Западная философия XIX—XX веков
1. Направления, представляющие современную западную философию.
– *сциентизм
– *антисциентизм
– стоицизм
– сенсуализм
– платонизм
– агностицизм
2. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику.
– *сциентизм
3. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества.
– *сциентизм
4. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания.
– *неопозитивизм
5. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем.
– *неопозитивизм
6. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в
– *неопозитивизме
– экзистенциализме
– психоанализе
– постмодернизме
– интуитивизм
7. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме.
– *верификация
8. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.
– *верификация
9. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки.
– *логический позитивизм
10. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке.
– *унификация
– фальсификация
– верификация
– стандартизация
– аннигиляция
11. Философское направление XX в., главной проблемой которого является объяснение науки и роста научного знания.
– *постпозитивизм
12. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой
– *постпозитивизма
– экзистенциализма
– психоанализа
– релятивизма
– интуитивизма
13. Основатель критического рационализма.
– *Поппер
14. Критический рационализм как направление оформилось в
– *постпозитивизме
– структурализме
– экзистенциализме
– неотомизме
– интуитивизме
15. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме
– *фальсификации
16. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития
– *Поппер
– Маркс
– Тойнби
– Шпенглер
– Ясперс
17. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну.
– *научная революция
– научный регресс
– научная эволюция
– научный прогресс
– научная программа
18. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.
– *иррационализм
– рационализм
– материализм
– агностицизм
– идеализм
19. Представители "философии жизни".
– *Ф. Ницше
– *О. Шпенглер
– К. Поппер
– Дж. Локк
– И. Фихте
– П. Лафарг
20. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания.
– *А. Шопенгауэр
– О. Шпенглер
– В. Дильтей
– Г. Зиммель
– А. Бергсон
21. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру.
– *искусство
22. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни.
– *Ф. Ницше
– О. Шпенглер
– В. Дильтей
– Г. Зиммель
– А. Бергсон
23. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей.
– * Ницше
24. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни.
– *В. Дильтей
– А. Шопенгауэр
– О. Шпенглер
– Г. Зиммель
– А. Бергсон
25. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе.
– *Г. Зиммель
– А. Шопенгауэр
– О. Шпенглер
– В. Дильтей
– А. Бергсон
26. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире.
– *О. Шпенглер
– А. Шопенгауэр
– Г. Зиммель
– А. Бергсон
– В. Дильтей
27. Метод, разработанный З. Фрейдом.
– *психоанализ
28. Психоаналитический метод создал
– *Фрейд
– Поппер
– Адлер
– Гуссерль
– Шпенглер
29. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека.
– *психоанализ
30. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда.
– *Ф. Ницше
– Г. Гегель
– К. Поппер
– Л. Фейербах
– И. Фихте
31. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека.
– *Фрейд
– Гартман
– Поппер
– Джемс
– Гуссерль
32. Философия существования.
– *экзистенциализм
–
33. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире.
– *экзистенциализм
–
34. Представители экзистенциализма.
– *Ж.- П. Сартр
– *Г. Марсель
– З. Фрейд
– А. Бергсон
– Р. Декарт
– Ж. Ламетри
–
35. Создатель феноменологического метода.
– * Гуссерль
36. Основатель феноменологии.
– *Гуссерль
–
37. Представитель оптимистического направления в экзистенциализме.
– *К. Уилсон
– А. Камю
– Ж.-П. Сартр
– М. Хайдеггер
– Г. Марсель
38. Основная проблема в философии экзистенциализма.
– *отчуждение
–
39. Проблемы отчуждения и свободы являются основными для
– *экзистенциализма
– постструктурализма
– структурализма
– постпозитивизма
– неопозитивизма
–
40. Мыслитель, учение которого стало основой развития неотомизма.
– *Фома Аквинский
– Пьер Абеляр
– Уильям Оккам
– Николай Кузанский
– Августин Блаженный
–
41. Понятие, обозначающее ситуацию сложившуюся в культурном сознании стран Запада конца XX в.
– *постмодернизм
–
42. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.
– *релятивизм
–
43. Направление в теории познания XX в., связанное с использованием структурного метода.
– *структурализм
–
44. Направление в теории познания XX в., основой которого является выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений.
– *структурализм
–
45. Направление в теории познания XX в., зарождение которого связанно с исследованиями Ф. де Соссюра
– *структурализм
– постмодернизм
– экзистенциализм
– постпозитивизм
– психоанализ
46. Ученый, с исследованиями которого связано зарождение структурализма.
– *Соссюр
47. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка.
– *Витгенштейн
– Хайдеггер
– Ницше
– Лакатос
– Фуко
48. Характерные черты постмодернизма
– *отсутствие устойчивых принципов познания
– *неопределенность любого знания
– *пессимизм
– признание существования объективной истины
– абсолютность познания
– оптимизм
49. Негативизм характерен для
– *постмодернизма
– структурализма
– неофрейдизма
– неопозитивизма
– постпозитивизма
50. Направление философии XX века, основной чертой которого является негативизм
– *постмодернизм
[1] К последнему принадлежат Ж.Ф. Лиотар, Фейерабенд, Ж. Деррида и др.
[2] В параграфе о предмете философии уже говорилось, что современная философия прежде всего должна быть философией науки. Желая приносить реальную научную пользу, философы должны стремиться: а) интегрировать в единую синтетическую картину те знания, которые получены отдельными специальными науками; б) упорядочивать научный язык и изучать глубоко скрытые языковые смыслы.
Признавая определенные ценности прошлой философии, неопозитивисты им отводят такое же место в духовной культуре, как религии, искусству и другим ненаучным формам человеческой деятельности.
[3] Как часто люди, не желая врать, говорят правду, но так, чтобы их поняли неправильно. Скажем, студент откровенно "клюет носом" на занятии. На вопрос преподавателя о причине этого, следует ответ: "Вы знаете, я до трех часов ночи занимался"... Преподаватель удовлетворен и не догадывается, что студент занимался совсем не тем, что связано с учебным процессом.
[4] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 1986. С. 389.
[5] Фраза «Васюкин не попал в утку» имеет один смысл на охоте и совершенно другой – в больнице…
[6] Если Вы говорите приятелю: - Приветик! - это норма; если то же самое Вы говорите ректору – это наглость.
[7] В предыдущей книге "Футурошок" (1970) Тоффлер не пытался рассмотреть характеристики нарождающегося общества и только наметил его контуры.. Через 10 лет его черты стали более явными. "Третья волна" конкретизирует и анализирует их.