Проблемы изучения одиночества в истории социально-философской и социологической мысли
Для изучения одиночества с разных точек зрения я решила использовать научный труд Н. Е. Покровского «Лабиринты одиночества». Свою работу он начал с анализа феномена социального одиночества, углубившись в историю филосовской мысли.
Изучив историю данного термина-понятия, автор книги выделил два периода исследования «одночества». Первый период интерпретирует это чувство, как душевное состояния людей узкой религиозной направленности (монахи, отшельники, послушники).
Эти личности воспринимали одиночество, как собственный удел тех, кто познает трансцендентные силы (духовные бесплотные сущности). В большинстве случаев это проявлялось, как полное «выпадение» из социума и уход в себя.
Второй период интерпретирует одиночество, как тему для светских бесед и размышлений гуманитарных умов. В этом периоде, по сравнению с первым, одиночество становится явлением, захватывающим более широкий круг людей. Теперь это не столько религиозное чувство и стремление к познанию, сколько тема для диспутов среди образованной прослойки общества.
В XV веке впервые обсуждаемому феномену (одиночеству) присвоили собственный термин – «Einsamkeit» (нем.).
Новое время Н. Е. Покровский не рассматривает, как обособленный период изучения одиночества, однако делает акцент на том, что в этот период явление стало необходимым в связи с тем, что раскрывает философское трактование отношений человека с обществом и общества с человеком. Связанно это с тем, что отдельная личность признается высшей ценностью общественной жизни.
Философы, в свою очередь, связывают одиночество с признанием индивидуальности. Самостоятельность и независимость имели место быть только в случае принятия чувства одиночества, как самоценности.
В то же время очень важной является идея о том, что человек не может уединиться от самого себя, поскольку все недостатки остаются с ним и в одиночестве.
Одновременно с признанием ценности одиночества начали формироваться страхи перед ним.
Б. Паскаль говорил: «Человек умирает одиноким. Поступай же так, как если бы ты жил один». Аналогичного мнения позднее придерживался и С. Кьеркегор. Он трактовал одиночество как замкнутость личности.
Вместе с тем с Нового времени начинается этап интерпретации термина одиночества, который Н. Е. Покровский называет «рационализация». Этот этап объясняет чувство одиночества, как «анализ» и «синтез» мыслей, тела и чувств человека. Осмысление одиночества уходит на второй план, уступая рациональной логике и беспристрастности, чтобы после вернуться в виде сентиментатизма и романтизма.
Одиночество необходимо творческой личности для раскрытия собственного потенциала, помогающего оградиться от городской суеты со всеми вытекающими последствиями (усреднением личности, господством конкуренции и т.д.) – так чувство одиночества (как продукт «полного отчаяния») первыми разграничили трансценденталисты в XIX в..
Как вторую сторону медали трансценденталисты совместно с романтиками представляли одиночество в виде средства самозащиты. Они считали, что феномен с этой точки зрения наиболее полно поможет развить духовный потенциал личности, а так же усовершенствовать социальный и творческий потенциал. Другими словами, только через одиночество человек может достичь совершенства.
К. Маркс понимает проблему одиночества иначе, рассматривая ее в контексте идеи отчуждения. Согласно К. Марксу, с появлением частной собственности, отчуждение от собственной сущности воплощается в труде, т.е. одиночество человека не наделено никакими свойствами, и, усилившись при капитализме, исчезнет с созданием коммунизма.
На основе радикального пессимизма С. Кьеркегор выдвинул другую концепцию одиночества и уединения. С. Кьеркегор писал, что «одиночество» замкнуто лишь во внутреннем самосознании личности. Это мир, который никто не сможет разомкнуть, разве что только Бог. Исходя из слов философа, можно сказать, что хаотичное сопротивление «мерзостям жизни» может иметь лишь один исход - обретение веры, но не традиционной, которая освящена христианской, католической или любой другой церковью связь с высшими силами, а индивидуальное, не постижимое разумом «углубление» в божественный образ. Основу этой традиции положил Кьеркегор, а благодаря Э. Гуссерлю она обогатилась феноменологической методологией. Позднее она стала фундаментом для экзистенциализма.
В итоге можно сделать вывод, что к XIX в. одиночество было признано и истолковано как проблема экзистенциальности, уединения, интерсубъективности и отчуждения.
Тем не менее, до XX в. феномен одиночества трактовался в философии как экзистенциальное измерение человеческого бытия, то есть исключительно в качестве личной проблемы отдельного индивида, не являющейся первостепенной и признанной характеристикой жизни современного человека.
Более полно многоаспектный феномен одиночества раскрыли философы экзистенциализма. Одним из принципов этой философии становится одиночество личности, обособленного антропологического индивида. Основа индивидуальности бытия – это изолированность внутри себя (человека). Когда человек делает первые шаги во взаимоотношении с обществом и миром в целом, то он неминуемо, лицом к лицу, сталкивается с безразличной, холодной, безжизненной, «мертвой» объективностью, которая превращает всё «внешнее» в «противника» субъективности. А это приводит к ее отчуждению, омертвению, одиночеству.
Что касается современных представлений об одиночестве, то довольно большое влияние на их развитие оказали работы известного философа-экзистенциалиста М. Бубера. Он критикует мнение индивидуалистов и коллективистов о сущности человека. Ни индивидуализм, ни коллективизм не могут понять целостность человека и человека как такового. Сторонники индивидуализма находят человека в связи с самим собой, приверженцы же коллективизма рассматривают лишь «общество», забывая про человека как про индивида. В коллективизме лицо человека закрыто, в индивидуализме - искажено. М. Бубер считал, что одиночество и общность лишь абстракции, что сами по себе они не являются основными фактами человеческого существования. Но состояние «человек с человеком» таковым является. Люди отличаются друг от друга, но они тесно связаны между собой, для того чтобы общаться в общей сфере, но вместе с тем выходящей за границы их личных областей. «Между» - так М. Бубер называет эту сферу, расценивая её понятийно не исследованной.
Философские концепции, такие как трансцендентализм и экзистенциализм, вызвали появление социологических и социально-психологических подходов к проблеме изучения одиночества. Из этих подходов вытекают такие направления как: экзистенциальное (К.Мустакас), феноменологическое (К.Роджерс, Д.Мур, П.Эдди и др.), социологическое (К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер), когнитивное (Л.Пепло и ее коллеги), интимное (В.Дерлега, С.Маргулис), интеракционистское (Р.Вейс, В.Серма), системное (Д.Фландерс), психодинамическое (Д.Зилбург, Г.Салливан, Ф.Фромм-Рейхман). Конечно, перечисленные направления не исчерпывают всего спектра существующих исследований проблем одиночества.
В основном большинство данных направлений представлены частичными обзорами или небольшими статьями. Хотя Д. Рисмен и П. Слейтер и выдвигали понятие «одиночество» в своих работах, всё равно для них оно было лишь предусматриваемой характеристикой американского общества, чем первостепенным элементом их анализа. Много известных книг посвятил одиночеству К. Мустакас, однако его не интересовали методически развиваемые теоретические положения. Учёного больше волновала тема узаконивания и толкования термина «одиночество», как такового.
Можно найти отличия и сходства интерпретаций одиночества по разным аспектам. В первую очередь, возникает вопрос: какова природа одиночества? Можно ли считать одиночество адекватным состоянием или оно отклоняется от норм общества? К каким последствиям оно приводит: позитивным или негативным? Во-вторых, по каким причинам человек может быть подвергнут этому состоянию? Человек сам накручивает себя или же окружение отвергает его? Влияет ли менталитет эпохи, в которой живёт человек на развитие этого чувства? И в последнюю очередь, какие эмпирические данные или интеллектуальные традиции положены в основу формирования теорий и концепций одиночества?
Из вышесказанного следует вывод, что проблема одиночества недостаточно изучена, а существующие подходы плохо разработаны. Эти обстоятельства являются результатом того, что исследования в данной области находятся на начальной стадии развития. Все исследования зачастую заканчиваются на простом констатировании теоретических или практических результатов, совершенно не понимая сущности одиночества.
Феноменологический и экзистенциальный подходы к проблеме одиночества имеют наиболее глубокие философские традиции.
Подходы к изучению одиночества, описанные выше, нельзя трактовать напрямую как примеры предпосылок развития теоретических парадигм одиночества.Но попытки осмыслить одиночество с точки зрения философии приводят к тому, что, во-первых, данная тема попадает в круг социальных проблем и становится предметом исследования учёных самых различных специальностей. Во-вторых, одиночество стали относить к атрибутам человеческой жизни, которое является универсальным, потому что его нельзя преодолеть с помощью смены социальных или исторических условий. И в-третьих, был обоснован факт того, что одиночество не является исключительно негативным состоянием, «аномией» самого по себе социального человека – это необходимое условие творчества.
Следовательно, из количества наиболее разработанных подходов к пониманию одиночества можно выделить работы К. Мустакаса – представителя экзистенциалистской ориентации, Л. Пепло – представителя когнитивной ориентации, Роберта Вейса - представителя интеракционистской ориентации в современной социологии, а так же Д. Рисмена и П. Слейтера – представителей социологической ориентации.
Но принимая условия об изначальном одиночестве людей, главное отличие всех перечисленных подходов в том, что их представители расходятся во мнении о том, как люди живут с чувством одиночества. Опять же, чем больше одиночество распространялось, тем больше росла необходимость его осмысления не только с точки зрения философии, но и в исследовании этого явления с позиции других наук – социальных, таких как социальная психология, социология и психология.
В 70-х гг. XX столетия началось формирование различных теоретико-методологических подходов, на основании которых начали разрабатывать теоретические модели одиночества, а затем исследовать его на эмпирическом уровне.Обычно, из этих подходов, которые носят междисциплинарный характер, и которые не исчерпывают всего разнообразия имеющихся направлений исследования одиночества, выделяют: системный (Д. Фландерс); интимный (В. Дерлега, С.Маргулис); когнитивный (Л. Пепло и ее коллеги); феноменологический или личностно-ориентированный (К. Роджерс, У. Садлер, Т. Джонсон, Д. Мур, П. Эдди и др.); психодинамический или психоаналитический (Д. Зилбург, Г. Сатливан, Ф. Фромм-Рейхман, П. Лейдерман); экзистенциалистский (К. Мустакас, И. Ялом); интеракционистский (Р. Вейс, В. Серма); социологический (К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер).
В конце XX века была опубликована большая часть научных работ по философии, психологии и социологии, которые затрагивают тему проблемы одиночества. Но в основном большинство данных работ были представлены частичными обзорами или небольшими статьями. Одним из наиболее разработанных подходов является работа Р. Вейса, который был представителем интеракционистской ориентации.
Из числа теоретиков экзистенциалистской ориентации можно выделить К. Мустакаса, который посвятил одиночеству много известных книг, однако его не интересовали методически развиваемые теоретические положения. Учёного больше волновала тема узаконивания и толкования термина «одиночество», как такового. А в работах Л. Пепло была ярко выражена когнитивная ориентация. Хотя Д. Рисмен и П. Слейтер и выдвигали понятие «одиночество» в своих работах, всё равно для них оно было лишь предусматриваемой характеристикой американского общества, чем первостепенным элементом их анализа. Одни подходы формировались на основе клинических практик, другие – просто ради теории, а третьи – исходили из результатов социального анализа и эмпирических исследований, в которых находили подтверждение того, что у одиночества есть теоретические посылы.
Сторонники психоаналитической традиции склонны рассматривать одиночество как патологию, потому что субъектом проведения исследований одиночества является человек.Вероятно, теоретики, которые основывают свои исследования на психоанализе, в большей мере, чем исследователи в другой области, придерживаются такой версии: одиночество – это результат влияний на личностное развитие в раннем детстве. В этом контексте детский опыт рассматривается именно со стороны внутриличностных факторов, таких как черты характера или внутрипсихические конфликты, которые приводят к состоянию одиночества, хотя по своей природе он может быть межличностным.
К. Роджерс, известный как сторонник феноменологического направления, создал метод терапии, который сконцентрирован на личности больного. Основой его анализа проблемы одиночества является «Я – теория личности».Согласно концепции К. Роджерса, индивид не по своей воле, а по принуждению общества действует в соответствии с образцами, которые, казалось бы, социально оправданы, но вместе с тем ограничивают свободу действий.Это приводит к противоречию двух «Я» личности - внутренним «Я» индивида и «Я» во взаимодействии с обществом. Но существование индивида становится бессмысленным от одного лишь адекватного или неадекватного исполнения социальных ролей.Отличие подхода К. Роджерса от психоаналитического заключается в том, что К. Роджерс не акцентирует внимание на ранних воспоминаниях детей, потому что считает, что чувство одиночества может быть вызвано лишь влияниями, которые происходят на данный момент жизни личности. К. Роджерс говорит, что «одиночество – это показатель того, что человек плохо приспосабливается к окружающим его условиям, а происходит это тогда, когда ожидания и представления индивида о своём «Я» не соответствует реальности.
Главный вопрос экзистенциалистов – как люди могут жить, находясь в состоянии одиночества? Они уверены, что люди одиноки с рождения.Психологи – экзистенциалисты полагают, что никому не под силу разделить мысли и чувства человека, ибо разъединённость – это природное состояние индивидуальных переживаний.
Ялом, который является сторонником экзистенциализма, считает, что человеку доступны два способа как обезопасить себя от «ужаса конечной изоляции».Первое – это отчасти принять эту ситуацию как данность и сформировать межличностные отношения. Отношения помогают поделиться своими переживаниями с другими людьми, и это компенсирует, но не уничтожает боль изоляции.
Другой представитель экзистенциального направления К. Мустакас, настаивает на том, что необходимо различать такие явления как «суета одиночества» и «истинное одиночество».
По его словам, «суета одиночества» - это внутренний способ защиты от различных жизненных вопросов и проблем, которые необходимо решать. Вместо этого «суета одиночества» склоняет человека постоянно тянуться к малосодержательной активности с другими людьми.В то время как истинное одиночество происходит из столкновения человека с рождением, смертью, жизненными переменами, трагедией, которые он переживает в одиночку.
Одиночество для экзистенциалистов изначальное является неотъемлемой частью человеческой сущности. Их не интересует, как возникло одиночество, и какие причины влияют на увеличение или уменьшение вероятности его появления.Но сторонники данного направления придерживались мнения о том, что только с помощью настоящих, искренних отношений с другими людьми можно облегчить тяжесть от переживаемого чувства одиночества.
В середине XX в. Д. Рисмен, П. Слейтер и К. Боумен одними из первых попытались выявить причины одиночества с точки зрения социологии. Они расценивают одиночество как норму поведения, которая характеризует американское общество.
С точки зрения американского характера, учёные изначально помещают причины одиночества вне индивида, объясняя его воздействием общественных факторов. В тоже время они указывают на то что многие факторы, например СМИ, оказывают отрицательное влияние на личность, хотя и способствует её социализации.
Такой исследователь как К. Боумен акцентирует внимание на значимых событиях, которые происходят в жизни человека в возрасте от 40 лет (например, развод). Главными доказательствами, подтверждающими этот подход, являются статистические данные, публикации в СМИ, художественная литература.
В рамках когнитивного подхода, разрабатывающегося в Калифорнийском университете с середины 70-х гг. XX в., были сформулированы теоретические выводы, основанные на эмпирических данных экспериментов и обследований.
В поисках причин одиночества Л. Пепло и её соратники охватывают довольно широкий спектр факторов: характерологические, ситуативные, временные и исторические. Так характерологические и ситуативные причины в равной степени способствуют возникновению одиночества, а временные и исторические – влияют на формирование личности. По их мнению, когнитивные факторы отвечают за согласование деятельности индивида с реальностью.
Человек определяет, одинок он или нет через осознание и принятие своих уникальных личных переживаний, и после этого соединяет их в целостную картину.
Для того чтобы человек пришёл к выводу «Я одинок» ему необходимы поведенческие, когнитивные и эмоциональные доказательства. Когнитивный подход стал базисом для огромного количества работ, которые продемонстрировали значение самоконтроля и атрибуции в их влиянии на одиночество.
А так же была создана, а в дальнейшем трансформирована UCLA – шкала одиночества. Её использовали для проведения ряда исследований (в дальнейшем она будет описана более подробно).
Для В. Дерлеги и С. Маргулиса когнитивный подход был основным источником идей для построения своего «интимного» подхода. На первый план в изучении проблемы одиночества они выдвигают понятия «интимность» и «самораскрытие».
Р. Вейс предпринял попытку подчеркнуть не только ситуативные факторы одиночества, но и характерологические. Такой подход к изучению проблемы одиночества можно определить как интеракционистский. По мнению Р. Вейса, человек переживший эмоциональную и социальную изоляцию, склонен относится к этим явлениям как к одиночеству.
Отсутствие любовной или супружеской привязанности приводит к эмоциональному одиночеству. Это чувство сопровождается неуверенностью, тревогой и пустотой.
А отсутствие значимых для индивида дружеских взаимоотношений или отверженность какой-либо группой или обществом представляется результатом социального одиночества.
Проводя семинары для недавно разведённых и вдовцов Р. Вейс на собственном опыте при оказании им помощи, написал много теоретических положений. Ему интересно «обыкновенное» одиночество, такое состояние, которое прореживает большинство людей на протяжении значительной части жизни.
Больше всего учёный выделяет те события, которые происходят на данный момент в жизни личности, и считает их источниками формирования одиночества.
Большинство имеющихся концепций в дальнейшем можно разрабатывать, потому что их возможности для реализации в эмпирических исследованиях очень значительны.