Часть iv. психология мужчины
ГЛАВА 7. Наша тень знает
Две птицы, неразлучные друзья, льнут к одному дереву. Одна из них ест сладкий плод, а другая глядит на это, не имея еды.
– Мундака Упанишада
Каждый имеет свою тень, каждый скрывает её внутри: за маской, что мы носим для других, под лицом, через которое мы демонстрируем себя внешнему миру, живут скрытые стороны нашей личности. Ночью, пока мы лежим, спящие и беспомощные, эти образы предстают перед нами, мы сталкиваемся с ними лицом к лицу.
*
Сны выявляют наши непрожитые жизни через характер тени. Доктор фон Франц, в чём психологический смысл термина «тень»?
Термином «тень» мы просто обозначаем тот факт, что большинство людей не в полной мере осознают все свои личностные качества. Мы хотим представлять себя интеллигентными или великодушными, или добрыми, или очень одарёнными, или какими угодно ещё. Но у нас есть и другие качества, делающие нашу личность полной, завершённой. Есть у нас также низшие, худшие качества, о которых мы не всегда в курсе. Наши отношения с окружающими рассказывают нам об этих качествах, проявляющихся особенно ярко во время ссор. Но мы, как правило, стремимся задвинуть их в тень, не видим их, и когда мы думаем о себе, мы забываем об этих качествах, потому что, зачастую, они заставляют нас устыдиться. Только наши лучшие друзья и люди, живущие с нами рядом, могут указать нам на эти черты.
Вероятно, вы сможете проинтерпретировать один сон, который показывает, как бессознательное использует образ близкого друга, чтобы обозначить теневые стороны характера. Забавный сон довольно застенчивого тринадцатилетнего мальчика. Он интровертный ребёнок, который любит читать, играть в шахматы, кататься на скейтборде. А его лучший друг Крис, который появляется во сне, - точная противоположность: экстраверт, спортивный и любит соревноваться. Мальчики были близкими друзьями на протяжении многих лет. Вот этот сон:
«Мне снилось, что я был огромным орлом и летал над городом. Я увидел, как мои друзья, Крис и Майк, идут в школу. Я устремился вниз и обгадил голову Криса, из-за чего тому пришлось вернуться домой, чтобы вымыть волосы. Потом я уселся на крыше его дома, а он уже собирался вернуться в школу к обеденному перерыву. Тогда я устремился вниз и снова обгадил ему макушку. И Крис пошёл плакаться своей матери, а я подумал, что это была самая забавная вещь, которую я когда-либо делал».
Эти два мальчика – близкие друзья, но при этом они также полные противоположности друг друга. Мальчик, на которого наш герой гадит, более экстравертен, любит игровые виды спорта и стремится к общению; сам же сновидец предпочитает индивидуальные игры и, кажется, имеет более рефлексивный характер. Во сне он орёл, парящий над городом. В геральдике орёл – это птица королей и вождей. Как лев – царь зверей, так орёл – это царь птиц. Но образ орла связан как с влечением к власти, так и с душевным подъёмом, с высоким полётом мыслей и фантазий. Сновидец, возможно, обладает гораздо большей способностью к фантазированию, чем его экстравертный друг.
Все интровертные индивидуалисты тайно завидуют экстравертам, потому что экстраверты более успешны в обществе. Интроверты имеют определённое чувство неполноценности рядом с экстравертами. Экстраверты тоже имеют аналогичные чувства по отношению к интровертам, но они никогда этого не признают. Интроверты же, как правило, признают, что завидуют светскому и успешному другу. И вот в данном сне мы видим, как равновесие в душе интроверта восстанавливается. Наш герой, превратившись в орла, успешно гадит на голову своего друга и своим поступком унижает того. Друг должен пойти домой и попросить помощи у своей матери, и сновидец, естественно, испытывает возвышающее чувство триумфа. Кто-то может посмотреть на этот сон с подозрением и сказать, что в нём есть также маленькое предупреждение о том, что сновидец не должен быть чересчур высокомерным в отношении друга. Но я думаю, что это, пожалуй, сон-компенсация. Мальчик чувствует себя немного неуверенно или ущербно рядом со своим другом, и этот сон даёт ему некоторую возможность: «Послушай, ты настоящий орёл! Ты можешь обгадить голову друга, так что это вовсе не проблема».
Тень олицетворяет не только низшие аспекты личности?
Ну, большинство людей идентифицируют себя с теми чертами, которые считают социально приемлемыми, и поэтому тень, как правило, - это нечто нелепое, плохое, злое, порочное, асоциальное. Но это не всегда так. Есть люди, которые предпочитают жить в соответствии со своими худшими сторонами, а потому их тени позитивны. Преступники, например, часто идентифицируют себя с плохими чертами своей личности и имеют положительную тень. Благонамеренный человек будет олицетворять для преступника теневую фигуру. Но нормой всё же является идентификация себя с положительными и более развитыми чертами характера, а худшие стороны личности вытесняются при этом в тень. Наиболее известный пример – это пара доктор Джекил и мистер Хайд. Это литературное изображение того, как человек и его тень живут вместе и воздействуют друг на друга.
Все отбрасывают тень, как говорится. Если, например, мы будем много думать, наша чувствующая сторона будет менее или вовсе не развита, потому что мы не уделяем ей достаточного внимания. Кто-то, кто работает в основном с машинами и техникой, как правило, пренебрегает своим воображением, художественными способностями. Но если мы подавляем тень, то мы лишь наполовину люди. Оттого-то и существуют в культуре сказки о злодее, который крадёт тени у людей, а потом эти люди оказываются в когтях злодея. Нам нужна тень. Тень тянет нас к земле, сдерживает, напоминает нам о нашей неполноте, и она же демонстрирует и предлагает нам дополняющие черты. Мы были бы очень бедны, если бы являлись только тем, чем сами себя вообразили.
Где в повседневной жизни человек встречается со своей тенью?
Часто, когда мы утомлены или испытываем прессинг, прорывается другая личность. Например, люди, которые обычно отзывчивы и услужливы, вдруг становятся жёстко эгоцентричными. Они отталкивают остальных в сторону, и это очень неприятно. Кроме того, вы можете видеть теневые стороны человека, если он простужен или болен чем-то ещё. Или у вас в окружении может быть человек, который всегда пребывает в хорошем настроении, всегда весел и предприимчив, и вдруг в один прекрасный день он превращается в сварливого, рычащего медведя, и у вас появляется ощущение, что вы совсем не знаете этого человека. Внезапно меняется характер. Это и есть прорыв тени, и он может принимать тысячи форм. Представим, у вас есть очень хороший друг, и вы одолжили ему книгу. И вот ваш друг эту книгу теряет. Это, возможно, последнее, что друг сознательно хотел бы сделать по отношению к вам, но его тень вполне желала сыграть с вами злую шутку.
Очень часто случается так, что люди, которые ревнуют и завидуют, строят пакости другим. Они теряют чужие вещи или не соблюдают договорённости, и так далее. Сознательно они имеют самые лучшие намерения, но их тень устраивает грязные трюки за их спиной. Также хорошо известно, что полицейские и преступники имеют теневые отношения друг с другом. Многие полицейские борются с собственной тенью, воплощённой в уголовниках, и сами могут иметь криминальные наклонности, которые реализовались бы, не будь они полицейскими. И это только один пример, который хорошо известен криминологам. У всех нас есть наши любимые враги, наши лучшие враги, так сказать. Они, как правило, олицетворяют наши тени. Если человек причиняет вам какой-нибудь реальный вред, вполне естественно, что вы его ненавидите. Но если кто-то не приносит вам особого вреда, но вы всё же чувствуете себя безумно раздражённым каждый раз, когда человек входит в комнату, настолько раздражённым, что могли бы запросто плюнуть в него, то можете быть уверены: это ваша тень. Лучшее решение состоит в том, чтобы сесть и выписать на листочке бумаги характеристики этого человека, а потом посмотреть на этот список и сказать: «Это я». Я сделала так однажды, когда мне было восемнадцать, и к концу процесса так устыдилась, что лицо моё побагровело, и я вспотела даже. Это настоящий шок – увидеть свою тень.
Может ли теневая сторона нашей личности в сновидениях принимать форму животного?
Да, если человек сдерживает или подавляет инстинктивные эмоциональные реакции, в сновидениях может появляться враждебное животное.
Если человек праведный и никогда не даёт волю своей теневой стороне, он тем более склонен видеть в других злодеев. Праведники живут в состоянии постоянного праведного гнева, выслеживая свою собственную тень, воплощённую в реальном человеке. Например, представители духовенства имеют очень серьёзные проблемы со своей естественной, природной сущностью, потому что общество всегда ожидает от них кротости, доброжелательности, отзывчивости и целомудрия. Эти бедные мужчины и женщины, разумеется, тоже имеют тень, которую не показывают. Если бы они это сделали, вся община ополчилась бы против них. Поэтому они, как правило, реализуют свою внутреннюю связь со злом, обнаруживая его в других людях и проповедуя против него.
Очень часто в сновидениях теневая фигура преследует нас в образе грабителей или опасных врагов.
В целом, если что-то во сне преследует нас, значит, это хочет прийти к нам. Но в силу того, что мы боимся этого, мы определяем это как зло. Если б только мы могли столкнуться с этой стороной нашей природы лицом к лицу и принять её, наверное, мы бы сочли её более доброжелательной. Видите ли, принципы толкования снов парадоксальны. Иногда во сне нас преследуют силы бессознательного, от которых действительно стоит спасаться бегством. Бывают и деструктивные тенденции в психике, которых мы должны избегать. Но восемьдесят процентов того, что нас преследует в сновидениях, – это действительно ценные аспекты нашей личности, которые должны быть интегрированы.
Тень – не всегда на сто процентов порок. Часто это безобидное животное или дикий человек без хороших манер, мохнатый, близкий к природе. Чаще всего это вовсе не зло, а то, что, по сути, есть наша природная естественность, весьма симпатичная и достойная того, чтобы жить внутри нас. Но воспитание и образование заставляют наше эго надевать много масок, и мы ведём себя неестественным образом. Мы подавляем любые животные и простые человеческие реакции из вежливости или в силу того, что социальная адаптация требует этого.
_____
- Ну, примерно три дня назад мне приснился сон про тигра, который вдруг появился в моём доме. На самом деле я не видел туловища тигра, а видел только его голову. В нашем доме очень длинный коридор с дверями по обе стороны. Я помню, что направлялся в ванную комнату, и этот тигр пытался схватить меня около двери. Он опустил свою голову прямо под дверь; его шея была достаточно тонкой, чтобы он смог протиснуться. Я помню, как стоял там, толкал, и это было очень трудно. Я не особо испугался, просто мне казалось, что этот тигр настроен враждебно. Я просто не хотел, чтобы он проник в ванную. Друзья в другом конце ванной комнаты нисколько не беспокоились об этом, а я переживал. Я был единственным человеком, который реально беспокоился из-за этого тигра, пытавшегося пролезть.
- Вы вспыльчивы?
- Ну, я просто не выдерживаю, если кто-то делает что-то неправильно, а я при этом знаю, как нужно... Да, у меня вспыльчивый характер. Как вы узнали?
- студент колледжа в Итоне
У меня был жутковатый сон. Я был в загородном доме, в лесу, вместе со своей подругой (теперь это моя жена) и с нашим общим другом, который помогал строить этот коттедж. Он настоящий «человек земли», «древесный» такой, очень хороший парень. Вдруг появился волосатый обезьяноподобный человек, который хотел забрать мою подругу. Мне это не понравилось, я готов был прыгнуть на него, но мой друг положил свою руку мне на плечо и сказал: «Подожди минутку. Мы позаботимся об этом вместе». Я посмотрел по сторонам и сказал: «Нет, я с ним разберусь». Я стал кричать этому волосатому обезьяночеловеку: «Нет! Ты не получишь её. Она моя». И это помогло. Я был очень удивлён. Потом он развернулся и пошёл обратно в лес.
- социальный работник из Торонто
- Мне снилось, что я был в большом доме или, точнее сказать, в особняке, и там в нескольких больших помещениях была выставка картин и рисунков. Художника звали Sczabo. Я помню очень чётко: S-c-z-a-b-o. Это имя абсолютно ничего не значит для меня. И всё же картины – рисунки животных – показались мне знакомыми.
Затем я оказался в другом просторном помещении, за пределами выставки. Там было много людей, и было очевидно, что готовится вечеринка. Ко мне подошёл человек и сказал: «Какой костюм, какой плащ вы собираетесь надеть?» И он вручает мне рубаху художника. А я говорю: «Нет, это не я».
- Какие у вас предположения по поводу врученной вам рубахи? Вы рисуете?
- Нет, не рисую. Думаю, эти картины – просто метафора для описания всего того, что я должен был сделать и не сделал. Рубаха, наверное, означает костюм, который я должен был надеть, если бы мне пришлось серьёзно взяться за некоторые вещи, которые я должен был сделать.
- бизнесмен
_____
Когда человек учится узнавать свою тень, контактировать и сосуществовать с нею, он становится более открытым, более решительным, более естественным и цельным. Человек без тени, который выглядит безупречным, как бы оттеняет неполноценность окружающих, и это очень раздражает других. Он старается превосходить «слишком человеческое». Вот почему мы испытываем такое облегчение, когда с ним происходит что-то неприятное. «Ага! – говорим мы. – Слава богу, он тоже всего лишь человек».
Аналитики часто стараются быть очень правильными со своими пациентами, но иногда и у них случаются промахи. Я заметила, что, когда во время аналитической сессии я допускаю реальную ошибку, за которую пациент может серьёзно упрекнуть меня, это улучшает наши с ним отношения. Пациент делает вывод: «О, фон Франц – тоже всего лишь человек, теперь я чувствую себя выше неё и могу простить ей ошибку». Это полезное чувство. Более естественные проявления в поведении человека разжигают взаимоотношения, наполняют их энергией. Так что, как видите, тень действительно может быть нашей лучшей социальной функцией, потому что она объединяет нас с другими. Наши хорошие, правильные черты возвышают нас над группой, а с тенью мы становимся людьми среди людей. Это наше «человеческое, слишком человеческое». Вот почему тень очень часто предстаёт в сновидениях как нечто важное, что не должно быть подвергнуто презрению, но должно быть полностью принято с пониманием и улыбкой.
Знать свою тень и жить с ней в социуме зачастую ужасно неудобно. Поэтому, если кто-то в группе или, скажем, в семье совершает какую-то гадость, все с облегчением вздыхают, ведь теперь они могут сказать, что другой человек это сделал, а не они. У нас есть такая пословица: «Хороший человек уделяет много внимания, когда другой совершает зло». Тогда у хорошего есть возможность сказать: «Ах, это сделал другой, а не я». Это явление играет огромную роль в так называемой психологии «козла отпущения». В некоторых группах, чаще всего в семьях, ребёнок или другой член семьи берёт на себя роль учинителя всяческих злодеяний, которые другие члены группы втайне хотели бы сделать, но не смеют. Затем они всё больше и больше подталкивают этого человека, закрепляя за ним роль злодея. Наверное, даже преступники в обществе играют похожую роль: они отрицательные искупители. Они избавляют общество от необходимости сталкиваться с собственной тенью, и тогда другие члены социума могут про себя сказать: «Убийство совершил тот парень. Я только хотел это сделать, но не решался». Если кто-то обладает слабой личностью, слабым эго, он может как бы поддаться бессознательным внушениям социума и действовать как воплощение коллективной тени, делая то, чего другие люди тайно желают.
В античности древним грекам, иудеям, а также некоторым другим народностям в голову пришла идея очищения общества путём избрания отдельных людей на роль козлов отпущения, которых приносили в жертву или выгоняли в пустыню. Эти люди несли на себе проекции всех грехов общества. Они были тенью. Они расплачивались за всех, и тогда другие могли жить спокойно, считая, что всё в порядке.
Теневая сторона нашей личности смешивает нас с окружающим миром, и, хотя это сложно, крайне важно знать свою тень и держать её вне коллективной жизни. В противном случае все наши нереализуемые неприятные качества отягощают окружающую действительность, скапливаясь в коллективном бессознательном.
Кто-то может припомнить вечеринку, где дьявол вдруг вселился во всех присутствующих. Под влиянием алкоголя все вели себя ужасно и на следующее утро не могли понять, почему говорили и делали все эти отвратительные вещи. В таких ситуациях, как правило, случается прорыв не только собственной тени, но и тени коллективной; разыгрывается не только личная порочность, но и порочность других людей.
Возможно ли, чтобы большая группа, скажем, политическая партия, проецировала свою коллективную тень на другую группу людей?
Нацистская партия именно это и сделала. Проецировалась их тень, в основном, на евреев. Нацисты обвиняли евреев в том, что те жадны до денег, сексуально озабочены и оскорбляют своих женщин, стремятся к мировому господству, хотя на самом деле нацисты сами как раз и имели все эти влечения. Они явно стремились к власти над миром. И деньги были для них желанной целью (ради денег фашисты часто забывали все свои принципы). В нацизме не было признания женщины как человеческого существа: женщин низвели до статуса коров, которые должны были производить солдат. Так что можно смело сказать, что все эти вещи, в которых нацисты обвиняли евреев, были их собственным пороком.
В начале войны Гитлер заявил Черчиллю, что «преступник – это тот, кто захватывает одну маленькую европейскую страну за другой и превращает её в руины». А теперь скажите мне, кто на самом деле так поступил?
Да, это яркий пример того ужаса, который может стать результатом проецирования негативных коллективных черт, но давайте закончим наш разговор на позитивной ноте. Многие люди чувствуют, что сны держат их в контакте с личной креативностью. Из вашего опыта, нереализуемая творческая энергия может проявляться в сновидениях как один из аспектов личной тени?
Я помню мужчину, который имел большой талант в писательстве и должен был подготовить диссертацию для Института Юнга. Ему снились сны о том, как мощные животные преследуют его. Я истолковала образы животных как креативность, желавшую достичь его сознания. Но он не принимал мои интерпретации, он всегда говорил, что это была сексуальность. Так вот, в реальности у него была подруга, и было много хорошего секса, поэтому я не верила в его интерпретации. Но он не хотел и не мог писать, пока однажды не увидел сон о преследовавшем его быке. В этом сне он бежал и бежал, и бык позади него становился всё ближе и ближе, пока в последнюю минуту мужчина не прыгнул через забор. Бык остановился и встал на задние лапы. Наш сновидец оглянулся и увидел эрегированный пенис быка, и вдруг обнаружил, что это была шариковая ручка. Я сказала: «Ну вот и всё». После этого он написал отличную диссертацию.
ГЛАВА 8. Пожирающая мать
Вы жестоки, вы, которых мы любим,
Безжалостнее, чем ненависть, голод и смерть;
У вас есть глаза и груди, как голуби,
И вы убиваете мужские сердца
Дыханием.
– Чарльз Суинбёрн
Мать-природа – это утроба, где берёт начало всё сущее. Она бесконечно творит. Но она также и могила. Она безжалостно убивает и пожирает всё живое.
Первая женщина, к которой мужчина испытывает чувство привязанности, - это его мать. Утолять его голод, ухаживать за его телом, следить за его комфортом – центральные задачи её жизни. Власть матери над ним огромна. Её поцелуи снимают боль; качая в своих руках, она дарит сон. Мать удовлетворяет каждую его физическую и эмоциональную потребность. Эти отношения между матерью и ребёнком являются одной из самых красивых загадок природы. Но природа одновременно с тем жестока.
Чтобы вступить во взрослую жизнь, мужчина должен покинуть тёплое гнездо своего детства, он должен уйти в большой мир и построить там собственный дом. Чтобы стать мужчиной, он должен психологически отделиться от своей матери и переродиться уже в иной форме отношений. В противном случае он будет поглощён матерью и навсегда останется только сыном – только сосудом для кошмарной связи, зацикленной на инфантильной зависимости и психологическом инцесте.
*
_____
Когда я был маленьким, мне всегда снился этот повторяющийся кошмар! Это было очень страшно! Действительно жутко!
- продавец из Парижа
Прошлой ночью мне приснился кошмар, где я был убит. Я был убит… Честно! Я проснулся в слезах. Это было ужасно!
- посетитель рынка в Лондоне
Я… Мне снятся кошмары, а не сны. Ночные кошмары! Это хорошо – видеть сны, но я хочу, чтобы это были не кошмары. Слишком часто мне снятся ужасы.
- водитель автобуса в Нью-Йорке
_____
Доктор фон Франц, что представляют собой ночные кошмары? Почему они снятся нам?
Ну, кошмары – это очень содержательные и жизненно важные варианты сновидений. Это крик, это электрошок, которым природа пытается разбудить нас. Слово «кошмар» восходит в некоторых языках к образу демона мары или к идее о том, что злой дух в виде чёрной лошади прискакивает к вам ночью, и вы просыпаетесь с криком и сильно изнурёнными. Момент пробуждения ото сна означает удар, которым бессознательное хочет сказать: «Вот! Это оно! Этим ты теперь должен озаботиться». Поэтому кошмар – это, по сути своей, шоковая терапия. Бессознательное хочет шокировать нас, предупредить об опасной ситуации. Когда нам снятся кошмары, это означает, что мы попали в психологическую опасность, но слишком сонны и ничего о ней не подозреваем. Кошмар пытается разбудить нас. Кошмар – признак определённой актуальности какой-то проблемы. Бессознательное хочет сказать: «Посмотри-ка сюда: это проблема сейчас актуальна!»
Например, в кошмаре может присутствовать инкуб – мужчина-демон, стремящийся к соитию с женщиной-сновидицей, или, аналогично, суккуб – совращающая женщина-демон, высасывающего энергию из сновидца мужского пола. Если в кошмаре присутствуют подобные существа, это означает, что актуальна сексуальная проблема, и её нельзя игнорировать, она должна быть осознана. Нельзя просто отодвинуть её в сторонку и сделать вид, что её не существует.
Центральные женские фигуры в таких мужских снах – это суккуб и кровососущий вампир. Вот пример такого сна:
«Сон начался очень странно: из дождя и темноты появилась очень красивая чёрная бразильянка. На ней было шерстяное – возможно, тёмно-зелёное – пальто длиной до щиколоток, очень толстое и тяжёлое. Её волосы были чёрными, и она была прекрасна. Волосы и пальто насквозь промокли под дождём, но это, казалось, не беспокоило её. Бразильянка подошла и встала передо мной. И в этот момент что-то подсказало мне, что я встречался с этой женщиной раньше. По правде сказать, это нечто намекнуло мне, что, возможно, девушка была вампиром и не так красива на самом деле, как это казалось, поэтому я колебался, не решаясь что-либо сделать.
Она улыбнулась и поманила меня к себе. Но я был неподвижен. Тогда она распахнула своё пальто. На ней было красивое бикини, и её тело было очень чёрным, красивым и блестело от дождя. Я чувствовал соблазн и, наконец, подошёл и обнял её. Я просунул руку ей в трусики и стал ласкать её. Потом я посмотрел на её рот и заметил, что два передних зуба отсутствовали, и это навело меня на мысль, что, быть может, она и в самом деле вампир. Но я не был абсолютно уверен в этом. Затем она сказала: «Джон, мне не нужна твоя рука – я хочу твой пенис. Я хочу, чтобы ты занялся со мной любовью». Я ответил: «Ни за что». Потому что если бы я сделал это, то я бы погиб. Как только бы я вошёл в неё, она бы стала настоящим вампиром, и я бы скончался. И поэтому я решил сопротивляться соблазну. Я отступил назад к двери моего дома. Она очень разозлилась на это, а я схватил отвёртку, на всякий случай, чтобы защитить себя. Я хотел, чтобы она ушла. Я не хотел, чтобы она находилась поблизости от меня, поэтому я стукнул по её зубам отвёрткой. В этот момент я заметил, что боковые зубы на самом деле очень длинны и упираются в нижние губы. Это действительно были клыки, она действительно была вампиром. Я не ошибся.
Я испугался ещё больше, поэтому забежал в дом и попытался запереть дверь. Но дверь, кажется, не замыкалась, и я не знал, запираю я дверь или же открываю. И вдруг меня озаряет, что не имеет значения, закрываю я дверь или нет, потому что этот вампир имеет способность трансформироваться и быть там, где он хочет. Так что на самом деле нет никакого выхода».
У этого человека колоссальная фиксация на матери, что способствовало появлению очень возвышенного образа женщины. У него в психике существует образ идеальной женщины, и сон пытается предостеречь его, сообщая, что его фантазии, его сексуальные фантазии высасывают его кровь и уничтожают его, потому что они нереальны, их невозможно воплотить в жизни.
Такие мужчины закрыты для постоянных отношений с женщиной. Они воспринимают отношения как поглощение, как узы, как оковы, которыми они пригвождены к земле. Наш герой во сне пытается защитить себя, ударив отвёрткой о рот вампира. Отвёртку я, наверное, связала бы – прошу прощения – со словом «трахаться» [англ. «screwdriver» - отвёртка; англ. «screw» - 1) завинчивать, 2) трахаться]. Он думает, что сможет избежать плена пожирающей матери (изображённой здесь как вампир), сможет удержать свою невротическую отстранённость, перетрахав много женщин. Но вот теперь он понимает, что не в состоянии обессилить вампира.
Сон пытается сказать мужчине, что это привидение преследует его лишь потому, что на самом деле он сам гонится за нереальными фантазиями, осушая свою психическую энергию. У него есть склонность мечтать о жизни, строить иллюзии, заниматься самообманом вместо того, чтобы действительно жить. Вот почему вампиры и другие подобные существа сосут кровь. Кровь – это активная субстанция в нас, эмоциональная психэ. Когда её высасывает вампир, человека покидает жизненная энергия. Он просто тонет в пассивных мечтаниях.
Это характерно для большинства негативных или отщеплённых комплексов. Если мы отвергаем или отщепляем какой-то комплекс нашей психики, то он начинает забирать нашу энергию тайком за нашей спиной. Постепенно он превращается в то, что весьма метко символизирует собой вампир: что-то, что нападает на нас в ночное время и высасывает нашу кровь. И люди чувствуют, что они просто не понимают, что с ними происходит. Они приходят на анализ и говорят: «Я ощущаю себя вялым, я просто чувствую, что устал, я не хочу ничего делать. Я просыпаюсь утром уже в депрессии. Ничто не интересует меня». И тогда оказывается, что за всем этим стоит вампир – комплекс, который был отщеплён от сознания так мощно и так радикально, что ему остаётся только тайком высасывать энергию. Он никак не может найти иной способ проявиться.
Вы могли бы привести пример того, как происходит отщепление комплекса в жизни человека?
Вспомните, например, монахиню, которая говорит, что пожертвовала своими сексуальными желаниями ради Христа. У неё нет никаких сексуальных фантазий или чувств по отношению к мужчинам. Но на самом деле она просто отрезала себя от своей сексуальности. Или, например, очень часто люди отрезают определённые дарования. Кто-то может иметь талант в музыке, но, поскольку творчество означает тяжёлую работу, человек решает так: «Мои музыкальные способности не являются достаточно существенными, чтобы развивать их. Я сдаюсь, я не буду играть на фортепиано, потому что это ни к чему не приведёт». И этим решением человек отрезает свой талант от себя. Но есть нечто в человеке, что хочет быть выраженным через музыку, и тогда отрезанная энергия становится вампиром.
Агрессия также может быть полностью отделена от сознания. Тогда человек просто решает, что у него нет никаких аффектов, что ничто не задевает его, не раздражает. Окружающим он кажется очень гармоничным, и даже если его дети или партнёры безумно раздражают его, он полагает, что вовсе на них не сердится, что всё это не имеет никакого значения. Он всех прощает, но на самом деле, как и у любого нормального человека, у него внутри всё кипит от ярости. Однако он просто не хочет испытывать ярость, и ему удаётся её перекрыть.
Могли бы вы описать причины отщепления материнского комплекса в бессознательном мужчины? Что заставляет женскую часть мужской психики развиваться негативно?
Сильный материнский комплекс развивается, когда мать производит сильное впечатление на сына. Она в реальности может и не быть яркой личностью, но мальчик впечатлён ею больше, чем отцом, или, возможно, он имеет с матерью больший контакт, нежели с отцом.
Вы можете увидеть, как это происходит, на примере семьи, в которой есть несколько мальчиков, но лишь у одного из них развивается сильный материнский комплекс. Этот мальчик с самого начала реагирует на мать острее остальных. Возможно, он похож на неё или по какой-то иной причине чувствует себя ближе к ней, поэтому он впечатлён матерью и находится под её влиянием. Если это впечатление положительно, то развивается позитивный материнский комплекс, если же отрицательно, то мы имеем негативный материнский комплекс. Важно понять, что у каждого человека есть материнский комплекс – негативный или позитивный – и в этом нет ничего патологического. Это лишь характеристика того, как человек реагировал на своего родителя и как в результате он будет реагировать на противоположный пол. То, с чем мы имеем дело в этом сне, очень сильный материнский комплекс.
Проблема пожирающей матери может быть проиллюстрирована тем фактом, что многие женщины пекутся за своих сыновей и держат их в стороне от реальной жизни. Они чувствуют беспокойство: «Не делай так – это опасно... Ты можешь упасть и поранить себя… Не ходи играть с этими ребятами…» Также у них возникают проблемы, когда их сыновья начинают встречаться с девушками. Такие матери говорят: «Я очень хочу, чтобы ты женился, но эта девушка, которую ты приглашал к нам домой, тебе не подходит». Они пытаются держать сыновей крепко-накрепко в своих когтях. Эти женщины чересчур усердствуют, реализуя свою материнскую функцию защиты.
Доктор фон Франц, могли бы вы описать субъективные ощущения мужчины, испытывающего комплекс пожирающей матери? Как он чувствует аниму – свою женскую часть?
Как правило, анима проявляется у таких мужчин как элемент нереальных романтических, в основном сексуальных фантазий. Вы видите это в период полового созревания: юноша очень активен, а потом вдруг становится пассивным и мечтательным. Его как бы нет. Успеваемость в школе чрезвычайно снижается. Он, так сказать, с головой уходит в мечты и сексуальные фантазии. В таком возрасте это нормальное переключение, но если мужчина застревает в сексуальных фантазиях, он буквально падает в руки вампира или, говоря иначе, в объятия пожирающей матери. Он теряет свой потенциал, выпускает из рук собственную жизнь. Теряет силу воли, теряет свою мужскую эффективность и просто-напросто грезит всё время о женщинах. Он живёт нереальной жизнью.
Однажды я общалась с мужчиной сорока трёх лет, который никогда не подходил к женщинам. Он всё ещё жил со своей матерью. Я спросила его: «Что же вы делаете со своей сексуальностью?» Он загадочно улыбнулся и не ответил, но я знала, что он попросту бешено мастурбирует каждую ночь. Затем ему приснилось, будто в дневное время он живёт обычной жизнью, но ночью оказывается на чудесном острове, где с ним происходят дикие сексуальные приключения с женщинами. Это был мир фантазий, в котором он скрывался. В примитивном племени сказали бы, что этот человек околдован. Да, он околдован.
Как мужчине, чья женская часть заблокирована материнским комплексом, сблизиться с женщиной во внешней жизни?
Если мужчина имеет слишком удушающие отношения с матерью, особенно если это положительный материнский комплекс, то он склонен идеализировать женщин. Он видит в каждой женщине эдакую Беатриче Данте или Деву Марию, а потом такие мужчины не могут подойти к обычной женщине, потому что смотрят на неё снизу-вверх. Или они имеют разделённую аниму: восхищаются издалека очень неприступной, возвышенной и красивой девушкой, а свои сексуальные желания удовлетворяют с проститутками. Они не могут соединить вместе возвышенные чувства к девушке и секс. А любовь подразумевает оба эти полюса. С одной стороны, романтический духовный идеал, с другой – биологическое влечение для продолжения рода, очень сильное и обусловленное на животном уровне. И эти противоположности каким-то образом должны сосуществовать в отношениях. А мужчина, который не освободился полностью от матери, не может поставить рядом принцессу и сучку, так сказать.
Для такого мужчины сексуальные отношения с женщиной могут служить как приключение, как любовная интрижка. Женщина реализует его фантазии и прихоти. Проблемы начнутся, если он женится и заживёт с ней повседневной жизнью: не будет никакой сердечности, никакого человеческого тепла. Не будет нет никакой возможности построить душевные человеческие отношения.
Здесь существует также архетипическая подоплёка, что показано в сказках с мотивом про принцессу, запертую в башне. Одна из самых известных – сказка о принцессе Рапунцель. За кулисами этой сказки материнская фигура, порождающая констелляции. И когда это происходит, двое влюблённых не могут встретиться вне замка. Только когда Рапунцель спускается на землю, а принц возвращается после страданий и скитаний, они, наконец, встречаются.
Думаю, в наше время фильмы затрагивают многие из этих важных психологических фактов и заменяют в этом отношении сказку и миф. Та роль, которую выполняли в прежние времена мифы и сказки, теперь выполняют фильмы: они рассказывают о внутреннем мире привлекательным для публики образом. А привлекают они нас потому, что мы действительно нуждаемся в мифах, соединяющих нас с миром снов или, иначе говоря, с бессознательным.
В последнее время появились бесчисленные мифы о вампирах, так завораживающие людей. Эти сказки пересказываются по всему миру. В Китае, например, существует целый ряд историй о привидениях. В них мужчина встречает лису, затем лиса на самом деле оказывается духом мертвеца, который, в свою очередь, превращается в красивую девушку. Мужчина счастливо живёт вместе с ней, пока в один прекрасный день не обнаруживает, что на самом деле она злой демон. Она скелет. И чаще всего история заканчивается плохо: девушка приносит герою смерть. Или же с помощью жрецов и магов мужчина освобождается от демона. А в швейцарских Альпах у нас есть рассказы о пастухах, которые живут всё лето высоко в горах без женщин. Каждый вечер Doggeli, женщина-призрак, пробирается незаметно в их ночлег и «ездит верхом» на них всю ночь, так что у пастухов появляются грязные сексуальные сны. Утром они просыпаются абсолютно изнурённые и с трудом передвигаются. Они потрясены и переполнены, так сказать, сексуальными фантазиями и непрожитой жизнью.
Знаете, люди очень часто чувствуют, что значительная часть энергии утекает из их отношений в учреждения, где они работают. Люди чувствуют расщепление: они разрываются между чувством безопасности в круговороте бесконечных рутинных заданий и желанием уйти из компании и реализовывать свою творческую энергию. Многие, однако, не решаются бросить работу, поскольку понимают, что не в состоянии пожертвовать стабильным материальным вознаграждением, предоставляемым корпорацией. Может ли комплекс пожирающей матери быть спроецирован на учреждение?
Да, там, где существует институция, люди, как правило, становятся инфантильными и желают регулярно «сосать» деньги из учреждения, получать кредиты и стипендии, то есть использовать организацию в кач<