Действие функций слабых каналов

III — Канал наименьшего сопротивления БС(гармония,удобство, самочувствие...).

Если в собственных способностях ЭИЭ, как правило, не сомневается, то область бытовых проблем, самочувствия и здоровья — те сферы жизни, в которых ЭИЭ ориентируется не лучшим образом. Он неравнодушен ко всему изысканному, стремится организовать в своем доме салонную обстановку, но ему трудно повседневно заниматься бытовыми вопросами.

Болевая функция — область неадекватного восприятия действительности. ЭИЭ, в частности, может относиться неприязненно к физическому телу и его физиологическим потребностям. Вот Андрей Болконский оказывается на берегу пруда, где в мутной воде, воспользовавшись передышкой, солдаты устроили себе купание.

«Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидев князя, однако решился обратиться к нему.

— То-то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! — сказал он.

— Грязно, — сказал князь Андрей, поморщившись. (...)

Он придумал лучше облиться в сарае. "Мясо, тело, (...)". — думал он, глядя на свое голое тело, и вздрагивал не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде всего этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде».

Эта физиологическая неприязнь часто оборачивается излишней мнительностью ЭИЭ относительно своего здоровья. Он плохо переносит дискомфорт окружающей обстановки и физическую боль. Слабо ощущая потребности собственного тела, может или постоянно бегать к врачу, или вообще не появляться в медицинских учреждениях, пока не свалится. Заметная черта его также — брезгливость, плохая переносимость боли, повышенная чувствительность ко всяким физическим неудобствам.

К области сенсорики ощущений также частично относятся и деньги. ЭИЭ может, поддавшись сиюминутному настроению, подогреваемый вниманием публики, проявить незаурядную щедрость, но в другие периоды может выглядеть достаточно скупым и пожалеть для близкого человека, казалось бы, малость.

IV — Суггестивный канал БЛ (умозрительная система, структура...).

Ведомый, главным образом, эмоциями, ЭИЭ не очень внимателен к строгости логических умозаключений. Он способен с одинаковой убедительностью аргументировать любое утверждение, если ему это очень нужно, даже в тех случаях, когда совсем недавно он с не меньшей убедительностью доказывал прямо противоположное. Уговаривая нужного человека взяться за какую-то работу, он может, что называется, «сулить златые горы», но когда тот соглашается и делает, обещания могут остаться только на словах.

Вообще же, ЭИЭ не прочь проявить себя в интеллектуальной области, показать свою причастность к философским проблемам, любит поговорить на абстрактные темы. С целью продемонстрировать свою компетентность, он заранее собирает сведения такого рода из разных источников, умеет при случае в салонной беседе блеснуть своей эрудицией. Тот, к кому он относится с уважением, часто для ЭИЭ является большим авторитетом в области логических умозаключений. Он прислушивается к мыслям и суждениям таких людей и часто впоследствии совершенно искренне склонен считать их своими. В романе «Война и мир» Толстой неоднократно описывает разговоры Андрея Болконского и Пьера Безухова о самых разных предметах, чаще всего они касаются достаточно абстрактных общефилософских вопросов:

«— У него удар, он умирает, а ты пустишь ему кровь, вылечишь, он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся — и так их много. (...)

Князь Андрей говорил это с таким увлечением, что Пьер невольно подумал о том, что мысли эти наведены были Андрею его отцом. Он ничего не отвечал ему.

— Так вот кого и чего жалко, — человеческого достоинства, спокойствия совести, чистоты, а не их спин и лбов, которые, сколько ни секи, сколько ни брей, все останутся такими же спинами и лбами.

— Нет, нет и тысячу раз нет! я никогда не соглашусь с вами, — сказал Пьер».

Сделаем одно замечание. Обратите внимание на то, что князь Андрей достаточно уверенно делит людей на определенные классы, в которых явно угадываются высшие и низшие. Он не допускает возможности того, что простой человек наделен от природы такой же чувствительностью к побоям и боли, какой наделен он сам. Думается, что этот эгоцентризм связан с тем, что его интуиция во втором канале — интровертна, что затрудняет его способность почувствовать, в частности, страдания и боль другого человека.

Заметим, что принадлежность князя Андрея к психотипу ЭИЭ не так очевидна, как других героев романа к их психотипам, о которых шла речь выше. Экстравертный этик, по идее, должен бы проявлять больше эмоций и меньше рассудительности. Князь Андрей иногда производит впечатление человека интровертного. Конечно, можно привести примеры более хрестоматийных представителей ЭИЭ из других произведений других авторов, что мы ниже и сделаем.

А по поводу князя Андрея отметим, что он, по мнению автора книги, принадлежит к так называемому интуитивному подтипу, подтипу с усиленной интуицией. О подтипах мы будем подробнее говорить в заключительных главах книги и рассмотрим этот вопрос более детально там. Здесь же заметим, что описывая главных героев романа, никак нельзя было исключить из рассмотрения князя Андрея — одного из ведущих персонажей. К тому же в жизни действительно встречается большое разнообразие представителей одного типа, и с этой точки зрения включение разных подтипов в наше исследование кажется достаточно уместным и, более того, необходимым.

Приведем еще пример характерного проявления ведущей функции ЭИЭ — умения заставить другого человека испытывать нужные ему эмоции. В этом нам помогут герои романа Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». [Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного». Из-во «Художественная литература», Москва, 1956.]

Уже с первых страниц мы знакомимся с яркой представительницей психотипа ЭИЭ, генеральшей Крохоткиной. Она живет исключительно при материальной поддержке своего сына, очень доброго человека.

Опасаясь, что женитьба сына ограничит ее материальные претензии, она не дает ему своего благословения, заявляя, что дохода от его имения «едва достаточно на содержание его семейства (то есть на содержание его маменьки, со всем ее штабом приживалок, мосек, шпицев, китайских кошек и проч.), и среди этих укоров, попреков и взвизгиваний вдруг, совершенно неожиданно, вышла замуж сама, прежде женитьбы сына, будучи уже сорока двух лет от роду. Впрочем, и тут она нашла предлог обвинить моего бедного дядю, уверяя, что идет замуж единственно чтоб иметь убежище на старости лет, в чем отказывает ей непочтительный эгоист, ее сын, задумав непростительную дерзость: завестись своим домом».

Когда же ее второй муж, генерал, умер, и сын предложил ей переехать к нему, в его имение Степанчиково, то «долго ломалась генеральша, отказывая в прощении непокорному сыну. Она говорила, рыдая и взвизгивая, окруженная толпой своих приживалок и мосек, что скорее будет есть сухой хлеб и, уж разумеется, «запивать его своими слезами», что скорее пойдет с палочкой выпрашивать себе подаяние под окнами, чем склонится на просьбу «непокорного» переехать к нему в Степанчиково». Разумеется, что все это кончилось тем, что генеральша вместе со своими приживалками и моськами переехала к сыну.

Апофеозом же этого свойства психотипа ЭИЭ может служить пример поведения Фомы Фомича Опискина, который, переселясь вместе с генеральшей в дом полковника, устраивает для окружающих и, в первую очередь, для самого хозяина дома подлинный психологический террор. Вот образчик его манипуляции:

«— Прежде кто вы были? — говорит, например, Фома, развалясь после сытного обеда в покойном кресле... — На кого похожи вы были до меня ? А теперь я заронил в вас искру того небесного огня, который горит теперь в душе вашей. Заронил ли я в вас искру небесного огня, или нет? Отвечайте: заронил я в вас искру, иль нет?

Фома Фомич, по правде, и сам не знал, зачем сделал такой вопрос. Но молчание и смущение дяди тотчас же его раззадорили. Он, прежде терпеливый и забитый, теперь вспыхивал, как порох, при каждом малейшем противоречии. Молчание дяди показалось ему обидным, и он уже теперь настаивал на ответе.

— Отвечайте же: горит в вас искра или нет?

Дядя мнется, жмется и не знает, что предпринять.

— Позвольте вам заметить, что я жду, — замечает Фома обидчивым голосом. (...)

— Хорошо! так, по-вашему, я так ничтожен, что даже не стою ответа, — вы это хотели сказать? Ну, пусть будет так; пусть я буду ничто.

— Да нет же, Фома, бог с тобой! Ну когда я это хотел сказать?

— Нет, вы именно это хотели сказать.

— Да клянусь же, что нет!

— Хорошо, пусть я буду лгун! пусть я, по вашему обвинению, нарочно изыскиваю предлога к ссоре; пусть ко всем оскорблениям присоединится и это — я все перенесу... (...)

— Фома Фомич! маменька! — восклицает дядя в отчаянии. (...) А ведь и не замечал до сих пор, что грешен, как козел, эгоист первой руки и наделал зла такую кучу, что диво, как еще земля держит!

— Да, вы-таки эгоист! — замечает удовлетворенный Фома Фомич».

Не следует только думать о том, что все реальные представители психотипа ЭИЭ столь же капризны и всеми силами стараются морально подавлять окружающих людей, особенно — своих добросердечных благодетелей. Фома и генеральша — сосредоточие наиболее отрицательных черт манипулятивности, к которой любят прибегать представители этого психотипа, ярко запечатленных Достоевским. Однако чтобы у читателей не осталось превратного впечатления об этих людях, совершенно необходимо было включить в рассмотрение также и положительный образ ЭИЭ, к которому относится князь Андрей Болконский. Психотип определяет лишь структуру психики, а проявления ее сильно зависят от уровня культуры конкретного человека.

Наши рекомендации