БЛ-ЧИ Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, Робеспьер, Аналитик).
В основе всего происходящего лежат определенные закономерности, которые необходимо открыть (БЛ — программная функция), для этого следует как можно глубже вникнуть в суть явлений и процессов (ЧИ — реализация программы).
СОЦИАЛЫ
9. ЧЭ-БСЭтико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ, Гюго, Энтузиаст).
Главное, что движет людьми во всех их поступках — это эмоции. Самая большая ценность — положительные эмоции (ЧЭ — программная функция), и для этого необходимо доставлять окружающим «маленькие радости» всеми возможными способами — заботиться о здоровье, готовить вкусную пищу, дарить подарки, создавать вокруг красоту и комфорт (БС — реализация программы).
10. БС-ЧЭСенсорно-этический интроверт (СЭИ, Дюма, Посредник).
[Дюма-отец.]
Человек живет ради того, чтобы испытать удовольствие и наслаждение от красоты, комфорта и чистоты окружающего мира (БС — программная функция), но все это имеет смысл только тогда, когда окружающие люди разделят радость этого ощущения вместе с тобою (ЧЭ — реализация программы).
11. ЧС-БЭСенсорно-этический экстраверт (СЭЭ, Наполеон, Политик).
Каждому человеку свойственно стремление к расширению своего влияния, желание власти и славы (ЧС — программная функция), и для достижения этой цели необходимо научиться управлять людьми, манипулируя их слабостями (БЭ — реализация программы).
12. БЭ-ЧСЭтико-сенсорный интроверт (ЭСИ, Драйзер, Хранитель).
Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики, морали и нравственности, бережное хранение традиций (БЭ — программная функция), и следует прилагать волевые усилия для сохранения и поддержания этой системы ценностей (ЧС — реализация программы).
ГУМАНИТАРИИ
13. ЧЭ-БИ Этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ, Гамлет, Артист).
Жизнь полна, если в ней присутствует эмоциональный накал, драматизм переживаний (ЧЭ — программная функция), и надо угадать ту идею, которая захватит воображение людей и правильным образом сформирует их чувства (БИ — реализация программы).
14. БИ-ЧЭИнтуитивно-этический интроверт (ИЭИ, Есенин, Лирик).
Главная ценность в мире — роскошные сады собственного воображения. С их помощью можно проникнуть в прошлое и будущее, почувствовать окружающий мир в его целостности, уловить динамику происходящего (БИ — программная функция) и далее эмоционально вдохновить людей на необходимые действия (ЧЭ — реализация программы).
15. ЧИ-БЭ Интуитивно-этический экстраверт (ИЭЭ, Гексли, Инициатор).
[Т. Гексли — английский ученый-естествоиспытатель.]
Самое интересное и захватывающее — это увидеть потенциальные возможности и перспективные направления развития как в человеческом обществе, так и в сфере производства (ЧИ — программная функция), и организовать людей на реализацию увиденных возможностей (БЭ — реализация программы).
16. БЭ-ЧИЭтико-интуитивный интроверт (ЭИИ, Достоевский, Гуманист).
Условие нормальной жизни — гармония человеческих отношений, соблюдение норм этики морали и нравственности, бережное хранение традиций (БЭ — программная функция), поэтому необходимо заниматься нравственным усовершенствованием, воспитывать и развивать духовность, искать в человеке истинные ценности (ЧИ — реализация программы).
Глава 6. Модель Юнга
Мы достаточно подробно исследовали характер действия двух определяющих, самых сильных каналов, функции в которых составляют ведущий блок. Вспомним, что психика каждого человека устроена таким образом, что в ней сильными оказываются только одни из полюсов альтернатив логика—этика или сенсорика—интуиция. При этом эти сильные полюса также отличаются — один из них, программный — определяющий, а второй, реализационный — немного слабее первого.
Но что же остальные функции, в частности, слабые полюса соответствующих дихотомий, какова их роль? И вообще, стоит ли их рассматривать — может быть, ими вовсе можно пренебречь из-за их слабости? Попробуем в этом разобраться.
Если расположить все четыре функции в порядке убывания их силы, то мы получим, например, для двух психотипов — СЭЭ, Наполеона, и ИЛИ, Бальзака, следующие последовательности:
СЭЭ, Наполеон | ИЛИ, Бальзак |
1. ЧС, Волевая сенсорика | 1. БИ, Интуиция времени |
2. БЭ, Этика отношений | 2. ЧЛ, Деловая логика |
3. БЛ, Структурная логика | 3. ЧЭ, Этика эмоций |
4. БИ, Интуиция времени | 4. ЧС, Волевая сенсорика |
Обратите внимание на то, что первая и четвертая функции составляют альтернативную пару, так же, как и третья со второй. Вот только теперь остается вопрос, какую вертность мы должны выбрать для слабых функций.
Вообще говоря, в психике каждого человека должны в той или иной мере присутствовать все восемь функций Юнга — трудно, в самом деле, представить себе человека, у которого вообще отсутствовали бы, скажем, волевая сенсорика, деловая логика или интуиция возможностей. Все функции так или иначе всегда проявляются, а вот другой вопрос — какие из них играют более существенную роль, а какие — менее, другими словами, какой канал они занимают и каковы свойства каждого канала — это то, что полезно понять.
Вновь обратимся к реальным наблюдениям. Оказалось, что, если вертность функций третьего и четвертого канала выбрать такой же, как и у функции второго канала (а это значит — противоположной первой), то третья и четвертая функции добавят нам очень много полезной информации о каждом психотипе.
Выяснилось, что третий канал (указанной выше вертности) занят функцией, в области влияния которой человек чувствует себя наиболее ранимым, действует неуверенно, часто его мучают сомнения, а в самых тяжелых случаях — комплексы неполноценности. Поэтому каждый воспринимает весьма болезненно любое давление, оказываемое в области действия функции 3-го канала, в связи с чем ему присвоено название: «канал наименьшего сопротивления» (КНС). Следовательно, у СЭЭ в этом канале — структурная логика БЛ, а у ИЛИ — этика эмоций ЧЭ.
И наконец, последняя функция, занимающая 4-й канал. Опытным путем установлено, что эта функция — наиболее внушаема, в этой области человек относительно безболезненно воспринимает критику и охотно принимает помощь. Часто эту функцию называют суггестивной. [Суггестия — внушение.] Это тоже слабая функция, но она легко поддается компенсации, и, более того, она стремится к ней, особенно если эта компенсация осуществляется в форме дружеской поддержки.
Окончательная модель, которая носит название «модель Юнга», или просто, модель Ю, выглядит, в частности, для СЭЭ и ИЛИ следующим образом:
СЭЭ | ИЛИ | |
1-й канал, программный | ЧС | БИ |
2-й канал, реализационный | БЭ | ЧЛ |
3-й канал, болевой, КНС | БЛ | ЧЭ |
4-й канал, суггестивный | БИ | ЧС |
По такому же принципу можно, очевидно, построить модели всех остальных психотипов. Модель Ю оказалась очень удобной для анализа психологических особенностей человека, несмотря на то что в нее входят только четыре из восьми функций Юнга. Особенно полезна она при рассмотрении отношений между психотипами, так что мы в дальнейшем, в основном, ею и ограничимся. Полной модели мы немного коснемся в заключительном разделе этой книги.
Желающие же подробно ознакомиться с полной, восьмикомпонентной моделью, которая носит название модель А в честь создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте, могут это сделать по другим источникам, в частности, и по книгам автора настоящей работы.
Теперь давайте рассмотрим примеры того, как «работает» модель Ю для двух названных выше психотипов. Для этого снова удобно воспользоваться романом Толстого «Война и мир» и привести описания двух главных исторических персонажей — Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова. Первый — конечно же, принадлежит к типу СЭЭ, именно этот исторический деятель и дал название соответствующему типу, второй — относится, как представляется, к психотипу ИЛИ (Бальзак).
Вот перед нами император Наполеон.
«Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere (Государь брат мой) и искренне уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, — он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. (...)
Увидав на той стороне казаков и расстилавшиеся степи, в середине которых была Moscou la ville sainte (Москва, священный город), столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, — Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман».
Оба эти фрагмента характеризуют императора-завоевателя. Он расширяет границы захваченной им территории, не сообразуясь ни со стратегическими, ни с дипломатическими соображениями. При этом он нисколько не сомневается в правильности своих решений. Вся видимая причина войны, начатой им против России, выглядит совершенно смехотворной, определяемой, якобы, его обидами в адрес императора Александра:
«— Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в нашей дружбе?... — сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. — Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? (...) Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, — продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), — но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. (...) И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего свершившегося. (...)
— Уверьте от моего имени императора Александра, — сказал он взяв шляпу, — что я ему предан по-прежнему: я знаю его совершенно и весьма ценю высокие его качества».
Итак, ощущение себя хозяином в этом мире, в настоящем случае — хозяином народов и их судеб — вот та причина, которая толкает его на войну. При этом обратите внимание на очень характерное замечание о том, что для Наполеона сила и правота — по существу, синонимы. Миром правит сила. Все это — свидетельства проявления волевой сенсорики ЧС.
А теперь прочтите еще раз последний абзац о преданности императору Александру. Тут уже речь идет о том, что Наполеону, при всех его замашках экспансии, хочется выглядеть цивилизованным человеком, и он пытается играть роль такового, а это — уже проявление функции этики отношений БЭ.
В следующем отрывке, посвященном сцене описания Наполеона с портретом сына, мы встречаем прямое подтверждение тому, что он склонен прямо манипулировать людьми, играя ту или иную подходящую роль, чтобы добиться большего поклонения и, соответственно, большей власти:
«С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь — есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь — это то, чтобы он с своим величием, вследствие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность. Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул (стул подскочил под него) и сел против портрета».
А вот во всем, что касается объективности происходящего, с логическим анализом ситуации и умением ее предвидеть Наполеон, очевидно, не справляется. На протяжении всего романа Толстой неоднократно возвращается к этой теме, пытаясь понять причины поражения французской армии, которые, наряду с прочим, также были связаны и с личными качествами императора:
«...для того, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особой гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых бы достало в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым потом пошел Кутузов, — ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, — глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как это и показали последствия».
«Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он сам правит».
Трудно добавить что-то еще для подтверждения слабости функций БЛ и БИ у Политика СЭЭ. Все действия императора носят весьма хаотический, непродуманный характер, сенсорно привязанный к конкретно происходящему, он мечется туда и сюда. И ему трудно отвлечься от этой конкретики, чтобы увидеть перспективу развития событий, — это именно то, чего так и не был способен сделать Наполеон.
Интересно, что те самые слабые качества, которые так подвели императора Наполеона, приведя его к поражению, и которые определялись слабостью логики и интуиции, именно они — наиболее сильные, ведущие свойства психотипа ИЛИ, Критика, к которому относился противник Наполеона, главнокомандующий русской армией князь Михаил Илларионович Кутузов.
Вспомним, что ведущая функция ИЛИ — интуиция времени БИ — характеризует ее обладателя человеком, который чувствует себя в потоке времени и, прекрасно понимая суть происходящего, легко прогнозирует результат:
«"Они должны понять, что мы можем только проиграть, действуя наступательно. Терпение и время, вот мои воины-богатыри!" — думал Кутузов. Он знал, что не надо срывать яблока, пока оно зелено. Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвешь зелено, испортишь яблоко и дерево, и сам оскомину набьешь. Он, как опытный охотник, знал, что зверь ранен, ранен так, как только могла ранить вся русская сила, но, смертельно или нет, это был еще не разъясненный вопрос.
«Ком снега невозможно растопить мгновенно. Существует известный предел времени, ранее которого никакие усилия тепла не могут растопить снега. Напротив, чем больше тепла, тем более крепнет остающийся снег.
Из русских военачальников никто, кроме Кутузова, не понимал этого. Когда определилось направление бегства французской армии по Смоленской дороге, тогда то, что предвидел Коновницын в ночь 11 октября, начало сбываться. Все высшие чины армии хотели отличиться, отрезать, перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления.
Кутузов один все силы свои (силы эти очень невелики у каждого главнокомандующего) употреблял на то, чтобы противодействовать наступлению. Он не мог им сказать то, что мы говорим теперь: зачем сраженье, и загораживанье дороги, и потеря своих людей, и бесчеловечное добивание несчастных? Зачем все это, когда от Москвы до Вязьмы растаяла треть войска? (...) И сколько не старался Кутузов у держать войска, войска наши атаковали, стараясь загородить дорогу. Пехотные полки, как рассказывают, с музыкой и барабанным боем ходили в атаку и побили и потеряли тысячи людей.
Но отрезать — никого не отрезали и не опрокинули. И французское войско, стянувшись крепче от опасности, продолжало, равномерно тая, все тот же свой гибельный путь к Смоленску».
Конечно, Толстого интересовали, в первую очередь, исторические события и причины того, почему они разворачивались определенным образом. Поэтому главное внимание он уделял сильным сторонам Кутузова, под чьим руководством война была выиграна, и слабым — Наполеона, которые в немалой мере способствовали поражению французской армии. Именно поэтому мы находим в романе множество размышлений на эти темы. И понятно, почему не много внимания уделено сильным сторонам Наполеона и слабым — Кутузова.
И все же, мы можем найти некоторые упоминания и о слабости этической и сенсорной функций Кутузова. Получив известие о том, что французы сами покидают Москву, он плачет:
«— Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей... — дрожащим голосом сказал он, сложив руки. — Спасена Россия. Благодарю тебя, господи! — И он заплакал».
Здесь очевидным является то, что Кутузов, главнокомандующий армии, к тому же мужчина, которому никак непозволительно плакать, не может сдержать слез. Эмоциональная сфера мало подвластна ИЛИ, это, скорее, то, что с ним происходит, а не то, чем он владеет сам.
Следующее небольшое замечание подчеркивает безразличие Кутузова к своему внешнему виду:
«Кутузов, в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. На звук голоса Вейротера он с усилием открыл единственный глаз.
— Да, да пожалуйста, а то поздно, — проговорил он и, кивнув головой, опустил ее и опять закрыл глаз».
Можно было бы, конечно, отнести это сенсорное безразличие к тому, что Кутузов уже стар, однако вспомним старого князя Болконского, человека одного поколения с Кутузовым, который выходит к столу всегда гладко выбрит, напомажен.
Итак, перед нами два очень ярких полководца — Наполеон и Кутузов. Они принадлежат к разным соционическим психотипам СЭЭ — Политик и ИЛИ — Критик и действуют совершенно в точности с установками сознания своих психотипов.
СЭЭ, Наполеон, чувствуя свою военную мощь, прикрываясь выражениями вежливого уважения к императору Александру, не считается ни с кем и ни с чем, начинает войну с Россией и проигрывает ее из-за неспособности логически просчитать ситуацию и также неспособности интуитивно увидеть возможный результат своих действий.
ИЛИ, Кутузов, обладая «взглядом сверху» на все, что происходит, предвидит развитие событий и действует в соответствии с их естественным ходом, только помогая осуществиться тому, что должно произойти. И он оказывается победителем.
Насколько разные позиции Наполеона и Кутузова! И они в точности определяются ведущими блоками психотипов того и другого.
Глава 7. Основная типологическая таблица соционики
Итак, мы закончили рассмотрение модели Юнга и теперь уже можем изобразить в юнговских функциях модели всех 16 психотипов. Для этого полезно еще раз вернуться к определению полюсов всех четырех шкал, что ниже и сделано.
Шкала экстраверсии—интроверсии
Экстраверт:
— ориентирован целиком на внешний мир;
— если ситуация его не устраивает — меняет ее;
— легко вступает в контакты.
— способен все время к восприятию новой информации;
— жаждет постоянно новых впечатлений.
Интроверт:
— ориентирован на собственное восприятие внешнего мира;
— предпочитает приспособиться к новой ситуации, а не менять ее;
— предпочитает ограничивать свои контакты узким кругом лиц;
— ему требуется время, чтобы разобраться с новой ситуацией и выработать к ней свое отношение;
— обилие новых впечатлений для него утомительно.
Шкала рациональности—иррациональности
Рациональный:
— предпочитает заранее знать, что предстоит сделать, чтобы организовать все свои дела;
— стремится жить в размеренном ритме;
— производит впечатление обязательного, пунктуального человека;
— тяжело переносит состояние неопределенности, поскольку в такой ситуации нельзя ничего заранее запланировать;
— доводит начатое дело до конца.
Иррациональный:
— спонтанен, способен пойти на рискованное дело, не очень заботясь о том, чем это может кончиться;
— его угнетает необходимость подчиняться заранее запланированному порядку;
— на его обещания не всегда можно положиться, может о них забыть, если его что-то отвлекло;
— предпочитает быть свободным от обязательств и делает то, что предложит случай;
— может бросить начатое дело, увлекшись чем-то другим.
Шкала логиков—этиков
Логик:
— основное внимание направлено на объективный окружающий мир;
— главное — выявить естественные закономерности происходящего и им следовать;
— легко жертвует личными отношениями в интересах производства;
— предпочитает работать с техникой, а не с людьми;
— старается избегать всякого рода эмоциональное напряжение, считая, что это может только повредить делу, сдержан в проявлении эмоций.
Этик:
— основное внимание — в области человековедения и межличностных отношений;
— считает важным для себя научиться хорошо разбираться в эмоциональной сфере;
— предпочитает не портить отношения с людьми, даже вопреки интересам производства;
— ему легче иметь дело с людьми, чем с техникой;
— легко ввязывается в эмоциональную ситуацию, не может в этом случае оставаться безучастным.
Шкала сенсориков—интуитов
Сенсорик:
— воспринимает мир как чувственную реальность, в ее конкретных формах, ощущениях, цвете и запахе;
— больше интересуется результатом реально выполненного труда;
— легко запоминает подробности, фактуру предмета и предметов окружающего мира;
— ему доставляет непереносимый дискомфорт домашний беспорядок;
— хорошо ощущает потребности своего тела.
Интуит:
— его сознание легко уходит в мир воображения;
— больше всего его интересуют заманчивые возможности и перспективы;
— ему легче заметить общие очертания предмета, чем его подробности и фактуру;
— он спокойно мирится с домашним беспорядком, если увлечен своим делом;
— он плохо ощущает свое тело и его потребности, может, например, не сообразить, что голоден или болен.
Конечно же, читателю не терпится определить свой психотип. Можно это предварительно сделать, если воспользоваться таблицей, которая приведена ниже. В ней нужно переходить слева направо, последовательно двигаясь, соответственно тем четырем альтернативным шкалам, которые приведены выше.
Действительно, отнеся себя к одному из полюсов экстраверсии или интроверсии, вы сразу же отсекаете или верхнюю, или нижнюю часть таблицы как ненужную. Затем, выбрав для себя более подходящий полюс по шкале рациональности—иррациональности, вы останетесь перед выбором всего из четырех вариантов. Определившись далее по шкалам логика—этика и сенсорика—интуиция, вы, тем самым, исключите еще три неподходящих варианта и, возможно, именно тот вариант, который теперь остался, и является вашим.
Таблица 3. Сводная таблица психотипов
Психологическая ориентация | № канала | Обозначение типа | ||||||
I | II | III | IV | |||||
интроверты | иррациональные | этики | интуиты | Есенин, Лирик, ИЭИ | ||||
сенсорики | Дюма, Посредник, СЭИ | |||||||
логики | интуиты | Бальзак, Критик, ИЛИ | ||||||
сенсорики | Габен, Мастер, СЛИ | |||||||
рациональные | этики | интуиты | Достоевский, Гуманист, ЭИИ | |||||
сенсорики | Драйзер, Хранитель, ЭСИ | |||||||
логики | интуиты | Робеспьер, Аналитик, ЛИИ | ||||||
сенсорики | Максим Горький, Систематик, ЛСИ | |||||||
экстраверты | иррациональные | этики | интуиты | Гексли, Инициатор, ИЭЭ | ||||
сенсорики | Наполеон, Политик, СЭЭ | |||||||
логики | интуиты | Дон Кихот, Искатель, ИЛЭ | ||||||
сенсорики | Жуков, Реалист, СЛЭ | |||||||
рациональные | этики | интуиты | Гамлет, Артист, ЭИЭ | |||||
сенсорики | Гюго, Энтузиаст, ЭСЭ | |||||||
логики | интуиты | Джек Лондон, Предприниматель, ЛИЭ | ||||||
сенсорики | Штирлиц, Профессионал, ЛСЭ |
Правда, здесь хочется предостеречь читателя от совершенной уверенности в правильности своего выбора. Дело в том, что многие из нас не всегда могут достаточно точно выбрать один из полюсов какой-то альтернативы как преимущественный. Это связано с тем, что, сталкиваясь с жизненными трудностями (которые, в частности, могут определяться слабостью тех или иных функций Юнга в психике), человек инстинктивно начинает усиленно разрабатывать недостающие ему свойства характера. В самом раннем возрасте это всегда стараются сделать родители, чтобы их ребенок ни в чем не чувствовал себя ущербным. Поэтому зачастую мы не в силах самостоятельно решить, какой полюс предпочесть, в каких-то случаях мы поступили бы как, скажем, логики, а в других — как этики и т. д.
Потому наберитесь терпения, пока не прочитаете полного описания и не рассмотрите приведенные фотографии психотипов.
Заканчивая читать эту главу, изучив таблицу, приведенную ниже, читатель, вероятно, уже сам убедился в том, что наша психика изначально асимметрична. Следовательно, человек, если он остается один, вне социума, без помощи партнера, не может с полной адекватностью воспринимать внешний мир и, соответственно, на него реагировать. Эта неадекватность у каждого из 16 типов различна. Следовательно, каждый член человеческого сообщества, имея свои психологические преимущества, по-своему полезен окружающим. Но, в свою очередь, это приводит каждого из нас к необходимости интеграции с людьми других типов для компенсации указанной выше асимметрии. Человек не создан для одиночества!
Максимальная интеграция — это объединение двух человек, у которых функции Юнга расположены в обратном порядке, и такая пара называется дуальной парой. Подробнее об этом смотрите в разделе об интертипных отношениях. Следующий шаг интеграции — четыре разных функции, две — «черные» и две — «белые».
Теоретически самая идеальная интеграция — все 16 соционических типов, способных совместно воспринимать полную картину окружающего мира и адекватно реагировать на любую ситуацию. Разумеется, мы здесь предполагаем, что у каждого из представителей социона (так называется группа из 16 типов) уровень культуры примерно одинаков и все сильные функции развиты одинаковым образом.