Отчёт о результатах эмпирического исследования

В ходе исследования, проведённого в форме анкетного опроса со студентами Приморской сельскохозяйственной академии были выявлены различия в переживании социального одиночества среди студенческой молодёжи разных возрастов.

Итак, одиночество является серьезной проблемой в среде студентов. С большой вероятностью можно предположить, что с завершением обучения в школе, когда молодые люди вступают в самостоятельную жизнь, все более ощущается проблематичность самой жизни, актуальными становятся вопросы самореализации и осуществления жизненных планов.

После окончания школы изменяется объективное социальное положение юношей и девушек, структура их социальных и межличностных связей. Друзья детства чаще всего находятся далеко и начинают новую жизнь в других городах. Многие студенты, начав обучение, живут впервые отдельно от родителей. Они лишаются не только эмоциональной поддержки своих семей, но и ощущения надежности, которое вселяют привычные заведенные в семье порядки. Для некоторых новичков контакт с семьей может сводиться к редкому телефонному звонку или письму. Разрыв коммуникативных связей и эмоциональных отношений со сверстниками после окончания школы оказывается для многих невосполнимым. Доля тех, перед кем вообще не встает вопрос об одиночестве, во всех группах, кроме школьников, остается примерно одинаковой. Дальнейшие возрастные изменения оказывают небольшое влияние на частоту возникновения самого явления одиночества.

Неудивительно поэтому, что одиночество является серьезной проблемой студентов, особенно первокурсников. Многие студенты испытывают состояние напряженности, чувство неуверенности, обособленности, внутренней дискомфортности, когда они впервые сталкиваются с новой для них межличностной средой. И от того, насколько быстро и успешно пройдет период адаптации к новым условиям, насколько удачно сможет студент влиться в новое общество сверстников, т.е. насколько он сможет безболезненно пережить возникшую перед ним жизненную ситуацию, настолько он сможет решить проблему одиночества.

Если говорить о конкретных видах одиночества, то наиболее часто встречается духовное одиночество, а наименее часто – коммуникативное.

Иными словами, чисто коммуникативные связи и контакты у студентов выражены сильнее. Данный факт является одним из проявлений «одиночества в толпе». Коммуникативные связи в условиях современного урбанизированного общества развиты у многих, а эмоциональная и духовная близость с другими людьми часто отсутствует.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношении. Враждебность и пассивность – как причины и следствие одиночества, часто сопровождают его. И из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает возможность одиночества.

Одиночество как жизненная ситуация и чувство одиночества – это новообразование в юношеском возрасте.

Итак, одиночество, возникающее на основе осознания и преувеличения своей уникальности, при неблагоприятно складывающемся общении может перерасти в отчужденность, изоляцию, чувство собственной неполноценности, а это приводит к возникновению чувства тревоги, печали, несчастья. Вместе с тем, мы видим и примеры того, что одиночество может становится для человека (даже молодого) источником положительных переживаний.

Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин сильный пресс испытывает и молодежь.

Основными из них являются следующие: 1) нарушение связи между поколениями в семье, что, в свою очередь, может быть обусловлено материальным неблагополучием семьи, увеличением рабочего времени родителей, их алкоголизмом и криминальным поведением и т.д.; 2) разрушение системы организации досуга детей и молодежи, особенно по месту жительства, которая и ранее была далека от совершенства, а теперь отсутствует практически полностью; 3) сложность трудоустройства в соответствии с полученными образованием и квалификацией, вследствие чего значительная часть молодежи вынуждена работать временно или вообще без юридического оформления на работу, что становится причиной постоянной тревоги и напряженности, лишает постоянного круга общения; 4) уменьшение числа заключаемых браков и увеличение среднего возраста вступления в первый брак, что связано и с общей демографической ситуацией в стране, и с экономическими проблемами молодых семей, в частности с высокими ценами на жилье.

В социологии и социальной психологи достаточно разработанной является проблема одиночества в пожилом возрасте. В настоящее время в зону социального риска, вызываемого отчуждением, оказались включенными подростки и молодежь. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенности в завтрашнем дне, увеличения стрессовых ситуаций, нарушения межличностных отношений, отчаяния, одиночества.

Социальному типу одиночества подвержены люди, ощущающие себя непринятыми окружающим социумом и миром в целом. Особо острые и хронические формы одиночества, как социального явления называются «неприятием», «остракизмом», «изгнанием», «отставкой».

Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания подрастающего поколения, его внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного внимания общества. Практически отсутствует развитая инфраструктура социальной защиты молодежи, крайне непрочны семейные связи - дети и взрослые отчуждены друг от друга. К тому же, невысок уровень психолого-педагогической культуры многих родителей. Проблема одиночества молодых людей недостаточно учитывается при организации социальной работы с ними и не рассматривается в качестве задачи психологической помощи людям.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и людей, не обладающих выраженными талантами. Известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда потребность в одиночестве актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей для ее удовлетворения также вызывает негативные последствия.

В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления ее решения.

Особенно очевидным это становится тогда, когда речь заходит о решении проблемы применительно к конкретной личности. Как мы уже указывали, человек может чувствовать себя одиноким (либо, напротив, остро ощущать недостаток одиночества) при любых социально-экономических и материальных условиях жизни. Дело в том, что если даже допустить возможность построения идеального общества, способного гарантировать свободу и социальную защищенность каждой личности в любой период ее жизни, личные проблемы людей, связанные с особенностями их характера и отношениями с другими людьми не исчезнут [8, с. 116-117].

Студенты, которые являются объектом моего исследования, обучаются в Приморской сельскохозяйственной академии, в институте земледелия и природообустройства, и прикреплены к кафедре водоснабжения и водоотведения. Возраст первокурсников от 17 до 18 лет, возраст пятникурсников от 21 до 22 лет. Пол респондентов не имеет значения. Возглавляет доцентом Децик В. Н., отвечает в институте за подготовку инженеров, призванных напоить нас чистой питьевой водой, умеющих строить сложные инженерные сооружения - плотины, дамбы, насосные и водоочистные станции. Этому их учат выпускники бывшего гидрофака, а сейчас доценты Фалько В. В., Суровикин В.Т., Богатый А.А., опытнейший проектировщик систем водоснабжения, старший преподаватель Попова Г.К.. Эта кафедра имеет уникальный комплекс лабораторного оборудования, позволяющий моделировать различные процессы водоснабжения и водоотведения. Не случайно выпускники, получившие инженерную специальность, всегда востребованы производством.

Проверка основной гипотезы

Основная гипотеза эмпирического исследования звучит следующим образом: уровень переживания социального одиночества у первокурсников выше, чем у пятикурсников.

Таблица 1. Первичные показатели уровней переживания социального одиночества у студентов 1 и 5 курсов ПГСХА, Института земледелия и природообустройства, факультета «Водоснабжения и водоотведения»

  Высокий уровень (от 40 до 60 баллов) Средний уровень (от 20 до 40 баллов) Низкий уровень (от 0 до 20 баллов)
Количество студентов

Из таблицы 1 и в приложении Б мы видим, что у большинства респондентов уровень ощущения социального одиночества средний, но это не говорит о том, что они никогда не испытывают чувство одиночества, скорее оно либо носит ситуативный характер и в настоящее время не ощущается студентами, либо сознательно отрицается студентом в силу нежелания показывать свои чувства другим людям, либо не осознается им благодаря защитным механизмам. Так или иначе, нельзя отрицать, что состояние одиночества в жизни студента играет значительную роль.

Для того, чтобы проверить на верность основную гипотезу нужно узнать, как распределились ответы между первокурсниками и пятикурсниками.

Таблица 2. Сравнение первичных показателей уровня переживания социального одиночества у студентов 1 и 5 курсов ПГСХА, Института земледелия и природообустройства, факультета «Водоснабжения и водоотведения»

  Высокий уровень одиночества Средний уровень одиночества Низкий уровень одиночества
Первокурсники
Старшекурсники

По условию гипотезы нужно было определить у кого высокий уровень одиночества: у первокурсников или у пятикурсников. Из таблицы 2 видно, что у семерых первокурсников высокий уровень переживания социального одиночества, а из старшекурсников только у одного. Так же, приближенный к высокому средний уровень ощущения одиночества преобладает среди первокурсников. Следовательно, гипотеза подтверждена.

Для студентов с высоким уровнем переживания одиночества свойственна заниженная самооценка, трудности в установлении гармоничных межличностных отношений с людьми, неуверенность в себе. Эти показатели и являются индикаторами того, что человек вынужденно переживает одиночество и, как следствие, испытывает негативные эмоциональные состояния, что позволило нам наметить основные, в связи с обсуждаемой проблемой, задачи социально-психологической службы вуза и кураторов: формирование у студентов положительного самоотношения, повышение ценности своей личности; формирование доверительных отношений с группой сверстников, повышение коммуникативной компетентности студентов; понимание позитивной роли одиночества в развитии личности.

Причины того, что первокурсники больше подвержены риску испытать чувство одиночества, чем старшекурсники могут быть различными: разрыв прежних социальных связей и отношений, неудачные попытки наладить новые социальные связи, неуверенность в себе, низкая самооценка, непонимание со стороны других, отсутствие партнёра, пребывание вдали от дома, отсутствие средств, разрыв отношений с любимым человеком и т.д.

Но со временем обучения в университете социальные связи налаживаются и множатся, и к концу 5 курса студент обзаводится новыми знакомствами и друзьями, обретает новый дом, встречает свою любовь, становится старше и уже не обращает внимание на то, что не давало ему покоя в 17 лет. И, следовательно, менее подвержен испытать чувство одиночества.

Заключение

В ходе выполнения дипломной работы были выполнены все поставленные задачи.

Проанализировав основные социально-философские и социологические теории можно сделать вывод о том, что в отличие от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают чувство одиночества патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия.

Одиночество – это состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.

Проблема одиночества может и должна исследоваться с социологической точки зрения, несмотря на то, что она традиционно изучается, прежде всего, в рамках психологической науки.

Мы выяснили, что социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности. Однако еще не ясно, в какой мере совпадают различные состояния, определяемые на данный момент как одиночество. Было бы удобно считать их отличными друг от друга, но они могут и не быть таковыми. И, наиболее подвержена риску испытать это чувство - студенческая молодёжь, а именно студенты – первокурсники.

В завершении эмпирического исследования в выборке студентов, принимавших в ней участие, стало ясно, что у первокурсников преобладает высокий уровень одиночества, что подтверждает основную гипотезу, и, следовательно, решает поставленную задачу.

Один из ключевых выводов данной работы заключается в необходимости удовлетворенности студентов своими взаимоотношениями. Можно добиться больших результатов в преодолении одиночества у них, углубив и укрепив уже имеющиеся контакты.

А недовольство отношениями может возникнуть по многим причинам. Иногда такой причиной являются непрактичные или просто завышенные нормы социальных взаимоотношений, поэтому студентам необходимо научиться ставить перед собой достижимые цели общения.

Другой причиной может быть неправильное понимание путей выхода из депрессии и одиночества. И наконец, самым важным является непонимание самих причин одиночества. Концентрируя внимание, к примеру, на личных недостатках, студент может совершенно выпустить из виду фактор обстановки.

Таким образом, очень важно помочь студентам приобрести навыки поведения, необходимые для установления и поддерживания удовлетворительных отношений. Однако не следует забывать и о том, что для некоторых вполне достаточно будет открыть им глаза на истинные причины одиночества.

Список литературы

1. Абульханова, К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. — Т.20. – №5. – 5-14 с.

2. Адамович, Г. Одиночество и свобода-М.: Республика, - 1996. - 447 с.

3. Алейникова, О.С. Одиночество: философско-культурологический анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук СПб. - 2005. - 19 с.

4. Бакалдин, С.В. Одиночество и его связь с функциями "я": Автореф. канд. психол. наук-Краснодар, 2007.-23 с.

5. Баткин, Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания.- М., 2000— 1005 с.

6. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования,-М.: Academia, 1999.-457 с.

7. Бердяев, Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994 - С. 230-316.

8. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии-М.: Наука, 1975 -С. 165-183.

9. Бубер, М. Проблема человека // Лабиринты одиночества- М.: Прогресс, 1989.-С. 88-97.

10. Буянов, М.И. От одиночества к общению, или контакте»логия.- М.: Рос. о-во медиков-литераторов, 1998 121 с.

11. Бячкова, Н.Б. Феномен одиночества: философско-антропологический анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук-Пермь, 2006.-23 с.

12. Вейс, Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества- М.: Прогресс, 1989,-С. 114-128.

13. Вербицкая С.Л. От описания особенностей восприятия одиночества к его определению // Прикладная психология - 2001.- №5 - С. 1-9.

14. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества. Автореф. . канд. психол. наук СПб., 2002.-21 с.

15. Гагарин А.С. Homo Solus: Одиночество как феномен человеческого бытия // Рациональность иррационального Екатеринбург, 1991.- С. 78-110.

16. Гагарин А.С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх (От античности до Нового времени). Историко-философский аспект. Автореф. дис. . доктор филос. наук —Екатеринбург, 2002.-47 с.

17. Гарбузов Д.В. Феномен одиночества: опыт герменевтико-экзистенциального анализа. Автореф. . канд. филос. наук-Волгоград, 2000.-24 с.

18. Гладышев С. А.Как выжить в толпе и остаться самим собой Ростов-на-Дону: Феникс, 2004,- 384 с.

19. Глазков А.П. Одиночество Dasein в «Бытии и времени» М. Хайдеггера: Автореф. дис. . канд. филос. наук.-М., 1999.-20 с.

20. Давыдова М.А. Как преодолеть одиночество: Многообразие видов одиночества-М., 2001.-232 с.

21. Джонг-Гирвельд Д., Раадшелдерс Д. Типы одиночества // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989-С. 301-319.

22. Долгинова О.Б. Изучение одиночества как психологического феномена // Прикладная психология.- 2000,- №4 — С. 28-36.

23. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте. Автореф. . канд. психол. наук.-СПб, 1996.-23 с.

24. Дробышевский B.C. Терапия одиночества или терапия одиночеством?-Чита: ЧитГУ, 2004.- 113 с.

25. Иконникова, С.Н. Социология молодежи / С. Н. Иконникова. – Л.: Знание, – 1985. – 32 с.

26. Кирпиков, А. Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте. Москва. – 2002. – 181 с.

27. Кон, И.С. Молодежь: философский энциклопедический словарь / И. С. Кон. – М., 1989. – 447 с.

28. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества М.: Московский психолого-социальный институт, 2005 - 196 с.

29. Кристи Н. По ту сторону одиночества,- Калуга: Духовное сознание, 1993 — 178 с.

30. Куртиян С.В. Одиночество как социальное явление. Автореф. . канд. социол. наук.-М., 1995.-22 с.

31. Кутрона, И. К. Одиночество иногороднего студента (Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации) // Перевод Елены Егоровой. – 2002. – 15 с.

32. Леонов В.В. Одиночество вдвоем-М.: Сов. Россия, 1991.- 80 с.

33. Лисовский, В. Т. Молодежь и современность / под ред. В.Т. Лисовского и В.А. Ядова. М., – 1978. – 51 с.

34. Луман Н. Теория общества // Теория общества: Сборник М.: КАНОН-пресс-Ц, 1999.-С. 79-95.

35. Лэнгле А. Грандиозное одиночество. Нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен // Московский психотерапевтический журнал-2002.- №2.-С. 34-58.

36. Лясников, Н.В., Лясникова, Ю.В. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи (социологический аспект): учебное пособие / Н. В. Лясников. – М., 2003. – 256 с.

37. Мазуренко Е.А. Одиночество как феномен индивидуальной и социальной жизни : автореферат дис. . канд. филос. наук.- Архангельск: Помор, гос. унт им. М.В. Ломоносова, 2006 27 с.

38. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989-С. 52-87.

39. Нечаев А.В. Онтология одиночества: рассуждения о природе человеческого одиночества-Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2004.-281 с.

40. Пепло Л.Э., Мицели М. Мораш Б. Одиночество и самооценка // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, – 1989. – 169-191 с.

41. Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. - С. 152-168.

42. Покровский, Н. Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н. Е. Покровский, Г. В. Иванченко. – М., 2008. – 401 с.

43. Пузанова, Ж. В. Проблема одиночества: социологический аспект измерения. – М.: Издательство РУДН, 2008. – 189 с.

44. Романова Н.П. Одиночество: введение в проблему,- М.: МПУ, 2003,- 323 с.

45. Рук К., Пепло Л. Перспективы помощи одиноким // Лабиринты одиночества-М.: Прогресс, 1989-С. 512-551.

46. Румянцев М.В. Социально-философский анализ явления одиночества. Автореф. . канд. филос. наук-Красноярск, 2006.-25 с.

47. Садлер, У.А.,Джонсон, Т. Б. От одиночества - к аномии / Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 31-45.

48. Сафина З.Н. Социально-педагогические условия преодоления одиночества учащейся молодежи. Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1998. - 158 с.

49. Старовойтова Л.И. Одиночество: Социально-философский анализ. Автореф. . канд. филос. наук.-М., 1995.-21 с.

50. Татарова, Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях // Учебное пособие — М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2007. — 236 с.

51. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты. Автореф. . доктор филос. наук.- Н.Новгород, 2006 48 с.

52. Уледова И.А. Социальное одиночество как духовное состояние социальных субъектов. Автореф. . доктор социол. наук —М., 1999.-42 с.

53. Филоненко В.И. Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д, 2009.

54. Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература.- 1996 №1- С. 1124.

55. Фромм-Райхман Ф. Одиночество-М.: Экспресс, 1986.-73 с.

56. Хамитов Н. В. Философия одиночества. Киев: Наукова думка. – 1995. - 171 с.

57. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы Киев: Украина. - 1991. - 270 с.

58. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал.- 1994.-№1.-С. 35-52.

59. Янг, Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества. – М., 1989. – С. 552-593.

60. Яхонтова Е.С. Прощай одиночество! Одиночество как социально-психологическая проблема.- М: ИВЭСЭП, 2007.- 234 с.

Приложения

Приложение А

Наши рекомендации