Глава 5. Установка сознания ведущего блока
Итак, мы рассмотрели характерные особенности восьми наиболее известных героев романа Толстого, ведущие психические функции которых оказались соответствующими восьми соционическим психотипам. Пока вне нашего внимания оказались еще восемь возможных вариантов сочетания сильных функций, приведенных в таблице 2.
Однако сейчас наша задача состоит не в том, чтобы подробно познакомиться с каждым из них — это мы достаточно развернуто сделаем в главе «Описание психотипов», а в том, чтобы уяснить себе основной принцип юнговской типологии, которая в соционике получила свое дальнейшее развитие. Этот принцип состоит в том, что имеется восемь основополагающих функций, каждая из которых занимает так называемый «канал связи». В соответствии с числом функций имеется также 8 каналов связи. Пока мы исследовали только два из них — первый, самый мощный канал, программный, и второй, также сильный канал — канал реализации программы.
Важность этих каналов настолько велика, что две функции, занимающие их, уже одни в значительной степени определяют главные психические особенности каждого человека, отчего эта пара функций получила в соционике название «ведущий блок». Однако влияние других каналов может также оказаться в каких-то ситуациях решающим, но об этом — позже. Пока же постараемся дать для каждого психотипа его основную установку сознания, определяемую совместным действием функций ведущего блока.
Прежде чем обратиться непосредственно к установкам сознания психотипов, условимся об их названиях. Так как в соционической литературе по этому вопросу нет единства мнений, мы должны условиться о том, какие названия психотипов для нас будут более предпочтительны и почему.
В соционике используется несколько вариантов названий. Первый — самый рациональный — обозначает обе функции ведущего блока и тем самым вместе с названием дает точную привязку к функциональной характеристике психотипа. Мы уже, фактически, пользовались этой системой, определив, например, психотип Наташи Ростовой как сенсорно-этический экстраверт.
Этот способ неудобен тем, что сами по себе названия, при всей их точности, довольно громоздки и лишены образной яркости. Тем не менее мы будем пользоваться им через аббревиатуры: ЛСЭ, СЭЭ, ЛСИ, ЭИЭ, ИЛИ и т. д.
Второй вариант, как и первый, был также предложен создателем соционики Аушрой Аугустинавичюте. До сих пор он остается достаточно популярным, и объясняется это, вероятно, тем, что каждое название несет в себе соответствующий образ и легко запоминается. Это имена известных личностей — писателей, государственных деятелей, литературных героев, у которых были явно выраженные черты соответствующего психотипа: Дюма, Бальзак, Наполеон, Дон Кихот, Штирлиц... К сожалению, у этой системы названий, при всей ее образности, есть также свой существенный недостаток — привязка к конкретному образу, который влечет за собой ряд совершенно ненужных ассоциаций. К примеру, человек, узнав, что его психотип «Робеспьер», начинает недоумевать: «Что же это означает? Неужели я могу быть таким же фанатичным?» Или «Максим Горький», узнав о названии своего психотипа, вдруг приходит в негодование: «Что у меня может быть общего с писателем, который мне не нравится?» Приходится убеждать, что название психотипа не означает отождествления личности с тем или иным персонажем. Многие так и не могут примириться с этим: эмоциональный «след» имени слишком много значит для них...
Третья система наименований психотипов, суть которой позаимствована у американских психологов, на первый взгляд, кажется наиболее рациональной, хотя и она не свободна от недостатков. Согласно этой системе, обозначение каждого психотипа имеет в своей основе ключевое слово, определяющее одно из самых характерных качеств и, соответственно, его социальную функцию. Эти названия чем-то напоминают дружеские прозвища, которые дают друг другу люди в свойских компаниях: «Лирик», «Критик», «Мастер» и т. д. Но и тут следует понимать, что, определяя психотип одним-единственным словом, мы не можем учесть даже главных его особенностей. Следует, таким образом, помнить, что вышеперечисленные названия психотипов весьма условны, — в конце концов, должны же мы их как-то называть!
Мы будем использовать все три системы названий, чтобы удовлетворить как одних, так и других читателей. Кому-то легче запомнить имена выдающихся людей, а кто-то считает такие названия ненаучными и предпочитает пользоваться сокращенной точной формулировкой, третьи выбирают для себя смысловое определение. Не будем здесь в спорах «ломать копья», будем надеяться, со временем появятся такие названия, которые удовлетворят всех.
Вернемся теперь к основной задаче этой главы — к формулировке установки сознания всех 16 психотипов. Вспомним при этом, что ведущий блок определяет совместное действие двух ведущих функций психотипа. Функция 1-го канала — программная, определяющая главное направление в восприятии мира; функция 2-го канала указывает на способ реализации программы 1-го канала.
Ниже даны все 16 вариантов установок сознания ведущего блока. В каждом из этих вариантов указаны названия психотипов и приведены соответствующие функции ведущего блока. Сразу оговоримся, что все эти формулировки достаточно условны, они отражают общие тенденции психотипа, что отнюдь не означает, что каждый конкретный человек, относящийся к соответствующему психотипу, в точности так формулирует свою жизненную позицию.
ПРАКТИКИ