Позитивизм. Неопозитивизм. Постпозитивизм.

Позитивизм.

1-й этап: Конт, Милль, Спенсер, Лавров, Михайловский.

Интенсивное Развитие науки, кризис метафизики.

Связь с философией французского Просвещения 18 в. (скептицизм).

7.4.1.1. Конт(1798-1857). Основоположник философского позитивизма и социологии как науки.

Положительная философия появилась в результате культурно-историч. процесса, в котором, по Конту, сменяли друг друга наиболее значимые типы миропонимания:

Теология (фиктивное знание) → метафизика (абстр. знание) → положит. философия (позитив. знание)

Получился путь к всё большей конкретности. Однако в современных точных науках появляются и все более абстрактные области.

Последовательность культурных этапов, предложенная Контом, обратна «пирамиде наук Маритена».

Вообще говоря, перед этапом теологии стоило поставить этап мифологии.

Не лишне высказать и такое соображение: последовательность Конта не говорит о том, что чем древнее уровень цивилизации, тем более отвлеченно мыслят люди; просто чем менее развито общество, тем дальше отстоят в их миропонимании конкретно-прикладные знания от общих представлений о мироздании.

Конт утверждал, что мы никогда не узнаем химич. состав Солнца. В терминологии неопозитивистов это «псевдопроблема».

Отношение к религии. [О.Конт считал, что о Боге нельзя никак судить, ибо это превышает уровень наших позитивных знаний.]{Однако он умер стоя на коленях перед “алтарем”. Но этим алтарем было кресло любимой женщины (уже умершей). Это кресло он окружил почитанием и благоговением. Именно Конт последовательно отстаивал идею воздвигать храмы “великому существу” (“гранд этр”) - единому человечеству, которое более всего может быть достойным почитания (Мень А. Быть христианином, с.8).

{Говорят, что однажды О.Конт обратился к Гегелю с просьбой изложить свое учение кратко, популярно и по-французски. Г. обиделся. -Мою философию, - заявил он, - нельзя изложить ни кратко, ни популярно, ни по-французски... ] Гулыга А. “Гегель”, с.38

Герберт Спенсер(1820 - 1903).Анг. фф и социолог, основоположник органической школы в социологии..

"Нет Бога кроме непознаваемого, и Г. Спенсер пророк его".

Главные идеи изложены в сочинении "Система синтетической философии" (10 томов), куда входят "Основные начала", "Основания биологии", "Осн. психологии", "Осн. социологии", "Осн. этики".

Спенсер, как и Конт, исходил из идеи универсальной эволюции.

Возрастает гетерогенность, уменьшая гомогенность. (Шредингер об обоях и гобелене). Происходит переход от бессвязной однородности к связной разнородности.

Возрастает связность.

Возрастает внутренняя дифференциация и одновременно совершенствуется интеграция отдельных частей и органов.

Изоморфизм и редукционизм. Общее есть даже между женщиной, впавшей в истерику, и кораблем, который швыряют волны.

Как считает Спенсер, общество есть организм. Для него это не только фантастическая аналогия (как у Гоббса в "Левиафане"). Ведь на структуру общества влияет разделение труда, имеющее место как для отдельных личностей, так и для соц. групп и организаций.

Социальный организм включает 3 основные системы:

"производящую средства для жизни", или "питающую"(включает промышленные и прочие производящие группы);

регулятивную (включает политическую и религиозную деятельность и соответствующие социальные группы);

распределительную (реализует торговые взаимодействия и включает соответствующие социальные группы).

Спенсер считал, что этический прогресс и общее счастье зависят от подобной функциональной социальной организации.

Общество не должно поглощать отдельную личность. Оно существует для блага своих членов, а не наоборот. В то же время, человек может самореализоваться только в обществе и благодаря обществу.

Критерий социального прогресса - это степень перехода от об-ва, в к-ром личность целиком подчинена социальному целому, к об-ву, в к-ром соц. организм "служит" интересам индивидуальных людей. Отсюда выводятся типы социальных сообществ:

1) принудительные (об-ва "военного" типа)

2) добровольные (об-ва "промышленного" типа)

Не соц. болезнь, а соц. здоровье. Социальный контроль держится на страхе перед живыми (государство) и мертвыми (религия).

Учение Спенсера повлияло на махизм и неопозитивизм.

Наши рекомендации