Концептуальная модель исследования
Для того чтобы осуществить процедуру уточнения двух основных понятий, таких как социальное одиночество и студенческая молодёжь, за основу была взята теория Роберта Вейса и его определение социального одиночества. Автор интеракционистской концепции одиночества Роберт Вейс выделает, что одиночество - это не исключительно назначение фактора личности или фактора ситуации, а работа их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Роберт Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные связи, такие, как увлечение, управление и критика. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные требования личности. Вейс считает, что имеет значение обратить деятельность исследований собственно на нахождение того, как именно выражается одиночество. С иной стороны, ему думается маловероятным отыскать когда-нибудь реальный коррелят одиночества, который будет правильно направлять на то, что оно имеет место, так чтобы не нужно было задавать лишних вопросов, аналогично тому, как увеличение зрачка может говорить о наличии заинтересованности или стискивание челюстей - о гневе. Роберт Вейс приходит к выводу, что исследователю постоянно придется рассчитывать только на ответы респондентов. Оттого проблема состоит в том, как это скорее совершить?
Р. Вейс выделяет два эмоциональных состояния, которые человек, переживавшие их, склонны воспринимать как «одиночество». Он называет их эмоциональной и социальной изоляцией. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек вынужден ощущать что-то вроде беспокойства покинутого ребенка: нерешительность, тревогу, пустоту. Социальное одиночество становится ответом на недостаток значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и ощущение социальной маргинальности. Но покамест не очевидно, в какой мере совпадают разные состояния, определяемые на настоящий момент как одиночество. Было бы уместно находить их отличными друг от друга, но они могут и не являться таковыми.
Людей, испытывающих социальное одиночество, зачастую отличает сосредоточенность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя стеснительность. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и, по мнению окружающих их людей, неимение любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Возможность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания.
Р. Вейс констатирует тот обстоятельство, что одиночество более распространенное феномен в юности, чем в более зрелом возрасте, и резче ощущается среди молодежи. Р. Вейс объясняет это, тем, что с возрастом меняется способность находить прочные и длительные связи [1, с. 14 - 40].
Исходя из слов Р. Вейса, о том, что социальное одиночество особо распространено среди молодёжи, к ним допускается так же отнести такую группу людей, как студенческая молодежь.
Студенческая молодёжь – это совокупность людей, которая в процессе включения в общество в наибольшей степени подвержена риску познать переживание одиночества и социальной маргинальности при недостаточно высоком уровне профессиональной подготовки.
Студенческая молодежь является частью молодежи как социально-демографической группы и, соответственно, характеризуется определенными признаками, присущими ей, при всем том, что сама студенческая молодежь также имеет ряд признаков, отличающих ее от молодежи в целом.
Студенчество представляет собой определённую часть молодёжи, которая имеет как общие со всей молодёжью черты, так и специфические особенности.
Слово «студенчество» обозначает в сущности студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной количеством, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное место, значение и положение; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.
С повышением социальной значимости высшего образования значение студенчества в жизни общества возрастает и увеличивается его число. Студенчество является не только лишь источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет достаточно многочисленную и важную социальную группу. Растущая многочисленность высшего образования подрывает его былую эгалитарность, делая студенчество более демократичным по социальному происхождению. Определённые сдвиги происходят и в половозрастной структуре, в частности увеличивается число женщин.
Невзирая на различия социального происхождения и, поэтому, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определённую социально-профессиональную группу. Общая активность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную единство интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и манер жизни, причём это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют остальные социально-профессиональные группы.
Необходимо заметить, что для облика студенчества характерны следующие в наибольшей степени типичные черты. В сфере образования большая) часть студентов более осознанно, по сравнению с другими группами учащейся молодежи, относится к изучению как общественных, так и специальных дисциплин; для них ход адаптации проходит более ровно и успешно; студенты учатся в основном неплохо, совестливо осваивая профессия, стремясь понять самую передовую технологию в соответствующей отрасли, становиться высококвалифицированным специалистом; для них характерны склонность к поиску, творческий подход к процессу обучения, увлеченность научно-исследовательской работой; студенты требовательны к себе, а также и к организаторам учебного процесса, к его методологической и базовой насыщенности, эффективности.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является несомненно временным, а общественное позиция студента и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, в том числе и национальные особенности системы высшего образования.
Студенчество выполняет особую функцию в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя непрерывно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, отчасти участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, значение которой в обществе возрастает.
Среди специфических характеристик, отличающих студенческую молодежь, необходимо обратить внимание, прежде всего, следующие:
учебная деятельность, связанная с подготовкой к избранной профессии;
присущность к одному возрасту (от 17 до 22 лет), что очень много значит вследствие того, что с возрастом связано и своеобразное созерцание мира, психофизиологические особенности личности [7, с. 51].
В.И. Филоненко отмечает, что современное студенчество в большей степени дифференцировано, чем интегрировано, и изначально разделяющими студенческую молодежь свойствами являются их этнокультурная особенность и избранная специальность
С целью создания более интегрированной студенческой среды данным автором предлагается активизация и увеличение эффективности социализации студенчества, что позволит принять решение задачу улучшения межгрупповых, межличностных и межэтнических взаимодействий и взаимоотношений в студенческой и, шире, молодежной среде [13, с. 108].
Таким образом, преобразования российского общества вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающиеся проблем адаптации молодежи к новым социально-экономическим и политическим отношениям, в том числе: проблем рынка труда, социальной защиты молодежи и молодых семей. Из всех проблем молодежи и студенчества исключительного внимания заслуживает развитие ее системы ценностных ориентации, определяющих фундамент личности и оказывающих воздействие на сущность социальной активности, отношение к миру и самому себе, придающих значение и курс общественной позиции молодого человека [3, с. 32].
Согласно методике моего исследования, существует три типа студентов, которые, так или иначе, подверглись чувству социального одиночества:
¾ Студенты с низким уровнем переживания социального одиночества;
¾ Студенты со средним уровнем переживания социального одиночества;
¾ Студенты с высоким уровнем переживания социального одиночества.
Для студентов, имеющих высокий уровень одиночества, особо явной и выраженной является такая личностная качество, как восприимчивость, выявить которую можно в следующих характеристиках: чувствительность, избыток эмоциональных переживаний, наклонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей. Личность с высокими показателями по этому фактору характеризуется как склонная к рефлексии, задумывающаяся над своими ошибками и путями избежания таковых. Равным образом мы можем говорить о том, что для студентов с высоким уровнем переживания одиночества характерен высокий уровень интеллекта, «подчинненность», которая проявляется в таких качествах как кротость, безотказность, податливость и т.д., воздержанность и низкая нормативность поведения.
Для студентов с низким уровнем переживания одиночества, то есть не испытывающим такового, характерны следующие личностные особенности: средний или низкий интеллект, смелость, экспрессивность, доминантность, твердость и высокая нормативность поведения.
Характерные черты у студентов со средним уровнем одиночества совпадают с чертами студентов, имеющих низкий или высокий уровень ощущения социального одиночества. Но это не говорит о том, что они никогда не испытывают чувство одиночества, скорее оно либо носит ситуативный характер и в настоящее время не ощущается студентами, либо сознательно отрицается студентом в силу нежелания показывать свои чувства другим людям, либо не осознается им благодаря защитным механизмам. Так или иначе, нельзя отрицать, что состояние одиночества в жизни студента играет значительную роль.