Предопределенное – достигнутое

Эта типовая переменная действия основана на проходимом аме­риканским антропологом Ральфом Линтоном (Ralph Linton, 1893– 1953) различии между имманентно присущими индивиду и при­обретенными им самим социальными характеристиками, как ос­нове его социального статуса. Должны ли мы, например, отдавать приоритет таким характеристикам, как под, возраст и групповая принадлежность, или же личным достижениям индивида? Мы ча­сто полагаем, что процесс модернизации приводит (или «дол­жен» приводить) к тому, что первостепенное значение должны иметь реализованные характеристики («таланту должна быть от­крыта дорога»). Например, теперь многие профессии не являются доступными исключительно для аристократии, или особой касты (например, «военной», «купеческой» и т.д.). С другой стороны, сейчас наблюдается тенденция делать особый упор на половую принадлежность (например, введение «квот для женщин»). Одна­ко приписывание индивиду особых характеристик на основании его пола может иметь неоднозначные следствия. «Она всего лишь девушка, поэтому...» «Конечно, он хороший парень, но...».

Специфичность – диффузия

Эта дихотомия заключается в различии между односторонним/специфическим и многосторонним/диффузным отношением к яв­лению. Здесь нормативный тип Действия может предписывать ли­бо ограничение одним специфическим аспектом явления (ср. с бюрократической казуистикой), либо расширение отношения к нему до более всестороннего контекста (ср. с педагогическими воззрениями на современного преподавателя как защитника, друга, советника и т.д.). На социальном уровне модернизация, по-видимому, порождает все более специфические отношения. Но налицо и другая тенденция, выраженная в требовании, чтобы бюрократ принимал во внимание «личностные факторы и обстоятельства» и изучал дело со всех сторон. Конечно, «диффузность» является характеристикой сферы общности (Gemeinschafi), присутствующей в современном обществе, примером чего служат отношения меж­ду родителями и детьми.

Мы можем сказать, что во многом парсонсовские типовые пе­ременные действия представляют попытку объединения ряда ос-

Глава 27. Развитие общественных наук

новных концепций классической социологии: тённисовских по­нятий общности и общества, веберовских типов действия и дюрк-геймовского различия механической U органической солидарности. Эти базисные понятия сообщают нам, что социальные роли «пред­располагают» к выбору отвечающего им значения типовой пере­менной. Одна профессиональная роль требует, чтобы мы выбрали ориентацию на себя; другая – ориентацию на коллектив. По от­ношению к своим детям мать например, должна выбрать эмоцио­нальность, диффузность, партикуляризм, предопределенную при­надлежность и коллективную ориентацию. Если она выступает в роли учителя, то должна, соответственно, выбрать другие значе­ния этих типовых дихотомических переменных.

Важно отметить, что с помощью типовых переменных мы мо­жем также описывать, какие приоритеты закреплены в норматив­ной и ценностной, структурах общества. Используя типовые пере­менные, Парсонс очерчивает несколько социальных структур. На­пример, современные индустриальные общества характеризуют^ ся универсалистскими образцами поведения, ориентированногв на достижение результата. Другие образцы характеризуют пред­шествующие современности общества: Таким образом, типовые переменные действия составляют часть парсонсовской теории ра­ционализации и дифференциации^1 , * Разными способами Парсонс стремится показать; что «соци­альные системы» сталкиваются с так называемыми системными проблемами. При этом он соединяет свои базисные понятия с 'Не­которыми биологическими представлениями. Так, социальная сис­тема обладает механизмами, которые поддерживают ее равнове­сие в случае изменений в окружающей среде (ср. с принципом гомеостазиса). Здесь мы находим начало функционалистской моде­ли объяснения. Функция некоторых общественных механизмов заключается в поддержании равновесия социальной системы. На­пример, дифференциация ролей может пониматься как попытка разрешить «системные проблемы» на микроуровне. На макроуров­не также имеется соответствующая функциональная дифферен­циация (культура, политика и экономика как подсистемы). Итак, общество обладает подсистемами, которые обеспечивают решение проблем адаптации к природе, проблем социальной и норматив­ной интеграции и т.д. Если общество концентрируется исключи­тельно на инструментальных вопросах, то страдают «обществен­ные ценности» (value-community) (для Парсонса важной оказыва­ется культура: школы, университеты, учреждения искусства и т.д.).




История философии

В более поздних работах Парсонс попытался реабилитировать теорию универсальных особенностей социальной эволюции (эво­люционных универсалий). Развитие социальной стратификации и различных форм дифференциации является необходимым, напри­мер для увеличения долговременной способности общества к адап­тации. Общество также должно быть способно к легитимации раз-яичных форм неравенства. Эффективное управление предполагает развитие бюрократии. Политическая демократия важна для спо­собности общества к солидарности. В этом заключается попытка Парсонса развить веберовскую теорию рационализации.

Парсонсрвская социология может также рассматриваться как серьезный ответ на то; что он называет «парадоксом Гоббса». Ка­ким образом возможно возникновение общества на основе прин­ципов гоббсовской ггеории естественного состояния? Как мы можем, учитывая имеющийся дефицит ресурсов, избежать всеоб­щей борьбы всех против всех? Парсонс утверждает, что хорошо упорядоченное общество может быть реализовано только тогда, когда существует (Институционализированная система норм, ре­гулирующая отношения между индивидами («институционализация общих норм). Очень важным для возникновения обществен­ной стабильности является нормативный элемент. Но как мы можем избежать того, чтобы такое общество не стало слишком «замкну­тым», например неприемлемым, полностью зарегулированным, фашистским «новым порядком»? Здесь мы снова должны обра­титься к типовым переменным действия (универсализм – парти­куляризм и т,д.). Однако Парсонс не разъясняет, как можно обос­новать универсальные ценности. Эта проблема находится в центре учения Хабермаса(ем,,Гл. 30)»


Наши рекомендации