Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

У истоков философ жизни стоит А. Шопенгауэр, основной его труд «Мир как воля и представление».

В качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – «вещь сама в себе», которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Понятие воли по Шопенгауэру означает «то, что сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления». Объяснив сущность «вещи в себе» Ш. перешел и к сущности мира. «Мир как воля» – основной тезис Ш. Но когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Такова онтологическая сущность философии Ш. С его онтологией связана и гносеология. Исходной предпосылкой ее я-я истина, которая имеет силу для каждого познающего существа, а именно – «мир есть мое представление». Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Его способ познания мира: т. к воля «сама по себе бессознательна и слепа»,поэтому рациональное познание изначально чуждо ей. Поэтому основным я-я интуитивное познание, которое реализуется ч/з переживание мира. Следовательно, высшим видом познания является не наука, а искусство, основанное на интуиции и способно в большей степени раскрыть волю к жизни.

Ницше так же как и Ш. в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь – вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. А ее сущность – воля к власти есть пафос – самый элементарный факт, из которого только и возникает становление. Гносеология: искусство – я-я более глубоким и надежным способом познания, чем наука. (европейская культура встала на ложный путь абсолютировав роль науки в познании). Всякое познание я-я орудием власти, поэтому его цель – приносить человечеству пользу. А истина – это как «полезное заблуждение» и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека. Старые истины, мораль, религия – все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которая признает неравенство людей. Эти новые люди «сверхчеловеки» должны стать над всеми остальными. Сверхчеловек – это люди не связанные с обществом, человек, поставивший себя на место Бога ему свойственно превосходство и презрение к «серой массе».

Психоанализ

1. Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного – особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания – все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2.Фрейдом выделяются две схемы психики:

•топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходебессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет – в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схемепсихика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

•"Оно" – мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

• "Я" – сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.

• "Сверх-Я" – давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") – сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" – нормы и запреты – часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду – "несчастное че­ловеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон:

•бессознательного – "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия – психика так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

4. Что является "ядром"бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года – "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системев основе бессозна­тельного лежит "либидо" – сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

•в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему,где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы – Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимацияпо­давленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии – ритуалы. Ритуал – коллективное бессознательное – форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подав­ляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощрен­ных ритуалов.

7. В этой связи возникает феномен толпы, массы.Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером спо­собствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии са­моценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лиде­ру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

8. На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма,разработанное его продолжателями – Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Г. Юнгом, Э. Фроммом.

В частности, Альфред Адлер(1870 - 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности,который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх(1897 - 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма.Основная идея его концепции заключается в том, что вос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям – это приводит к "невро­тизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти человека — полное ниспровер­жение культуры(морали, запретов, субординации), раскрепоще­ние, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг(1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов.Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы – универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы – "зашифрованная" история человечества, высшие истины. Цель философии – помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них – себя и окружающую действитель­ность.

Эрих Фромм(1900 - 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования:

•патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• "свобода от" и "свобода для" – негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, – помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения – культивирова­ние всеобщей любви,стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе(1898 - 1979).

Главное произведение Маркузе – "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспи­тывает нормального, но "одномерного человека",обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одно­го направления – потребления. Человек-потребитель постепен­но становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного обще­ства Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепо­щенности, в сексуальной революции.

Наши рекомендации