ГЛАВА 3. Структура сновидений
Шестилетней девочке приснилось, что она была со своей бабушкой. Во сне девочка сказала: «Бабушка, я могу заставить себя исчезнуть!» - «Глупости, деточка! - ответила бабушка. – Никто не может сделать этого». И в тот же момент девочка проснулась, села на кровати, осмотрела вокруг свою тёмную спальню, легла и снова заснула. Как это иногда бывает, она вернулась в тот же самый сон, после чего снящаяся ей бабушка посмотрела на девочку и сказала: «Господи, деточка, как ты это сделала?»
Каждый из тысячи снов, которые мы видим на протяжении всей нашей жизни, уникален. Некоторые кажутся простыми, в то время как другие являются запутанными и сложными, но все сны являются спонтанными и непредсказуемыми. Удивительно наблюдать поэтому, что многие сновидения реально имеют определённую структуру, в рамках которой организован сон. Когда мы прослеживаем контуры этой структуры, случайные образы и события сна начинают занимать свои места.
*
Доктор фон Франц, насколько толкование сновидений является техникой и насколько – искусством?
Я думаю, есть что-то и от первого, и от второго. Есть полезные практические правила, которые являются чисто техническими, научными, и которые вы можете применить; всякий раз, когда я не понимаю сон, я возвращаюсь к таким техникам. Я говорю: «Так, о чём повествуется во сне? Какая в нём обстановка? Какие возникают ассоциации?» И, как правило, вы можете получить довольно много с помощью техники. Но, естественно, есть своего рода мастерство практикующего, которое вы развиваете и не можете донести до новичка. Как старый плотник: он может рассказать молодым плотникам, как использовать инструменты, как делать замеры, как рубить деревья, но есть определённое прикосновение к древесине, которое он не может передать. Новичок должен работать лет двадцать с деревом, и только тогда он сможет овладеть тем же прикосновением. Когда кто-то истолковал и разгадал много снов, он выработал тем самым определённый профессиональный навык, который связан с чувством, с медиумическим чувством, с эмпатией к другому человеку.
_____
Я проявляю интерес к своей жизни, и я верю, что сны раскрывают мою жизнь для меня.
- посетительница магазина в Лондоне
Сны, наверное, отражают что-то из реальности, из повседневного существования, но что конкретно, я не знаю.
- мужчина-архитектор из Канады
В сновидениях вы можете представлять и делать те вещи, которые вы не можете делать в реальной жизни.
- девочка-подросток из Франции
Я помню свои сны, и иногда они говорят мне, что должно произойти; или то, что случилось в течение дня, совершенно меняется ночью, то есть в снах всё происходит заново, но уже так, как я бы того желала.
- торговый представитель из Англии.
Я часто летаю во сне. Просто думаю об этом и летаю. Я часто записываю сны. Они рассказывают мне о моём будущем или о том, как я себя чувствую. Очень точно рассказывают. Если что-то довлеет надо мной… во сне я не могу двигаться, когда что-то тяготит меня; или я бываю раздавлен глыбами или какими-то странными объектами, которые всей тяжестью ложатся на мою голову или плечи.
- уличный артист (человек в костюме попугая) из Калифорнии
Ну, они приносят мне разные чувства, вы же понимаете. Сны, они же эмоциональные, но я не могу, знаете, я не понимаю, зачем они.
- руководитель из Америки
_____
Существует ли какая-то особая методика рассмотрения сна для раскрытия его смысла?
В аналитической психологии Юнга есть такая техника. Мы сравниваем сон с драмой и рассматриваем его по трём направлениями: во-первых, вступление или экспозиция сна, то есть обстановка в нём и наименование его проблемы; во-вторых, перипетии, то есть взлёты и падения в истории, повороты сюжета; и, наконец, лизис – окончательная развязка или, возможно, катастрофа.
Всегда, если я не понимала сон, я использовала эту схему. Сначала я говорила себе: «Так, какое здесь вступление?» Первое предложение сна, как правило, даёт установку и вводит основные проблемы и связанные с ними символы. Например, ваш сон может начинаться так: «Я в доме своего детства с моим другом Бобом». Вы берёте первое предложение и просите сновидца высказать ассоциации: «Каким было ваше детство? Как вы себя чувствовали в этом доме? Вы были счастливы там? Как долго вы там прожили?» И потом вы спрашиваете о друге: «Какой он, ваш друг Боб? Каким он был? ...О, я вижу, он был занудой, но всё детство вы озорничали с ним вместе». А затем вставляете эти ассоциации в текст, который тогда звучит так: «Психологически я ещё в своей детской ситуации, и во мне есть часть, которая является скучной, но при этом и озорной».
Если у вас есть преобразованная информация, вы, естественно, должны думать о том, как она соотносится с моментом сна и с текущей реальностью сновидца. Как вышло, что человек до сих пор одной ногой в доме своего детства? В каких ситуациях настоящей жизни он всё ещё реагирует, как он реагировал, будучи ребёнком? Вы должны предположить, что сон говорит об этом уголке его личности.
После рассмотрения вступления таким образом, вы переходите к наименованию проблемы. Допустим, автомобиль подъезжает к подъезду, и два тёмных грабителя выпрыгивают из него. Теперь у вас есть драматическое развитие, которое означает начало повествования о конкретной ситуации. Два тёмных человека могут быть вторжением, чем-то, что взламывает, вмешивается. Грабители очень часто представляют собой нечто ломающее системы в сознании. Так что этот сон будет потом переведён так: в уголок психики, где сновидец реагирует всё ещё по-детски, вторгается что-то из коллективного бессознательного.
Таким образом мы медленно идём через весь сон. И, наконец, финал сна, лизис, который всегда есть приведение сюжета к одному из двух: к разрешению или к катастрофе. По-моему, эти правила толкования снов настолько хороши, что я неосознанно следую им в половине случаев. Но я всегда обращаю особое внимание на последнее предложение сна, в котором бессознательное даёт решение проблемы, если это решение существует. Некоторые сны просто глохнут, иссякают, не проявляют благосклонности к нам, то есть не имеют развязки. Такие сны означают, что бессознательное само не нашло решения. Но можно посмотреть на это иначе: что бы ни случилось в конце сна – это тоже решение. Если вы просыпаетесь с криком, например, то вот это и есть решение. Это то, что даёт вам бодрствующему шок или толчок. Это что-то, что должно быть осознанно каким-то особенным образом. И поэтому я всегда расспрашиваю сновидца об окончании сна.
Если вы хотите интерпретировать собственный сон, советую вам записать его на одной половине страницы листа, а затем для каждого слова напротив написать свои ассоциации. Под ассоциациями я имею в виду всё, что спонтанно приходит вам в голову. Затем попытайтесь увидеть условие, по которому вы установили связь между деталью сна и ассоциацией.
Если в первом предложении сказано, что «я в доме моего детства», то есть там, где я веду себя по-детски, и «ворвался грабитель», то есть совершён взлом, вы должны задать себе вопрос: «Что это? Почему что-то сломалось в моей психологической системе?» Вы также должны думать о событиях, предшествовавших сну, а также о том, что случилось в реальности после сновидения, как на внутреннем уровне, так и на внешнем. Вы могли, например, иметь некоторые неприятные впечатления в течение дня, и те взломщики могут служить отсылкой на этот неприятный опыт. Или, возможно, вы имели негативные, разрушительные внутренние мысли, переживания, что также могло преобразоваться в грабителей – во что-то разрушительное или отрицательное, внезапно взломавшее вашу психическую систему. Попробуйте вспомнить, что произошло вчера, на внешнем и внутреннем плане, а затем вы, вероятно, сможете определить значимые связи. Потом вы говорите: «Ага, этот сон ссылается на вчерашнюю мысль или на вчерашний эпизод, и он показывает мне, что я вёл себя правильно или неправильно». И вы исправляете своё отношение.
_____
Я думаю, они забавные. Мне нравится их анализировать. Не то, чтобы я могу… не то, чтобы я знаю, что они означают, но это весело – пытаться найти их смысл.
- молодая женщина-секретарь
Я могла летать! Прямо через крышу! Прямо по облакам…
- стюардесса
Я была в деревне, в зале, где организовали концерт или что-то с моим мужем…
- домохозяйка из Англии
Я в одиночестве иду по очень глубокому снегу. Справа от меня довольно высокий забор, и пока я шла вдоль, я думала: «Если жестокость вырвется, что я буду делать?»
- актриса из Канады
Ну, во-первых, позвольте мне сообщить, что я очень, очень счастлив в браке. Моя жена как раз сейчас уехала в Аризону с нашим ребёнком, чтобы посетить свою родню. Я не знаю почему, но у меня прошлой ночью был такой сон: мне приснилось, что я в средней школе на выпускном вечере с одной из девушек, работающих здесь. Так вот, между нами не было ничего постыдного, но у меня осталось чувство вины за то, что во сне я проводил время с другой женщиной, пока моя жена где-то далеко. Я полагаю, что это естественно. На утро я даже поделился с этой девушкой: рассказал ей о сне, просто чтобы облегчить душу, чтобы не чувствовать никакой вины.
- управляющий государственным парком на Гавайях
_____
Вы описали метод рассмотрения сна посредством личных ассоциаций. Но есть также сны, к которым сновидец не имеет никаких ассоциаций.
Существуют так называемые архетипические сны, которые имеют мифологическое значение, и с ними, как правило, у людей нет ассоциаций. Если вы спросите, что человек думаете о Юпитере, в ответ услышите: «О, Юпитер – это небесное тело». Люди не знают, с чем это связать, они не имеют личных ассоциаций по этой теме. В этом случае вы берёте общечеловеческие ассоциации. Спрашиваете: «Какие существуют общечеловеческие фантазии о Юпитере?» И вставляете эти размышления сновидца в текст сновидения.
Вы сказали, что каждый элемент в сновидении символизирует какой-то аспект психики сновидца. Но есть сновидения, которые отражают внешнюю реальность. Например, людям может сниться, что кто-то рядом с ними умер и позже обнаружить, что смерть на самом деле произошла. Как вы можете определить, относится ли этот сон к внешней реальности или к внутренней? Если, например, человеку снится, что его жена украла его автомобиль, как вы можете различить, ссылается ли сон на внешнюю проблему в его супружеских отношениях или же проблемы существуют внутри психики сновидца?
Это является наиболее щекотливой проблемой для всех. Человек часто будет склонен думать: «Вот видите, именно это она и делает. Она всегда лишает меня возможности двигаться. Она всегда мне препятствует». А кто-то не будет так в этом уверен. Ведь это может также означать проекцию, а именно: анима мужчины угоняет его автомобиль, но он перекладывает вину на свою жену. Он думает, что жена ему препятствует, он видит это в ней, в то время как на самом деле он сам себе препятствует, но бессознательно.
Чтобы верно интерпретировать такие сны, необходимо видеть картину цельно, то есть знать семейную ситуацию и иметь объективное представление о поведении жены. Тогда можно оценить, насколько это проекция, а насколько действительно относится к жене. Иногда это относится в равной мере и к внутреннему, и к внешнему. Проблема звучит так: толковать сновидение объективно или же субъективно: объективно – это ссылаясь на внешний объект (то есть жена действительно как бы «угоняет автомобиль», препятствует), а субъективно – это ссылаясь на женскую сторону психики самого субъекта (то есть анима сновидца крадёт автомобиль его «левой рукой», так сказать). В целом, я бы сказала, что около 85% снов являются субъективными, и поэтому я рекомендую интерпретировать большинство сновидений субъективно. Всегда нужно сначала спросить: что это такое во мне – вместо того, чтобы принимать сон как предупреждение против действий других людей.
_____
Мне снилось, что я была в доме с видом на озеро. Мой отец, моя мачеха и я – все были в постели, наверху, когда верхний этаж вдруг опрокинулся в передний двор. Я попала во двор, но моих родителей стряхнуло прямо в озеро. Я рассказала мачехе свой сон, и она сказала: «О да, очень показательно, потому что постель и падение людей в воду связано с сексуальностью». Но я не рассказала ей, что, когда они падали в озеро, они занимались любовью, и что я сама в воду не упала. Я не достаточно активна в море жизни или что-то такое.
- студентка из Канады
_____
Мы говорили со многими людьми на улице, которые считали свои сны важными и пытались найти в них смысл. Почему это так сложно – интерпретировать свои сны? Я знаю аналитиков, которые интерпретируют чужие сны в течение многих лет, но не могут интерпретировать свои собственные.
Потому что сны никогда не говорят вам то, что вы уже знаете. Они всегда указывает на то, чего вы не знаете, на «слепое пятно». Это как пытаться увидеть собственную спину. Вы можете показать спину врачу, и он увидит, что именно с вами случилось, но вы сами не можете сделать этого. И ваши психологические слепые пятна, как спина или задница: вам с этим жить, вам на этом лежать и сидеть, но посмотреть на это вам нельзя. Поэтому иногда, даже если сон вам говорит очевидные вещи, вы не можете их понять. Вам нужен другой человек, чтобы это разъяснить, и тогда вы думаете: «Господи, конечно же, это оно и есть!»
Это очень трудно – интерпретировать своё сновидение. Если человек заинтересован, ему будет полезно иметь ещё один взгляд на сон, пусть даже другой человек ничего не смыслит в толковании снов. Часто в то время, пока вы рассказываете в деталях сон другому человеку, вам вдруг становится понятным его значение. Юнгу, например, не у кого было просить толкования своих снов, так что он часто пересказывал их человеку, который ничего не понимал в этом. Юнг, смеясь, говорил: «Просто не попавшее в цель замечание этого человека заставило меня почувствовать, что нет, это не то, но теперь я знаю, что это».
_____
Я летела. Просто летела, летела куда-то в никуда. Как, бывает, едем и едем, не достигая ничего. Это было действительно страшно, я пришла на работу и рассказала сон девочкам. Мне вручили сонник, чтобы выяснить, что это могло значить, но я не смогла найти там ничего.
- продавец-консультант
Да, мне снилось, что я ловлю рыбу, и каждый раз у меня клевало. Я нашла в соннике, что это предвещает беременность. Это правда?
- менеджер по продажам
_____
Многие люди используют сонники для интерпретации своих снов. Эти книги ценны в толковании сновидений?
Я думаю, что эти книги очень и очень вредны. Они сбивают вас с толку, потому что дают статические интерпретации. Змея предвещает болезнь или смерть родственника; выпавший зуб означает потерю родителей или что-то вроде того. Сейчас существуют современные сонники, дающие немного более дифференцированное толкование, но всё же они имеют строго ограниченный смысл.
Символизм наших снов гораздо более индивидуален. Нам нужны индивидуальные ассоциации. Всегда важно именно то, что образ из сна означает непосредственно для сновидца, и что сновидец испытал в отношении этого символа. Иногда можно вдохновляться, читая современные сонники и узнавая о возможных смыслах тех или иных образов, но вам всё равно придётся вернуться к сновидению и спросить: «Что это значит для этого конкретного сновидца?» И сделать толкование более индивидуальным.
В аналитической практике работаете ли вы с чем-то ещё?
Я работаю в основном со снами. В нашем методе мы работаем со снами, потому что они есть продукт психической деятельности одного отдельного человека и неповторимы ни для него, ни для кого-то иного.
Большой опасностью для профессионалов психологической помощи является потенциальное влияние на жизнь другого человека. Вспомните, например, об идее того, что является нормой. Терапевт может иметь свои идеи о нормальности и думать, что другой человек должен стать нормальным. Это вмешательство, власть отношений. Возможно, судьба или бог, или то, что вы можете назвать великой силой мироздания, не хочет, чтобы человек был нормальным. Так откуда же терапевт знает, что пациент должен быть нормальным? В конце концов, что он считает нормальным? Буржуазные идеи терапевта о нормальности не должны быть навязаны бедному человеку, которому предназначено быть совсем другим.
Когда человек приходит к вам с проблемой, вы, будучи честным, должны сказать: «Я не знаю, где возникает проблема». Любые идеи, которые у вас есть о пациенте, являются просто предрассудками. В самом деле, вы должны сказать: «Я не знаю, в чём ваша психологическая проблема». Мы не можем знать судьбу человека. Например, однажды я наблюдала сны маленькой семилетней девочки, которые были похожи на сны умирающего человека. Так вот, на самом деле у девочки обнаружили онкологию, и она могла умереть в течение двух или трёх лет. Я не знала этого, когда изучала эти сны. Они были необычными. Это были сны старой, мудрой личности. Как видите, вы не можете строить теории о том, какой должна быть жизнь другого человека. Сон – это единственная вещь, которая исходит из глубин самого больного, и если мы пытаемся понять его сны, максимально абстрагируясь от всех возможных предрассудков, мы можем услышать, что психическая глубина пациента рассказывает ему о нём же. Мы, психотерапевты, всего лишь переводчики снов.
Аналитик, подытожив, должен сказать человеку, который слишком «незрелый»: «Ваша собственная психическая глубина думает, что вы чересчур незрелы, и это наносит вред вашему здоровью». Это не мнение аналитика – это то, что совместно они извлекли из сна человека. Часто – и это означает, что толкование дошло до адресата – пациент чувствует, что это не мнение аналитика. Когда сон интерпретируется правильно, у анализанда происходит щелчок, и он говорит: «Да, это оно». Толкование произвело впечатление, и, вероятно, дало пациенту мотивацию изменить свою жизнь. А если вы посоветуете этому же человеку так: «Послушайте, вы часто ведёте себя, как подросток, и это вредит вашему здоровью» - человек не будет слушать, потому что он слышал всё это раньше. Если же его собственные сны таким образом будут «высмеивать» его, тогда есть больше шансов, что человек действительно изменит своё поведение. Я могу сказать вам точно, что в данном случае человек, который вёл себя в жизни незрело, покраснел и этим продемонстрировал, что такая интерпретация его сна попала в цель.
Итак, будучи юнгианскими аналитиками, мы следуем за сновидениями. Мы работаем с пациентом над обнаружением их смысла. Работая совместно с терапевтом, пациент не чувствует, что на него была надета смирительная рубашка из понятий о нормальности и предрассудков об адаптации. Пациент следует своим собственным внутренним указаниям, сообщённым ему его же собственной психикой. Так что анализ – это обучение человека умению слышать свой внутренний голос посредством снов и умению следовать ему.
ГЛАВА 4. Живой символ
Язык сновидений – это символы. В снах бессознательное открывается в символических образах, и ключ к пониманию снов – это знание символов.
Пока мы спим (бессознательны), что бы мы ни переживали во сне – полёт, падение, убийство – всё имеет совершенный и несомненный смысл. Однако позже, когда мы вспоминаем сон наяву, он кажется нам сумбурным, бессмысленным или просто странным. Наш сознательный разум не понимает символов.
В разговорной речи мы часто используем символический язык для описания некоторых аспектов личности человека. Например, мы говорим, что кто-то, кто переоценивает свои возможности, находится «на грани падения», или что его «голова в облаках», или что он должен «спуститься с небес на землю». Всё это символические выражения, которые в буквальном понимании не имеют никакого смысла. В сновидениях символ оживает. Человек на самом деле летит. Он испытывает ощущение полёта.
Незадолго до своей смерти в 1961 году К. Г. Юнг объяснил связь между символическим языком и бессознательным в своей книге «Человек и его символы»:
«Человек использует устное или печатное слово, чтобы передать окружающим некоторое осмысленное сообщение. При этом помимо слов-символов, которых так много в любом языке, часто применяются слова-обозначения, или своего рода опознавательные знаки, не являющиеся строго описательными. Таковы сокращения, представляющие ряд прописных букв (ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО), известные торговые марки, запатентованные названия лекарств, воинские знаки различия. Не имея значения сами по себе, они стали узнаваемы в ходе обыденного или целенаправленного употребления. Подобные слова суть не символы, а знаки, лишь называющие объекты, за которыми закреплены.
Символом же мы называем термин, название или даже образ, обладающий помимо своего общеупотребительного ещё и особым дополнительным значением, несущим нечто неопределённое, неизвестное. Возьмём такой пример: один индус, посетив Великобританию, рассказывал потом своим друзьям, что англичане почитают животных. Он обнаружил в старых протестантских церквях изображения орла, льва и быка, но понятия не имел (как и многие христиане), что эти животные символизируют авторов Евангелий. В свою очередь корни этой символики тянутся к видению Иезекииля, а оно имеет аналог в египетском мифе о боге солнца Горе и четырёх его сыновьях. Ещё более яркий пример – это известные каждому колесо и крест. В соответствующем контексте и у них появляется символическое значение, которое до сих пор является предметом дискуссий.
Следовательно, символическим является такое слово или образ, значение которого выходит за рамки прямого и не поддается точному определению или объяснению. Когда разум пытается объять некий символ, то неизбежно приходит к идеям, лежащим за пределами логики. Размышления о колесе как об образе "божественного" солнца приводят разум к порогу, за которым он должен признать свою некомпетентность, ибо невозможно дать определение "божественному". Называя нечто "божественным", мы, действуя в границах нашего разума, лишь даём название, опираясь при этом только на веру, но никак не на факты.
Явлений, выходящих за пределы человеческого понимания, в мире не счесть. Мы постоянно прибегаем к символической терминологии для обозначения понятий, определение или точное понимание которых нам не подвластно. Вот почему все религии используют язык символов как словесного, так и зрительного ряда. Однако подобное сознательное применение символов является лишь одним аспектом психологического феномена большой важности: человек также сам вырабатывает символы – бессознательно и спонтанно – в форме сновидений».
*
_____
Довольно часто мне снится, что я лечу, и, как правило, это очень волнующий опыт, но вдруг возникает чувство, что это слегка нелепо – считать, что ты на самом деле летишь.
- британский студент
Я летаю во сне. Это хорошо, не так ли? Это превосходно. Когда вы находитесь там, на высоте, вы чувствуете, что вокруг вас нет никого, только облака.
- автомеханик
Я начинаю бежать всё быстрее и быстрее. Я почти не использую руки. У меня нет никаких других опор, кроме всего моего тела. Я машу руками чуть-чуть, и мои скачки удлиняются; я всё выше и выше, и выше...
- звукорежиссёр из Англии
Да, мне снились змеи… такие сны говорят нам о наших врагах.
- женщина-продавец из Торонто
Я была на зелёном лугу и чувствовала себя очень счастливой. Постепенно это чувство ушло, и я сделалась дёрганой и нервной. Это нарастало всё больше и больше, пока я не почувствовала панический страх! Моя левая нога оказалась змеёй ужасающего вида с человеческими зубами. Я знала, что она собирается причинить мне вред.
- женщина из Англии
У меня был очень плохой сон о змее; знаете, я боялся, что упаду в обморок, потому что я просто панически боюсь змей. Когда я проснулся, я был в поту. В холодном поту, и я был очень рад, что это всего лишь сон.
- бизнесмен-аргентинец из Парижа
_____
Доктор фон Франц, падение – это очень распространённый мотив сна. Мы все когда-нибудь падали со сне. Каково символическое значение падения? Это правда, что если во сне мы ударяемся о землю, это предвещает смерть?
Я переживала падение во сне и не умирала; я была поймана или просыпалась прежде, чем ударилась бы об пол.
Но, согласно суевериям, если вы упали на пол, вы должны умереть.
Нет, нет, нет. Это просто означает потрясение от столкновения с реальностью. Если вы видите сон о падении, это означает, что где-то или в чём-то вы «слишком высоко». Возможно, вы слишком высокого мнения о себе, или у вас есть нереальные романтические идеи, или вы живёте в воображаемом мире, или слишком теоретизируете. Где-то нарушен ваш контакт с реальностью. Внезапное падение во сне, как правило, совпадает с внешним глубоким разочарованием, когда человек вдруг сталкивается с голой реальностью, с реальностью как она есть. Это может быть смертельным шоком для эго. Эго может быть разбито, так сказать. Эго вне доступа. Оно молчит. Оно умерло от удара об пол.
_____
Мне приснилось, что я был на каком-то задании, и мы были просто подвешены над карнизом. Наши ноги были на вершине жёлоба, и жёлоб сломался, и я продолжал падать. Я не знаю, как другие, но я всё время падал.
- охранник из Лондона
Вот мой сон. Я переехала в дом в Монреале, и в этом доме была белая лестница. Три ночи подряд я падала вниз с этой лестницы, кричала, и это никак не кончалось. Это было ужасно.
- домохозяйка из Монреаля
Мне снилось, что я еду на мотоцикле вниз по мощёной улице, и тут просто заканчивается дорога, и я падаю. Это было ужасно! Но я никогда не ударялась о землю, это хорошо. Удар о землю предвещает смерть.
- покупательница на рынке в Лондоне
_____
Я помню сон, в котором я был застрелен. Каменно-холодный мертвец. С одного выстрела прямо в сердце. Но мой убийца выстрелил ещё четыре раза. Каждой пулей он убивал меня заново. Помню, я подумал во сне, что это было глупо с его стороны – продолжать стрелять, ибо я был уже мёртв. Он убил меня первой же пулей. Что это значит, когда сновидец как бы на самом деле умирает или погибает во сне?
Это всегда означает, что эго в данный момент должно отойти. У меня было много снов, в которых я была формально казнена; как правило, обезглавлена. Эти сны заявляли очень чётко о том, что голова должна быть оторвана, то есть интеллектуальный подход в некоторых вопросах должен быть принесён в жертву. Но если вас расстреливают, это скорее похоже на удар с чем-то, и означает, что вы нуждаетесь в потрясении, которое разбудит вас. Смерть сновидца во сне означает радикальное и полное его изменение, где абсолютно ничего старого от личности человека или от его старых установок остаться не должно. Поэтому, если кому-то снится, что он убит, казнён, расстрелян, повешен или умерщвлён любым иным способом, это всегда указывает на радикальные изменения.
Вместо обнаружения смыслов различных индивидуальных мотивов, мы могли бы обсудить тему символов, рассмотрев один конкретный символ и затем продемонстрировав, как этот символ устанавливает связь с бессознательным на примере реального сна. Давайте остановимся на одном из основных символов нашей культуры – символе звезды. Какой аспект психики человечество проецирует на звёзды, делая их символическими?
Мир звёзд был всегда рассматривался как царство вечных и божественных существ. Поэтому во многих частях мира существует народное предание о том, что в момент, когда вы видите падающую звезду, душа спускается на землю, и рождается ребёнок. В Китае и в древней Римской империи, когда умирала незаурядная личность, астрологи искали на небе новую звезду, потому что считали, что после смерти человека его душа вернётся на небеса и снова станет звездой. А в египетском посмертном ритуале молитва гласит: «Позволь мне стать одной из погасших когда-то звёзд, что кружатся у Северного полюса». Цель умершего состояла в том, чтобы стать одной из негаснущих звёзд. Также в Египте бессмертная часть души была представлена так называемой Ба, которая была рождена как птица или как звезда. Ба символизировала ту часть личности, которая после физической смерти сопровождает Солнечного Бога по небу в виде негаснущей звезды.
Таким образом звезда имеет к отношение к теме вечности и уникальности личности, что и проецировалось на звезду.
Вифлеемская звезда имеет то же символическое значение?
Это соответствует данному контексту: в момент рождения замечательной, выдающейся личности в небе появляется новая яркая звезда. И волхвы сразу проинтерпретировали это именно так. Когда они увидели Вифлеемскую звезду, они поняли, что родился кто-то выдающийся, и поэтому пошли за звездой, чтобы увидеть ребёнка. Это созвучно общей точке зрения. Новая звезда означает, что где-то на земле появилась новая личность – император, великий правитель или кто-то иной, кто изменит судьбу человечества.
_____
Это один из тех редких снов, в котором властный мужской голос непоколебимо сказал мне о том, хочет ли он, чтобы я делала кое-что. Голос сказал: «Это твоя путеводная звезда».
- женщина
_____
Теперь давайте рассмотрим сон, в котором звезда находится в центре повествования. Это сон из «Эпоса о Гильгамеше», и он является одним из старейших записанных снов. Гильгамеш был царём шумерского города-крепости Урука. Он был могущественным правителем в древнем мире, и его сон считался достаточно важным, чтобы быть увековеченным в камне. Вот сон царя Гильгамеша:
«В середине ночи я горделиво прошёл среди моего народа. Сияли звёзды в небе. Вдруг одна из звёзд небесного бога Ану упала на меня. Я попытался поднять её, но она оказалась слишком тяжёлой для меня. Весь Урук собрался вокруг этой звезды, и люди целовали её ноги».
Этому сновидению около сорока шести сотен лет. Но и сегодня можно найти современные параллели, ибо язык бессознательного изменяется гораздо медленнее, чем язык человеческого сознания. Итак, если трактовать этот сон с современной точки зрения, мы могли бы сказать, что, до момента падения звезды на Гильгамеша, он исполнял коллективную роль царя. Он был царём-героем. Он типичный человек, честолюбиво и успешно реализующий коллективный паттерн. В наше время он мог бы быть отличным политиком или кинозвездой, то есть человеком, который следует определённым коллективным представлениям о нём и достигает цели. Такой человек использует коллективно признанный способ исполнения своей властной роли. Характеристики таких ролей, как правило, не очень индивидуальны.
Звезда, наоборот, представляет его уникальность, ведь каждая душа имеет свою единственную звезду на небе. Мы можем сказать, что до падения звезды Гильгамеш, при всех его достижениях в роли коллективного правителя, не сделал ничего уникального. Наоборот, он лишь следовал типичному образцу царя-героя. Затем, вероятно, около середины жизни (потому что подобное наиболее часто происходит именно в этот период) что-то меняется.
Пока он ходит среди своих подданных, гордый своим собственным высоким положением, звезда с небес падает на него. Это оказывается очень тяжким грузом. Это момент, когда Гильгамеша постигла его уникальная судьба, она буквально обрушилась на него. Это означает, что, подобно тому, как Христос должен был нести свой крест, Гильгамеш теперь должен нести бремя становления своей уникальности, избранности; он должен выполнить своё уникальное предназначение; это задача, которую он избегал, будучи честолюбивым и общественным человеком.
Звезда также означает бессмертность души человека. В Египте, например, Ба – та часть души человека, что выживает после его смерти – изображалась в виде звезды. Это вечное ядро человеческой психики и всегда представляет собой уникального, вечного человека внутри нас. И поэтому Гильгамеш должен теперь следовать своей уникальной судьбе вместо того, чтобы выполнять коллективную роль. Но это оказывается ни славным зовом, а тяжким бременем для царя.
Пока звезда не упала на него, Гильгамеш думал, что он великий человек. Он был царём, он был героем, он был крепостью своего народа. Но теперь он видит, что этого мало. То, чему поклоняются люди – это звёздный камень, нечто великое в нём и не заключающееся только в мощи его коллективной роли. Во сне люди целуют ноги звезды, а не ноги Гильгамеша. Они падают ниц перед звездой, что выявляет её истинное величие. Таким образом, во сне есть также нечто поучительное для Гильгамеша: «Не принимай все почести и все комплименты, что люди преподносят тебе. Они поклоняются звезде в тебе. Это твоя обязанность – стать уникальной личностью. То, чему они поклоняются в тебе, – не ты. И это тяжкий груз». И с этих пор, согласно эпосу, Гильгамеш становится слугой своей уникальности, своей героической задачи, которая заключается в поиске бессмертия.
Почему так мало людей следуют своей собственной звезде? Почему звезда – такая тяжелая ноша?
Потому что следование вашей собственной звезде означает изоляцию, незнание пути, непонимание того, как найти совершенно новый путь для себя вместо того, чтобы идти по проторенной дорожке, где всё исхожено вдоль и поперёк. Поэтому в людях всегда есть стремление проецировать уникальность и величие своей собственной внутренней сущности на другие внешние личности и становиться слугами, преданными слугами, почитателями и подражателями внешних кумиров. Это намного проще – любоваться великой личностью или быть учеником или последователем какого-нибудь гуру или религиозного пророка; или быть поклонником некой официальной личности, например, президента, или отдавать свою жизнь ради какого-то военного генерала, которым вы будете восхищаться. Это гораздо проще, чем следовать своей собственной звезде.
Какой тип личности привлекателен для проекции звезды?
Если человек обладает с рождения некоторыми выдающимися качествами, интеллектом или другими талантами, он или она часто привлекает проекции звезды. Эти одарённые люди являются предметом проекций, и преданность других создаёт в их жизни соблазн развития инфляции. Инфляция – это переоценка себя. Вместо того, чтобы сказать: мой талант – это не я, мой интеллект – это не я, я лишь родился с этим хорошим компьютером внутри, и это вовсе не моя заслуга, - такие люди будут склонны идентифицировать себя со своими дарованиями и однажды взорвутся. Инфляция означает быть взорванным, как воздушный шарик. Естественно, многие люди, которые уже вошли в историю, испытывали инфляцию. Некоторые римские императоры, например, страдали от того, что называют безумием Цезарей.
Значит, инфляция – это нереалистичное представление о себе. Но как избежать инфляции? Могут ли люди верно оценивать свою собственную значимость?
Да, сложность в том, что никто не имеет от природы некоего правильного представления о своей собственной ценности. Никто не знает, как много или как мало он или она стоит. Я имею в виду, спросите кого-нибудь: «Вот, если честно, ты великий человек или ты маленький человек? Насколько маленький или насколько великий ты по сравнению с другими?» Любой признает, что он не имеет об этом понятия. Это субъективное ощущение. Либо есть чувство неполноценности, когда кто-то чувствует себя маленьким червём в земле, либо есть мания величия, когда кто-то чувствует себя избранным, человеком, превышающим средний уровень. Большинство людей колеблются между этими двумя полюсами. У невротиков это доходит до крайностей, а у нормальных людей это происходит менее экстремально, но у всех бывают дни, когда они чувствуют себя никем, и дни, когда они чувствуют себя на вершине мира. Это естественное колебание, и можно назвать человека нормальным, когда его самооценка строится из того, чего этот человек достиг, чем и кем себя окружает и так далее. Но всё же это весьма неопределенная вещь, на самом деле.
Любое отсутствие баланса в этом вопросе – самоуничижение или возвеличивание