Глава 2. Другие симметричные отношения
Поскольку самих психотипов всего шестнадцать, то, соответственно, и типов отношений тоже должно быть шестнадцать — каждого с каждым. Мы и будем их последовательно рассматривать. Пока мы познакомились с наиболее благоприятными квадральными отношениями, все они симметричны, то есть партнеры находятся в равных условиях по отношению друг к другу.
Теперь рассмотрим последовательно все остальные, также симметричные отношения, которые, правда, отнюдь не все окажутся благоприятными.
Полудуальные отношения
Сначала продолжим рассмотрение ситуаций, когда партнеров связывают соционически благоприятные отношения. Из известных нам примеров вспомним отца и дочь в романе Франсуазы Саган «Здравствуй грусть!», Реймона и Сесиль. Будем действовать по тому же самому принципу, что и раньше, и нарисуем схемы моделей Юнга их психотипов.
Здесь также осуществляется поддержка сильными, программными функциями партнеров их слабых суггестивных четвертых функций, как и у дуалов. Однако, в отличие от последних, вторые и третьи функции одинаковы по наименованию, хотя и отличаются вертностью. К чему это приводит?
В дуальных отношениях партнеры имеют возможность поддерживать также и ранимые функции друг друга, поскольку одноименная функция другой вертности у каждого расположена во втором, сильном реализационном канале. Но благодаря разной вертности этих функций не происходит прямого давления.
В том же случае, который мы исследуем теперь (эти отношения называются полудуальными), партнеры, получая поддержку по четвертой функции, не могут получить ее по третьей. Поэтому, когда речь идет о планах, согласованности жизненных позиций — все хорошо, но когда требуется реализация того, за что ответственна область третьей функции — партнеры испытывают некоторое разочарование, поскольку они не в состоянии помочь один другому.
В конкретном примере ИЭЭ и СЭИ ранимой областью обоих партнеров является логика — и структурная, и деловая.
«Мы с ним были одного племени, и я то убеждала себя, что это прекрасное, чистокровное племя кочевников, то говорила себе, что это жалкое, выродившееся племя прожигателей жизни».
Эта цитата особенно хорошо характеризует слабость третьей функции обоих как «прожигателей жизни».Слова же о том, что они представители одного племени — относятся по смыслу, конечно, к тому, что они оба этики и иррационалы, поскольку это общее свойство их характеров находится в контексте отличий обоих названных героев от рациональной и логичной Анны.
После гибели Анны «целый месяц мы жили как вдовец и сирота, обедали и ужинали вдвоем, никуда не выезжали».
Но потом все вернулось «на круги своя». Отец и дочь по-прежнему живут в полном ладу и прекрасно понимают друг друга — полудуальные отношения редко бывают осложнены конфликтами:
«И началась прежняя жизнь, как это и должно было случиться. Встречаясь, мы с отцом смеемся, рассказываем друг другу о своих победах. Он, конечно, подозревает, что мои отношения с Филиппом отнюдь не платонические, а я прекрасно знаю, что его новая подружка обходится ему очень дорого. Но мы счастливы. Зима подходит к концу, и мы снимем не прежнюю виллу, а другую, поближе к Жуан-ле-Пен».
Дочь и отец чувствуют себя вместе вполне счастливыми особенно потому, что принадлежат к обеспеченному сословию, которое избавлено от необходимости добывать себе средства к жизни. Если же это было бы не так — возможно, возникли бы конфликты, поскольку никто из них не готов трудиться.Для других психотипов такой областью может оказаться что-то совсем иное, например, в семье ИЛИ Бальзака и СЛЭ Жукова, возможно, возникли бы трудности с выражением эмоций — оба чувствуют себя в этой области неуверенно, и возможно, в такой семье ощущался бы «холод».
Миражные отношения
Продолжая описание соционически благоприятных отношений, остановимся на таких, которые носят название миражных. К сожалению, в тех литературных произведениях, которые мы рассмотрели, примера таких отношений между героями нет. Поэтому можно, например, вообразить себе такого рода отношения, которые связывали бы князя Андрея Болконского и бедную родственницу Ростовых Соню, подругу Наташи.
Сама Соня описана как этико-сенсорный интроверт, Хранитель, Драйзер. Она скромна, тиха, заботлива, очень привержена нормам морали, традициям. Вспомните, в какой ужас она приходит, когда Наташа готовится к побегу из дома, и именно Соня предотвращает побег Наташи, рассказав об этом Марье Дмитриевне, у которой девочки в это время гостят в Москве.
Заметим, что саму Наташу и Соню связывают зеркальные отношения, о которых уже шла речь выше. Именно в этом, по-видимому, кроется причина того, что с самого раннего детства Наташа и Соня во всех случаях находят друг в друге понимание и отклик на свои переживания — обе они принадлежат к 3-й квадре.
Однако вернемся к миражным отношениям. Если бы судьба свела людей таких психотипов, к которым принадлежат Соня и князь Андрей, то мы нарисовали бы следующие схемы:
В этом случае, как и в дуальных отношениях, осуществляется поддержка вторыми функциями функций третьих, но при этом, как это и было раньше, нет давления из-за разной вертности этих функций. Однако их первые функции также одинаковы, но имеют разную вертность; то же можно сказать и о четвертых функциях. Таким образом, здесь нет поддержки слабых суггестивных функций, что приводит к некоторой недооценке сильных качеств партнера, ведь в области его первого, программного канала «Я и сам силен!». Тем не менее, отношения вполне благоприятны, поскольку нет давления на болевые каналы и, более того, по ним осуществляется поддержка. Автор не раз встречала благополучные супружеские пары, находящиеся в миражных отношениях.
Тождественные отношения
Эти отношения, как следует из их названия, осуществляются между партнерами одинаковых психотипов. И в этом случае мы можем сразу догадаться, что здесь имеется полное понимание мотивов любых действий и высказываний друг друга, поскольку все каналы заняты одинаковыми функциями. Особенно эти отношения благоприятны, если взаимодействуют учитель и ученик. В этом случае вся информация от учителя передается ученику самым эффективным образом, поскольку она воспринимается точно такими же каналами, как и передается — именно поэтому здесь понимание полное.
Однако в иных отношениях, нежели учитель — ученик, такое понимание не всегда нравится партнерам — ведь не всегда мы хотели бы быть «прозрачными» для окружающих. Вспомним, как отлично Рэтт Батлер понимает все скрытые мысли Скарлетт, чем иногда даже пугает ее.
«Снова он, как подобает джентльмену, произносил вежливые слова соболезнования, но сам не верил в них ни на грош. Это человек издевается над ней. Он знает, что она не любила Чарльза. А Мелани, конечно, слишком глупа, чтобы прочесть его истинные мысли. "О господи, лишь бы еще кто-нибудь не сумел их прочесть!" — внезапно подумала она с ужасом. А что, если он расскажет о том, чему был свидетелем? (...) Она подняла на него глаза. Он продолжал обмахивать ее веером, но она уловила насмешливо-сочувственную ухмылку в углах его рта. (...)
— Не бойтесь ничего, прекрасная госпожа! Вашу ужасную тайну я унесу с собой в могилу!
— Господи! — испуганно прошептала она в ответ. — Как вы можете говорить такие вещи!
— Мне просто хотелось снять тяжесть с вашей души. (...)
Она невольно подняла на него глаза, увидела, что он получает прямо-таки мальчишеское удовольствие, дразня ее, и неожиданно для себя рассмеялась».
Мы уже не раз говорили о том, что соционика рассматривает психотипы «при прочих равных». Скарлетт и Рэтт, будучи представителями одного психотипа, все же не идентичны полностью. Во-первых, у них есть половые различия, во-вторых, они принадлежат разным подтипам — об этом речь пойдет в следующем разделе книги, а кроме того, Рэтт значительно старше Скарлетт, поэтому она перенимает его мысли в том, в чем сама пока не очень разбирается и пока не сформировала своего собственного мнения.
«Дамы онемели от ужаса.
— Мне все это надоело, я не намерена больше сидеть взаперти. Если они вчера перемывали мне косточки, значит, репутация моя все равно погибла и мне нечего терять.
Она даже не заметила, что повторяет слова Рэтта Батлера — так кстати они пришлись и так точно выражали ее собственные мысли».
Строго говоря, следовало бы рассматривать каждый вид отношений для каждой конкретной пары отдельно — в каждом случае могут оказаться свои особенности, связанные просто с особенностями самих психотипов. Это касается, в числе прочих, также и тождественных отношений. Так, скажем, СЭИ, Посредники, Дюма, каждый из которых стремится к сглаживанию конфликтов, и в тождественных отношениях легко уживутся вместе. А вот, к примеру, СЛЭ, Жуковы, Реалисты, будучи людьми в высокой степени авторитарными, начнут бороться за первенство, яркий пример чему мы и находим в отношениях Скарлетт и Рэтта Батлера, которые постоянно препираются, дерзят друг другу, не желая уступить.
Вот достаточно яркий образец их отношений.
«— Ну, если вы думаете, что я выйду за вас замуж, чтобы расплатиться за шляпку, то не надейтесь, — храбро заявила она, надменно вскинув голову и тряхнув страусовыми перьями.
Он широко улыбнулся, сверкнув белыми зубами под темной полоской усов.
— Мадам, вы себе льстите! Я не хочу жениться на вас, да и ни на ком другом. Я не из тех, кто женится.
— Ах, вот как! — воскликнула она, совершенно озадаченная, понимая, что, значит, теперь уж он непременно начнет позволять себе вольности. — Но и целовать меня я вам тоже не позволю.
— Зачем же вы тогда так смешно выпячиваете губки?
— О! — воскликнула она, невольно взглянув в зеркало и увидев, что губы у нее и в самом деле сложились как для поцелуя. — О! — повторила она, и, теряя самообладание, топнула ногой. — Вы — чудовище! Вы самый отвратительный человек на свете, и я не желаю вас больше знать!»