Вопрос 44. Новые принципы изображения среды и человека, их реализация в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история».
Мысль о прозаичности современного писателю мира раскрывается уже в заглавии первого
гончаровского романа: история обыкновенная, а не героическая, не высокая. Гончаров чутко
улавливает всемирно-исторический но своему масштабу процесс смены патриархально-
феодального уклада и строя жизни с его узкими, но непосредственно-личными общественными
связями (отсюда и известная «поэзия», человечность прежнего бытия) укладом качественно иным
(объективно — буржуазным), отмеченным широтой, но безличностью, опосредованностью
(товаром, деньгами) человеческих отношений, их с традиционной точки зрения
антипоэтичностью.
В «Обыкновенной истории» этот момент схвачен в самой экспозиции. С молодым
представителем патриархального уголка (поместье Грачи), выпускником университета
Александром Адуевым читатель знакомится в тот переломный для него день, когда герою «стал
тесен домашний мир»: его неодолимо «манило вдаль», в жизнь «нового мира». «Он принадлежал
двум эпохам»,— сказано о слуге Обломова Захаре («Обломов»), и это с полным основанием
можно отнести к самому Илье Ильичу, живущему уже в Петербурге, но духовно не порвавшему и
с патриархальной Обломовкой. Героем переходного времени задуман романистом и художник
Райский — центральный персонаж «Обрыва».
Современники перевала истории, герои Гончарова и сам художник объективно поставлены
либо перед выбором между старым и новым укладами, либо перед поиском еще неясной и
трудноуловимой будущей «нормы», идеала взаимоотношений личности с обществом, общежития,
в равной мере отвечающего как прозаическому складу новой действительности, так и лучшим,
вечным потребностям индивида. Если некоторые герои Гончарова Петр и Александр Адуевы,
Обломов в конечном счете) не идут далее простого выбора, то сам романист свою задачу видит в
отыскании и художественном воплощении новой поэзии, нового нравственно-эстетического
идеала и положительного героя, по-своему отвечая на кардинальный вопрос современности: как
жить, что делать?
Установка на поиск и воссоздание новой поэзии, положительного характера определила
особое место Гончарова среди писателей-очеркистов «натуральной школы», многие из
нравоописательных приемов которой писатель хорошо усвоил. Неприемлема для него была
объективная депоэтизация действительности, присущая «физиологическому», бытовому очерку
40-х годов. Стремление выявить непреходящий, общечеловеческий смысл настоящего обусловило
пристальное внимание романиста к «вечным» характерам и мотивам западноевропейской и
образам русской классики (образам Гамлета, Дон Кихота, Фауста, Дон-Жуана, Чацкого, Татьяны и
Ольги Лариных и др.), не без учета которых задумывались гончаровские Обломов, Райский, Вера
и Марфенька и другие персонажи.
Первой попыткой ответить на вопрос, «где искать поэзии?» в новом прозаическом мире,
была «Обыкновенная история». В основу композиции и сюжета романа положено столкновение
двух, по мнению автора, крайних и односторонних «взглядов на жизнь», концепций отношения
личности с обществом, действительностью. Обстоятельно рассмотрев каждую из них, писатель
отвергает обе ради подлинно гармонической нормы, в общих чертах сформулированной в конце
второй части романа (в письме Александра из деревни к «тетушке» и «дядюшке»). Эпилог романа
обнажает, однако, глубокую враждебность современного века этому идеалу.
Жизненная позиция Александра Адуева выглядит подчеркнуто романтической, но этим
она не исчерпывается. В новый, неведомый еще мир Александр вступает наследником вообще
старой «простой, несложной, немудреной жизни», сплава патриархальных укладов — от
идиллических до средневеково-рыцарских. В его «взгляде на жизнь» романтически преломлена
безусловность и абсолютность (в своих истоках героическая) жизненных требований и мерок,
исключающих и неприемлющих все обыкновенные, повседневные проявления и требования
бытия, всю его прозу вообще.
Погружая Адуева-младшего в различные сферы действительной обыкновенной жизни
(служебно-бюрократическую, литературно-журнальную, семейно-родственную и в особенности
любовную) и сталкивая с ними, Гончаров вскрывает полную несостоятельность запоздало-
героической «философии» своего героя. Независимо от воли Адуева-младшего жизнь
пересматривает, снижает и пародирует его абсолютные критерии и претензии, будь то мечта «о
славе писателя», о «благородной колоссальной страсти» или об общественной деятельности сразу
в роли министра, обрекая героя на трагикомическую участь.
Во второй части произведения художник развенчивает и позицию Адуева-старшего,
петербургского чиновника и фабриканта, представителя и адвоката «нового порядка», с его
культом прозаично-прагматических, повседневных интересов действительности. «Практическая
натура» (Белинский), Петр Адуев с его апологией «дела», «холодным анализом» задуман
носителем, в свою очередь, одного из коренных «взглядов на жизнь». В отличие от «племянника»,
признававшего лишь безотносительные, непреходящие явления жизни вне связи с их
повседневными, обыкновенными сторонами, Адуев-старший не находит и не приемлет в мире
ничего, кроме текущего, относительного и условного. И это характеризует его понимание
священных в глазах Александра дружбы, потребности в искреннем человеческом союзе, самой
любви, которую «дядюшка» называет попросту «привычкой». Обобщенно-типологическая по
своей сущности позиция Петра Адуева, не исчерпываясь буржуазным практицизмом,
харакаеризуется безраздельным позитивизмом и релятивизмом.
Если героически мыслящий Александр не выдержал испытания жизненной прозой, то суд
над Адуевым-старшим Гончаров вершит с позиций именно тех общечеловеческих ценностей
(любовь, дружба, человеческая бескорыстная теплота), которые герой «нового порядка» считал
«мечтами, игрушками, обманом». Полный жизненный крах «дядюшки» в эпилоге романа уже
очевиден.
Истина жизни, которой должен руководствоваться нынешний человек, заключается, по
Гончарову, не в разрыве ценностей и потребностей абсолютно-вечных и относительно-
преходящих, духовно-внутренних и внешне-материальных, чувства и разума, счастья и «дела»
(долга), свободы и необходимости, но в их взаимосвязи и единстве как залоге «полноты жизни», и
цельности личности. Доминантой в этом единстве должны быть, тем не менее, немногие
«главные» духовно-нравственные интересы и цели человека типа одухотворенного, «вечного»
союза мужчины и женщины, искренней дружбы и т. п. Одушевляя и поэтизируя собой
разнородные текущие практические заботы и обязанности людей (в том числе и социально-
политического характера), эти «главные» цели снимают их ограниченность и прозаичность. Так,
прозревший Александр намерен из «сумасброда... мечтателя... разочарованного... провинциала»
сделаться «просто человеком, каких в Петербурге много», не отбрасывая свои «юношеские
мечты», но руководствуясь ими. Конкретного воплощения новый нравственно-эстетический идеал
(новая поэзия) в «Обыкновенной истории», однако, не получил. Переходно-прозаическая эпоха в
итоге художественной ее поверки предстала еще неодолимо расколотой, состоящей лишь из
ограниченных крайностей. Тут возможна либо поэзия, не искушенная прозой, либо проза без
грана поэзии.