Отношения полной противоположности
Хорошее понимание между партнерами может быть тогда, когда осуществляется прямая связь функций. В том случае, о котором у нас теперь пойдет речь, все каналы заняты одноименными функциями, имеющими противоположные вертности. Вряд ли здесь возможно хорошее понимание друг друга, хотя и особенных причин для конфликтов тоже нет. В качестве примера такого рода отношений мы можем привести отношения князя Андрея Болконского и его сестры, княжны Марьи.
Вспомним, что между братом и сестрой есть только родственная привязанность, но понимания — нет, они слишком разные люди для этого. Вот небольшой пример их отношений.
«— Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? — вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
— Мне? ...Мне?! Мне тяжело? — сказала она.
— Он и всегда был крут, а теперь тяжел становится, я думаю, — сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
— Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая-то гордость мысли, — сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, — и это большой грех. Разве можно судить об отце? (...) Я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.
Брат недоверчиво покачал головой».
В этом маленьком отрывке сразу чувствуется, что эти родные люди совсем по-разному оценивают ситуацию со своим отцом. Интровертная княжна, согласно своей ведущей функции БЭ, придерживается традиционных норм в отношениях с родителями, а князь Андрей, экстравертный этик ЧЭ, для которого гораздо естественнее открыто выражать свои чувства, просто не верит ей, однако для конфликта здесь почвы нет.
Хотелось бы только отметить, что эти отношения, к сожалению, оказываются достаточно привлекательными для молодых людей, которые хотят вступить в брак. Действительно, любовь — это всегда тайна, и партнер именно в таких отношениях привлекает своей загадочностью, в то же время ощущается и общность интересов. Напомним, что оба они принадлежат к одному соционическому клубу — Практиков, Исследователей, Социалов, или, как в нашем примере, — к Гуманитариям. К сожалению, такие браки в итоге оказываются довольно тяжелыми, ведь понимания между супругами так и не возникает, несмотря на годы совместной жизни.
А для работы такие контакты могут оказаться и весьма плодотворными, поскольку партнеры смотрят на проблему с разных сторон, в результате чего она может быть решена достаточно успешно.
Родственные отношения
Это отношения партнеров, у которых первые, программные функции одинаковы, но вторые и третьи — поменялись местами, поэтому есть опасность того, что вторые, сильные функции каждого из них, давят на болевые партнера.
В рассмотренных нами литературных произведениях такого рода отношения связывают Атоса с его бывшей женой — леди Винтер. Мы до сих пор не говорили о ее психотипе, сделаем это сейчас. Ближе всего, как кажется, она стоит к логико-сенсорным интровертам, Систематикам.
Действительно, она скрытна, очень расчетлива, конкретна в своих действиях. Фантазии ей не свойственны, она практична и реалистична. Любит плести интриги — все эти качества характерны именно для названного выше психотипа. Заметим только, что здесь все сильные свойства логико-сенсорных интровертов проявляются в отрицательном контексте. Люди этого психотипа легко вовлекаются в азартные игры, при этом любят действовать в одиночку.
Само собою разумеется, что, опираясь на литературные произведения, мы должны понимать, что автор высвечивает именно те качества, которые характеризуют данного героя в описываемой ситуации. Поэтому в различных произведениях один и тот же психотип может быть представлен настолько по-разному, что трудно увидеть что-то общее между такими героями. Однако жизнь — это не учебник, и полезно научиться распознавать за внешними проявлениями существенные особенности психотипа. Здесь нам хотелось просто дать конкретный пример психотипов, хорошо знакомых читателям:
Читатель, конечно, понимает, что такого рода отношения отнюдь не обязательно приведут к концу, к которому пришли Атос и миледи. Однако нам хотелось еще раз продемонстрировать, как могут сложиться вообще-то не самые плохие в соционическом плане родственные отношения, если на первый план выходят предательство, ревность, обман и т. д. Все это, как вы помните, привело к тому, что Атос приговаривает свою бывшую жену к смертной казни и сам организует ее осуществление. Вообще же, этот тип отношений действительно относится к группе неблагоприятных, поскольку здесь есть прямое обоюдное давление на болевую функцию.
Отношения суперэго
Эти отношения характеризуются таким же взаимодействием второй и третьей функций, как это мы уже рассмотрели в родственных отношениях, но, в отличие от последних, в этом случае разными оказываются и программные функции. Конечно, вы уже догадались, что и здесь может быть давление вторых функций на третьи, к тому же может оказаться так, что направленность интересов партнеров сильно отличается из-за различных программных функций.
Хотя на первом этапе эти отношения могут показаться временами кому-то интересными, интригующими, как правило, они в конечном счете оказываются малоприятными.
Такие отношения связывают княжну Марью и ее отца, старого князя Болконского, героев романа Толстого «Война и мир»:
Вспомним, как отец навязывает (ЧС) дочери занятия, совершенно чуждые ей, но при этом сам абсолютно не интересуется ее духовной жизнью, связанной с религиозностью, верой в Бога (ЧИ).
Другая знакомая нам пара героев того же романа — Николай Ростов и князь Андрей, также находятся в отношениях суперэго:
«В мужчинах Ростов терпеть не мог выражение высшей духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность».
Толстой, совершенно правильно почувствовав характер отношений своих героев, объясняет разное отношение Николая к княжне Марье и князю Андрею тем, что для мужчины это не должно быть свойственным, в то время как для женщины — привлекательно и уместно. Однако с позиций соционики это легко объяснимо, если мы построим схемы отношений всех трех персонажей:
Заметим, что брат и сестра Болконские относятся к клубу Гуманитариев, для них действительно характерна напряженная духовная жизнь, определяемая этикой и интуицией. Однако для болевой функции ЛСЭ, к типу которого принадлежит Николай (БИ),эта функция во втором канале ЭИЭ является крайне неприятной. Именно поэтому Николай не испытывает симпатии к князю Андрею. Можно предположить, что и Андрей без особой симпатии относится к Николаю, поскольку сам испытывает давление на свою болевую функцию БС.
А вот при взаимодействии ЛСЭ — Николая с интровертным психотипом ЭИИ, к которому принадлежит его жена княжна Марья, такого давления нет. В этом случае их отношения, как мы уже знаем, наиболее благоприятны. Разница здесь соционически очевидна — отличается вертность функций (ЭИИ — ЭИЭ), и отношения принимают совершенно другой характер.
Отношения конфликта
Как ясно уже из самого названия, эти симметричные отношения относятся к наиболее неблагоприятным. Они характеризуются выходом сильных, программных функций одного партнера на болевые — другого. Достаточно ярким примером таких отношений являются отношения Скарлетт и Мелани, типов ЭИИ и СЛЭ:
Конечно, описанные в романе отношения этих героинь осложнены еще и ревностью — Скарлетт влюблена в Эшли, который женится на Мелани. Поэтому Скарлетт на первых порах презрительно оценивает и «невзрачную» внешность Мелани, ее хрупкость, почти детскую физическую слабость и беспомощность. Надо отметить, что сенсорные типы, как правило, действительно выглядят внешне более крепкими, полнокровными, физически здоровыми. И в этом отношении сенсорно-логический психотип Скарлетт явно выигрывает перед этико-интуитивным психотипом Мелани. В этом Мелани могла бы почувствовать свою «ущербность» по сравнению со Скарлетт.
Но вот когда дело доходит до духовной стойкости — тут уже лидирует слабая и хрупкая Мелани, и Скарлетт ничего не остается, как признать первенство Мелани. Напомним еще раз фрагмент сюжета об отношении общества к Рэтту Батлеру:
«Глаза Мелани казались огромными на побелевшем лице.
— Я не перестану разговаривать с ним, — негромко проговорила она. — Я не буду его обижать. И не откажу ему от дома. (...)
"Ну почему у меня не хватило духу сказать так? — с завистливым восхищением подумала Скарлетт. — Как эта маленькая мышка осмелилась дать отпор миссис Мерриуэзер?"»
Читатель может возразить по поводу конфликтного характера такого рода отношений, заметив, что отношение Рэтта Батлера, который принадлежит к тому же психотипу, что и Скарлетт, к Мелани — совсем иное, уважительное и даже поддерживающее. Действительно, это так и есть. Например, во время благотворительной акции в пользу армии Мелани снимает свое обручальное кольцо, которое связывает ее с горячо любимым ею мужем, и отдает его для общего дела. Рэтт выкупает это кольцо и возвращает его Мелани:
«— Я заплакала просто от радости. — И она поднесла к губам какой-то предмет, который был зажат у нее в руке. — О, я так счастлива! — И она снова расплакалась.
Что-то блеснуло у нее в пальцах, и Скарлетт увидела массивное золотое кольцо.
— Прочти, — сказала Мелани, указывая на выпавшее из ее рук письмо. (...) "Если Конфедерации нужна кровь мужчин, то ей пока не нужно, чтобы женщины с кровью отрывали от сердца драгоценные для них реликвии. Примите, дорогая миссис Уилкс, этот знак преклонения перед Вашим мужеством и не считайте Вашу жертву бесплодной, ибо за выкуп кольца уплачена сумма, десятикратно превышающая его стоимость. Капитан Рэтт Батлер"».
И в этом случае автор романа «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл совершенно права. Так в чем же здесь дело? Почему Рэтт столь внимателен к Мелани? И почему эти отношения называются конфликтными? Ну, Скарлетт по понятным причинам относится к Мелани, прямо скажем, не лучшим образом, а Рэтт?
А дело здесь в том, что на далекой дистанции партнеры, видя, что в другом есть то, что им самим недоступно, могут испытывать к своему «конфликтеру» чувство восхищения. Это особенно понятно потому, что восхищение вызывает область собственной ранимости. Именно таким образом Рэтт Батлер относится к Мелани. Будучи сам циником и прагматиком, он уважает в Мелани высокую духовность, умение отстаивать свои идеалы, быть до конца преданной им.
«Если я "куда любезнее" с миссис Уилкс, то лишь потому, что она этого заслуживает. Я мало встречал в своей жизни таких искренних, добрых и бескорыстных людей. Но, вероятно, вы не в состоянии оценить их по достоинству. К тому же, несмотря на молодость, она поистине благородная леди в самом лучшем смысле этого слова». — говорит Рэтт о Мелани.
Точно так же, несмотря на негативное общественное мнение, к Рэтту Батлеру относится и Мелани. Она защищает его от нападок и досужих сплетен, ведь он способен на поступки, которые трудно даются самой Мелани, поступки прагматика, которые, как мы знаем, определяются логикой, сенсорикой, которые слабы у самой Мелани.
«Я считаю, что все ведут себя с капитаном Батлером как перепуганные курицы. Я не верю всем гадостям, которые говорят про него миссис Мэрриуэзер и доктор Мид. Он не стал бы прятать пищу от умирающих от голоду людей. Кто, как не он, дал мне сто долларов для сирот? Я уверена, что он не менее преданный патриот, чем любой из нас, и просто слишком горд, чтобы защищаться от нападок. Вы же знаете, как упрямы могут быть мужчины, если их разозлить».
Следует заметить, что в жизни часто случается наблюдать действительно хорошие, поддерживающие «конфликтные» отношения. Но они всегда — дистанционные. Как только партнеры сокращают дистанцию общения, хуже того — вступают в брак — конфликты неизбежны и, чаще всего, за ними следует развод.
У нас есть еще один пример соционического конфликта, это отношения героев романа Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть!», Реймона и Анны. Пока они находятся в первом периоде взаимных ухаживаний, но в перспективе хотят связать себя брачными узами. Хотя между ними на первом этапе их любви, казалось бы, прекрасные отношения, но уже в каких-то моментах чувствуется будущее несогласие. Анна неоднократно пытается напомнить Рэймону о том, что Сесили необходимо готовиться к экзамену, который она провалила. Но, как мы знаем, логика психотипов как Сесили, так и ее отца — ранимая функция. Реймон хоть и делает вид, что согласен с Анной, по существу, на стороне своей дочери, о чем та, конечно, догадывается. Если бы планы Анны и Реймона осуществились, и они стали бы мужем и женой — вряд ли этот брак стал бы счастливым. Сесиль, чье сознание не замутнено влюбленностью, в отличие от ее отца, конечно, это хорошо понимает:
«Слишком велико ее влияние на нас. Я уже начала терять отца — его смущенное, отвернувшееся от меня за столом лицо мучило, преследовало меня. Я едва ли не со слезами вспоминала о нашем былом сообщничестве, о том, как мы смеялись, возвращаясь под утро в машине по светлеющим улицам Парижа. Всему этому настал конец».
Сесиль почти соционически точно формулирует отличия Анны-ЛСИ от ее самой-СЭИ и отца-ИЭЭ:
«У нее холодное сердце, у нас — пылкое, у нее властный характер, у нас — независимый, она равнодушна к людям, они ее не интересуют, нас страстно влечет к ним, она сдержанна, мы веселы».