Семинарское занятие 7. Современная зарубежная философия
Семинарское занятие 7. Современная зарубежная философия
План
1. Общая характеристика современной философской парадигмы.
2. Неклассическая идеалистическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея
3. Прагматизм: идеи и представители (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).
4. Психоанализ. З. Фрейд.
5. Основные направления современной позитивистской философии. Классический позитивизм (О. Контаи Г. Спенсер), махизм (Э. Мах и Р. Авенариус), неопозитивизм («венский кружок», Львовско-Варшавская школа, Б. Рассел, Л. Витгенштейн.
6. Современная теологическая философия: неотомизм, тейярдизм.
7. Марксистская философия: классический и современный этапы.
8. Герменевтика. Ф. Шлейермахер, М Хайдеггер, Г. Гадамера, П. Рикера.
9. Экзистенциализм (экзистенциональная философия С. Кьеркегора, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера).
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные тенденции неклассической философии конца 19 в.
2. Что такое сциентизм и антисциентизм?
3. Что такое иррационализм?
4. Какая разница между фрейдизмом и неофрейдизмом?
5. Каково содержание философской категории «экзистенция»?
6. Определите основные черты марксистской философии.
7. Какие черты присущи материалистическому пониманию истории?
8. Что такое неомарксизм?
Основные термины и понятия: Иррационализм, философия жизни, сциентизм, антисциентизм, философия воли к жизни, концепция «творческой эволюции», феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, фрейдизм, позитивизм, махизм, неопозитивизм, эмпириокритицизм, неотомизм, тейярдизм, персонализм.
Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А.Камю
Экзистенциализм –философия существования, под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения. В период после второй мировой войны развивается во Франции идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведениях и философских трудах А. Камю (1913-198О) и Ж. П. Сартра (19О5-198О). А. Камю в своем произведении "Миф о Сизифе. Эссе Абсурда" пишет, что мир вообще и религия, в частности, равно абсурдны. Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Больше того, как утверждал Ж. П. Сартр, человек "обречен быть свободным", поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего "Я". Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось. Таким образом, экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смертью, в ситуациях, которые К. Ясперс назвал пограничными, причем само существование характеризуется в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно. Собственное существование переживается перед лицом опасности, в страхе перед неизвестным или в таких «пограничных ситуациях» по Ясперсу, как любовь, смерть, страдание. В самом деле, именно в опасные для жизни критические ситуации раскрывается человек.
Психоанализ
1. Психоанализ— направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Основателем психоанализа считается австрийский ученый-психиатр Зигмунд Фрейд(1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:
• бессознательного – особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;
• реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.
Отрицательные эмоции, нереализованные желания – все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".
Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.
2.Фрейдом выделяются две схемы психики:
•топографическая;
• динамическая.
При топографическом подходебессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание – небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет – в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.
При динамической схемепсихика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.
•"Оно" – мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.
• "Я" – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.
• "Сверх-Я" – давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.
"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") – сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" – нормы и запреты – часто подчиняет "Я".
Таким образом, "Я" человека (по Фрейду – "несчастное человеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон:
•бессознательного – "Оно";
• внешнего мира;
• норм, запретов "Сверх-Я";
и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.
3. Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:
• удовольствия – психика так или иначе ищет пути к удовольствию;
• вытеснение – психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации – преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.
4. Что является "ядром"бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года – "вторую психоаналитическую систему".
Согласно первой психологической системев основе бессознательного лежит "либидо" – сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:
•в сексуальных действиях;
• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную.
Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко:
• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;
• вытеснен в бессознательное;
• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).
Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.
5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему,где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.
Центральные понятия данной системы – Эрос и Танатос.
Эрос (инстинкт жизни)лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.
Танатос (инстинкт смерти)подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.
Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.
Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимацияподавленной энергии и преобразование ее в культуру.
Общество создает заменитель подавленной энергии – ритуалы. Ритуал – коллективное бессознательное – форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество – религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.
По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:
• к массовым психозам, всенародной депрессии;
• к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.
7. В этой связи возникает феномен толпы, массы.Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.
Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.
Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.
Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.
8. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма,разработанное его продолжателями – Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Г. Юнгом, Э. Фроммом.
В частности, Альфред Адлер(1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности,который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.
Вильгельм Райх(1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.Основная идея его концепции заключается в том, что воснове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям – это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.
Единственный способ спасти человека — полное ниспровержение культуры(морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.
Карл Густав Юнг(1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов.Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы – универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы – "зашифрованная" история человечества, высшие истины. Цель философии – помочь человеку "расшифровать" архетипы,понять их смысл, а через них – себя и окружающую действительность.
Эрих Фромм(1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:
•патриархат и матриархат;
• гуманистическое и авторитарное сознание;
• власть и подчинение;
• стремление к обладанию и просто жизнь;
• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
• "свобода от" и "свобода для" – негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, – помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения – культивирование всеобщей любви,стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.
Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство,близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе(1898 - 1979).
Главное произведение Маркузе – "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека",обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления – потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.
Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.
Герменевтика
1. Герменевтика– направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Основные вопросы герменевтики:
•как возможно понимание?
• как устроено бытие, существо которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать – значит быть понятым.
Предметом исследования,как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
• "герменевтический треугольник" – взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;
• "герменевтический круг" – циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций – случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
2. Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались "расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.
К числу современных философов-герменевтов можно отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).
Согласно Шлейермахерупри толковании текста возможны два метода – грамматический и психологический. С помощью первого выявляется "дух языка", с помощью второго – "дух автора".
Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.
Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):
• дивинации – искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;
• сравнения – сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.
Взгляды раннего Хайдеггерасовмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.
Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах –условиях человеческого существования. Их два – положенность и понимание:
• положенность – человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания в мире (человек вначале "положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);
• понимание – человек обнаруживает, что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпретация (человек истолковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).
Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основано на понимании).
Ганс Гадамерпризывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).
Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.
В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, – "опыт мира"), во-вторых, вносит свою частицу в "опыт мира". Передача "опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги – тексты, "язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.
Центральное понятие философии Поля Рикера – личность.Личность – творец всей человеческой культуры. Цель философии – разработать метод понимания человеческой субъективности.
В качестве данного метода Рикер предлагает "регрессивно-прогрессивный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения – прошлое, настоящее, будущее.
По Рикеру, человеческая личность телеологична – направлена в будущее.
Семинарское занятие 7. Современная зарубежная философия
План
1. Общая характеристика современной философской парадигмы.
2. Неклассическая идеалистическая философия А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея
3. Прагматизм: идеи и представители (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).
4. Психоанализ. З. Фрейд.
5. Основные направления современной позитивистской философии. Классический позитивизм (О. Контаи Г. Спенсер), махизм (Э. Мах и Р. Авенариус), неопозитивизм («венский кружок», Львовско-Варшавская школа, Б. Рассел, Л. Витгенштейн.
6. Современная теологическая философия: неотомизм, тейярдизм.
7. Марксистская философия: классический и современный этапы.
8. Герменевтика. Ф. Шлейермахер, М Хайдеггер, Г. Гадамера, П. Рикера.
9. Экзистенциализм (экзистенциональная философия С. Кьеркегора, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера).
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные тенденции неклассической философии конца 19 в.
2. Что такое сциентизм и антисциентизм?
3. Что такое иррационализм?
4. Какая разница между фрейдизмом и неофрейдизмом?
5. Каково содержание философской категории «экзистенция»?
6. Определите основные черты марксистской философии.
7. Какие черты присущи материалистическому пониманию истории?
8. Что такое неомарксизм?
Основные термины и понятия: Иррационализм, философия жизни, сциентизм, антисциентизм, философия воли к жизни, концепция «творческой эволюции», феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, фрейдизм, позитивизм, махизм, неопозитивизм, эмпириокритицизм, неотомизм, тейярдизм, персонализм.