность», я бы подумал, что он «шпарит» по К. Левину (психологическая теория поля). Тексты К. Левина я читал, но не в таком контексте.
[37]Прошу прощения у почитателей текстов К. Кастанеды. Это выражение одного из прототипов Шамана. И я никак не мог его пропустить в силу уважения к народному словотворчеству. Я почти уверен, что сам Дон Хуан (с моим полным уважением) понял бы сразу, что это не к личности, а к игре слов, и смеялся бы не меньше меня.
[38]В книге «Хохот Шамана» мы с ним говорили о том, что человек строит свой мир своими действиями. Но не говорили об основе действий (смыслах и целях).
[39]Тема сосредоточения: спокойствие и неподвижность гранитных массивов.
[40]См. здесь в Приложении 4 статью «Деятельностная теория сознания».
[41]Я сам рассказывал Шаману про урок по методике В.В. Давыдова. Школьники оживленно обсуждали задачу, стараясь найти принцип и алгоритм решения всего класса подобных задач. Когда принцип был найден, один из членов комиссии вопросил: «А какой же конкретный ответ задачи?» На что двенадцатилетний ученик, глядя снизу, снисходительно ответил: «А это дяденька, в связи с целью урока несущественно».
[42]Длина бухты Нагаева более 20 км.
[43]Думаю, что на верхних плато в огромных торфяниках идут какие-то процессы, вода стекает даже в самые лютые морозы. Наверное, она около нуля, но, по контрасту после морозного воздуха ощущается ладонью в первые секунды даже тепловатой.
[44]Не встречал нигде этого описания, опишу сам: морская вода из-за солей и других примесей замерзает не при нуле, а при минус полутора-трех градусах по шкале Цельсия. Когда весной льдины тают, вокруг них образуются слои воды минусовой температуры. Эта вода имеет густую вязкую консистенцию. Опыт купания-плавания в такой воде очень необычен.
[45]См. также раздел «Голос Льда» в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»).
[46]Раз в год ходим туда в традиционный «поход выпускников».
[47]Каменный Венец – видная еще из города сопка на берегу бухты с каменной короной. Чирикова – местное разговорное обозначение мыса Чирикова и маяка на нем. Выход из бухты Нагаева.
[48]Если не пробовали, не знаете глубины или проблемы с сердцем, то в первый раз больше 10–20 метров по воде лучше не рисковать, лезть поверху.
[49]«Бежать» – здесь таежный или береговой термин – идти часами максимально быстро.
[50]Суточное отставание отливов около 45 минут. Многомиллионная водная масса чуть «тормозит», не успевая за вращением Луны.
[51]После общения с Шаманом не часто, но иногда попадаю в неклассический мир. В неклассической физике (и науке вообще) элементарная частица может быть одновременно, в зависимости от метода наблюдения, и волной, и частицей. В классической науке так нельзя: в один момент времени или только волна, или только частица. Так и это место бывает (набор условий) и обычным побережьем, и чуть другим еще с остатками древнего (вне известной пока истории) города.
[52]В Сети есть информация. Можно набрать «Магадан, наводнение 2014» и пр.
[53]Антикомарин.
[54]См. раздел «Крабители» в книге «Свобода Шамана».
[55]Нехватка женщин – главная проблема браконьеров и разных непонятных людей на побережье, и все в Магадане об этом знают.
[56]Солнечный Берег. Наверное, половина отелей в окрестностях Салоников так называется.
[57]В 2010-м в Москве была небывалая жара, и в Подмосковье горели леса.
[58]«В каждой шутке есть доля шутки».
[59]По аналогии с «разнорыбицей». В старорусском любое разнообразное варево называлось «уха».
[60]Самостоятельно и в группе.
[61]Все включено.
[62]Подробнее см. в статье «Деятельностная теория сознания» // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2015. № 2. См. Приложение 4.
[63]От лат. determine – определять.
[64]Подробнее см. в статье «Образ мира и образ жизни Шамана». Здесь Приложение 3.
[65]Полностью есть в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана») в изданиях после 2010 г., в разделе «Эвелны».
[66]Из филогенетических архетипов обычно – Дракон. Из антропогенетических – Тень, Анима (Русалка), Анимус и др.
[67]См. о туннелях в книгах «Хохот Шамана» или «Свобода Шамана».
[68]Не деревянные с сеткой, как у коренных народов Севера, и не советские десантные (лопаты) сплошные, дюралевые. Деревянные явно не для современного крупного тяжелого горожанина с аммуницией – ломаются быстро, а для дюралевых нужно было очень-очень хорошую физическую подготовку иметь для дальних переходов – даже сами десантники предпочитали на лыжах по кустам и камням мучиться, чем эти лопаты использовать.
[69]Фраза жены друга, когда мы в пургу собирались в сопки просто (не на охоту-рыбалку и пр.) погулять на выходные: «Вам с психологом (это про меня) психиатр нужен». Действительно, в окно на эти сопки иногда смотреть страшнее, чем по ним лазить.
[70]В августе 1998 г. начался обвал рубля (с тех времен остались термины: банкформирования, черный вторник и пр.). За три месяца рубль подешевел в 6 раз.
[71]Клички. Подробнее о жизни браконьеров-добытчиков в книге «Хохот Шамана».
[72]Отдел кадров.
[73]Деньги, конечно, быстрее кончаются. Да и дел много. Обычно ректорат «УБЕДИТЕЛЬНО» рекомендует брать часть отпуска в зимние каникулы, когда и так занятий нет и из дома лишний раз не выйдешь в Магадане.
[74]Шаман просил не называть имена. На меня они произвели впечатление.
[75]См. в книге «Свобода Шамана» раздел «Детали схемы универсального анализа».
[76]Предупреждая вопросы: я не знаю, почему центр проекта за эти сто лет переместился из Москвы в Магадан. Может быть, вместе с ментальностью Шамана и других репрессированных.
[77]Вспомнили одноименную книгу Н.Г. Чернышевского и сакраментальность вопроса.
[78]См. философию русского космизма.
[79]Начало песни на стихи Л. Муравской.
[80]Слоган из «Игры престолов».
[81]См. раздел «Эвелны» в книге «Хохот Шамана» (также «Свобода Шамана», выпуски после 2012 г.).
[82]Вчера за чаем вспомнили старый анекдот: поручик Ржевский хочет познакомиться с дамой и придумывает повод заговорить. Наконец подходит, пинает ее собачонку и говорит: «Низко летит. К дождю-с. Позвольте представиться…»
[83]Функциональный генез значения в практической деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 1988.
[84]Здесь кавычками выделена метафора, понятная в контексте разговора: мастерство речи как мастерство полета.
[85]Шаман сказал это слово, но его следует понимать скорее как «причувствовавшись».
[86]Млечный Путь.
[87]По контексту поэмы А.С. Пушкина «Русалка». Про «Я сам – Ворон» и др. см. в предыдущих книгах разделы «Хохот Ворона», «Хохот Медведя», «Снежный человек».
[88]Гераклит Эфесский. Фрагменты. О природе. М.,1910.
[89]Глубоководная рыба без органов зрения не может иметь представления о Солнце, Луне, людях, их деятельности и пр. У некоторых из многообразных существ, пока объединяемых для нас названиями снежный человек, русалка, леший и др., на одно или несколько чувств больше, чем у нас. См. в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана»), раздел «Снежный человек» и в этой книге разделы «Дальше личности» и «Люрна».
[90]Хохот Шамана. Магадан: Кордис, 2001. 55 с.
[91]Серкин В.П., Сиротский В.Е. Психосемантика: на пути к моделированию // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. № 3. С. 30.
[92]Подробнее см. Приложение 4 «Деятельностная теория сознания».
[93]По К.Э. Циолковскому.
[94]Часто встречающийся факт появления нового знания как припоминания (знание вдруг осознается как уже существующее в сознании) Шаман считает одним из доказательств предыдущих реинкарнаций. Я как психолог интерпретирую этот факт чуть по-другому (см. Приложение 4).
[95]Для нас. На большем отрезке времени знания становятся релятивными и более диалектичными. См. подробнее Приложение 5. Простые примеры усложнения знаний.
[96]Абсолюта.
[97]Для научных сотрудников: в сложившейся сегодня оценке философских концепций считается, что чем более концепция антропоморфична, тем менее она объективна и философична. Отмечу, однако, что если бы в Первичном Зерне вообще не было бы антропоморфичных тенденций, то современный человек не существовал бы сегодня. Здесь мудрее был бы диалектический синтез.
[98]Подробнее см. Приложение 3 «Образ мира и образ жизни шамана».
[99]Длительность во времени обычной человеческой жизни и большинства цивилизаций столь мала, что мы воспринимаем лишь очень малый отрезок дуги временного цикла и поэтому считаем время линейным.
[100]Почти бесконечное для нас эволюционное расстояние между простейшими и Миром Предков или между человеком и Миром Предков с точки зрения трансценденции Абсолюта неразличимо. Для него все это в одной и той же Вселенной.
[101]Чем «чище» лабораторный эксперимент в психологии, тем более экологическая валидность исследования стремится к нулю.
[102]Не только физических, но и плазменных, энергоинформационных и других.
[103]Шаман именно так говорит, персонифицируя неизвестно кого. Например, цитирую: «Советский хитро придумал – холодильник. Это решило проблему на лето». Он все меряет временными мерками своей жизни (Царский, Советский, Нынешний и пр.). Например: «Этот тракт (от Якутска до Охотска) еще Царский пробил». «Компьютер при Нынешнем появился» и т. д.
[104]Если вам повезет и попадется бутыль больше стандартной, которая свободно надевается на голову без среза одной из сторон (такие иногда выносит), то ее нужно хорошо промыть (вдруг химия), срезать только дно, а на смотровой стороне сделать вырез для глаз и, по мере надобности, вентиляционные вырезы.
Крышечку обязательно снять для вентиляции, шапочку под шлемом надвинуть вперед, чтобы лицо не касалось пластика. Все это читается и представляется образно в квартире даже несколько смешно, но в жесткий встречный ветер при морозе вы не раз порадуетесь своему шлему.
[105]И чтобы пар выходил, когда «кипит наш разум возмущенный» (из анекдота).
[106]Подробнее см. здесь раздел «Философия Шамана», пункт «Гносеология».
[107]Серкин В.П. Деятельностная теория сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 2. С. 93—111. См. Приложение 4.
[108]См. в книге «Хохот Шамана» («Свобода Шамана») в Приложениях. «Вариант помощи при невротической импотенции».
[109]Серкин В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности. Дисс. … докт. психол. наук. На правах рукописи. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 356 с.
[110]По публикации: Серкин В.П. Влияние профессиональной специфики образа мира и образа жизни на восприятие // Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова. Материалы Международн. научно-практич. конф. Москва, октябрь 2016. М.: Акрополь. С. 68–78.
[111]Сегодня март 2016-го – 146 тыс.
[112]Интервью 2010 года.
[113]Интервью 2011 года. Сегодня (2016) работаю с русскоязычными издательствами без литагента.
[114]Интервью 2011 года.
[115]См. здесь в Приложении 4 статью «Деятельностная теория сознания».
[116]Например, в середине 1990-х автору, преподавателю психологии, несколько месяцев звонил приверженец только что обретенного тогда религиозного учения и просил и весьма настоятельно требовал убрать из психологических курсов упоминание о З. Фрейде. В маленьком городе (например, Магадане, но и не только) желающие прослыть «новыми принципиальными» провинциальные журналисты, работавшие, кстати, до перестройки в печатных органах обкома КПСС, не раз обрушивались на преподавание психологии и на всю науку со страниц местной печати. Ректорат дистанцировался от дискуссии. Сегодня можно было бы списать все это на «угар девяностых», но «история повторяется».
[117]Брамфатура Земли (Шаданакар) – совокупность всех пронизывающих друг друга слоев реальности (оболочек реальности) Земли (Андреев, 1997). Аналогичные модели многих оболочек тела человека используются в теософии, йоге и др., но без использования подобного термина.
[118]Постулируемая многомерность является необходимым, вынужденным ходом для описания порождающей модели, объясняющей полученные феномены. Этим ходом вынуждены были воспользоваться многие авторы, начиная с Платона («Наш мир лишь тень мира идей»). Его использовал и Д. Андреев, описывающий Розу мира, и А.Н. Леонтьев (Леонтьев, 1983), описывающий образ мира.
[119]Тем не менее в упомянутой выше «Тайной доктрине» приводится более сложная, чем современная естественнонаучная, космогоническая концепция, в которой, в частности, утверждается, что субстанция Вселенной (и Земли) в другие периоды развития определялась и будет определяться другими «физическими» (пространство, время, плотность и пр.) свойствами.
[120]Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 12–06—00463а: Невроз отложенной жизни: специфика образ мира и образа жизни.
[121]В качестве классического примера можно привести расчленение единого процесса сознания на реально не существующие по отдельности познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, внимание.
[122]В книге «Хохот Шамана» [11] главный литературный персонаж говорит интервьюеру об ольхе как растении, забирающем энергию, и о березе как растении, дающем энергию.
[123]Облегчающий эффект взаимодействия с домашними животными известен на основе житейского опыта многим людям.
[124]Также в период нахождения в измененном состоянии сознания могут быть получены и другие самые разнообразные знания: космогонические, о человеческих отношениях, информация о потерянном родственнике, о миграциях животных и пр.
[125]Социальный индивид как субъект приспособления к социальным условиям еще не является личностью. Личность на основе культуры всегда выше просто адаптации [16].
[126]Среди известных отечественных психологов и философов такие факты изучали и свидетельствовали о них В.П. Зинченко, И.М. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын, Б.В. Раушенбах, М.Г. Ярошевский и др. (Зинченко, Леонтьев, 1978; Перевозчиков, 1989; и др.).
[127]См. п. 1.4 «О субстанциональном статусе субъективности как основы активности» в авторской работе (Серкин, 2006).
[128]Общепринятыми параметрами активности являются: а) расположение на шкале «пассивность (не реактивность) – активность»; б) мера воздействия (изменения, структурации) – расположение на шкале «адаптация – преобразование»; в) возможность (и величина) пространственно-временных промежутков между моментами начала активности и наступлением результата.
[129]Т.е. вовсе не взаимодействие двух факторов, не когерентность, не структурная стабильность и другие упрощенные общепринятые объяснения.
[130]Попутно дан ответ на «трудную проблему сознания»: как кто-то осознает себя субъектом? (Чалмерс, 2013). Действительно, вне деятельностного подхода такая проблема является неразрешимой.
[131]Здесь принципиальное различие предлагаемой теории с рефлексивной теорией сознания (Velmans, 2009), в которой априорно предполагается наличие абсолютно объективной реальности.
[132]Утверждение А.Н. Леонтьева о том, что «деятельность конституирует» (выстраивает) структуру психического, согласно нашей концепции, должно быть экстраполировано не только на психические структуры, но и на физические структуры субъекта деятельности (человека и его инструменты, группы, общества и т. д.).
[133]Т.е. «телесный образ» (Серл, 2002; Velmans, 2009; и др.), возможно, и является одной из составляющих сознания (хотя мне кажется правильнее: «образ телесной активности»), но это важно именно как принцип описания, а не как структура. Структура меняется на каждом эволюционном уровне.
[134]Пока сознательно не обсуждаю вопрос о временной протяженности влияния.
[135]В этих терминах прослеживается антропоцентрический редукционизм – приписывание человеческих качеств сложным сущностям.
[136]«…Доведенная до предела человеческих возможностей свободная воля способна управлять субъективной реальностью после прекращения дыхания и остановки кровообращения. Причем если переход в «иную реальность» совершается хорошо подготовленным человеком произвольно, то изменяются даже свойства его тела. Последний, известный мне пример этого феномена – нетленность тела XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова, хранящегося сегодня в Иволгинском дацане «Хамбын Сумэ» (Бурятия)» (Сердюков, 2013, с. 105).
[137]Интенсивность теплового облучения отслеживалась и была во всех сериях эксперимента во много раз меньше нижнего абсолютного порога тепловой чувствительности.
[138]Включая владение инструментарием.
[139]Нижний уровень таблицы предложен в работе «Методология психологии: проблемы и перспективы» (2013, Василюк Ф.Е., Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Петровский В.А., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г.).