Историческая школа – Савиньи и Ранке

Гердер явился пионером «историцизации» (historicization) гу­манитарных наук. Наряду с так называемой исторической школой (в историографии) радикальная историцизация затронула и дру­гие гуманитарные науки. Она коснулась и теологии (так называе-

482
Глава 19. Становление гуманитарных наук

мое направление высшей критики – higher criticism) в рамках ис­следований Библии, представленное, например, Давидом Фрид­рихом Штраусом, David Friedrich Strauss, 1808–1874, автором кни­ги Жизнь Иисуса, Das Leben Jesu, 1835–1836, и юриспруденции (Савиньи), и историографии (Ранке).

Кроме того, историческая школа способствовала определен­ной сциентизации гуманитарных наук. Историко-критический ме­тод с его акцентом на критике источников и ориентацией на фак­ты корректирует гердеровскую эмпатию и присущее Романтизму особое внимание к духу времени и национальному духу. «Сами вещи» снова становятся первичными.

Подобно Гердеру и романтикам, Фридрих Карл фон Савиньи (Friedrich Karl von Savigny, 1779–1861) и Леопольд фон Ранке (Leopold von Ranke, 1795–1886) считали, что история характери­зуется органическим развитием и радикальное вмешательство в историю препятствует ее естественному развитию. В XIX веке эта идея становится аргументом в пользу политической стабильности и консервативного нежелания проводить реформы. Это особенно видно на примере исторической школы в юриспруденции. После наполеоновских войн в Германии возникло национальное движение против французского рационализма, концепции естественного пра­ва и гражданского кодекса Наполеона (Code Civil). Демократиче­ские и эгалитарные элементы в юридическом мышлении того вре­мени, основанные на идее естественного права, были заменены антирационалистическим национальным историцизмом, уходящим корнями в сугубо немецкую историко-юридическую традицию.

Савиньи сравнивает органическое развитие права с изменениями языка. Это сравнение накладывает явные ограничения на законода­тельную деятельность. Право, язык, традиции и обычаи представляют выражение души немецкого народа. Поэтому право должно, как и язык, соответствовать характеру народа (volksrm&ig). Научный подход к праву должен быть историко-генетическим и опираться как на эмпатию, так и на критику исторических источников.

Итак, Савиньи рассматривает право и все остальные культур­ные явления как выражение национального духа1. Национальный

1 См. F.von Savigny. Der Beruf unserer Zeit fiir Gesetzgebung (1814). Необходимо подчеркнуть, что Савиньи принадлежит консервативной традиции, которая ус­матривает в рационализме и концепции естественного права важнейшие причи­ны Французской революции. Эта традиция служит также основанием для крити­ки Савиньи кантовской философии права.

483
История философии

дух пронизывает все формы жизни и творит национальную инди­видуальность. Существует органическая взаимосвязь между правом и народным характером. Таким образом, действующее право – это традиционное право. Истинный законодатель выражает наци­ональный дух и олицетворяет его. Савиньи рассматривал юриди­ческие кодексы и конституции, основанные на идее человеческих прав (например, Общее обычное право Пруссии, 1794) как негер­манские и неисторичные. С его точки зрения, обычай и традиция обладают приоритетом перед разумом. Как раз это положение ста­новится центральным пунктом критики Марксом исторической школы в юриспруденции. Согласно Марксу, Савиньи легитими­рует неразумность и несправедливость настоящего при помощи неразумности и несправедливости прошлого. Укажем также и на критический аргумент, выдвинутый Гегелем. Историческая шко­ла в юриспруденции неправильно представляет связи между разу­мом и действительностью. Существующая юридическая действи­тельность (позитивное право) не всегда разумна и справедлива.

Такая форма консервативно-реставрационного историцизма не была исключительно немецким феноменом. Подобные тенденции можно обнаружить в консерватизме Берка и во франко-като­лической (клерикальной) философии реставрации (Л.Бональд, Ж.де Местр).

Для Ранке целью историографии является объективная рекон­струкция прошлого «таким, каким оно было на самом деле». В центре его внимания находится политическая история. Ранке мало интересовался.исторической ролью экономических и соци­альных факторов. Цель исторического исследования заключается в понимании прежде всего не происхождения и подоплеки совре­менности, а прошлого на основе его собственных предпосылок. Следовательно, историография требует особо положительного от­ношения к прошлому. Историк должен также избегать субъектив­ных и пристрастных интерпретаций. В этом ему должны помочь историко-критический метод и усовершенствованные формы кри­тики исторических источников. Но Ранке осознает, что историки никогда не бывают пассивными регистраторами объективных фак­тов; они никогда не начинают работать без предположений. Без философии – Ранке, вероятно, имел в виду формативные гипо­тезы или идеи – история представляет собой хаос фактов.

Даже если Ранке отвергает гегелевскую философию истории как спекулятивную и априористскую, он, подобно Гегелю, ус­матривает в отдельных явлениях нечто всеобщее. В каждом состоя-

Глава 19. Становление гуманитарных наук

нии дел и в каждом историческом феномене историк находит черты вечности, которая исходит от Бога (aus Gott kommendes).

Подобно Гердеру и романтикам, в своей полемике против ра­ционализма и оптимистической точки зрения на прогресс Ранке подчеркивает важность индивидуальности. Если тезис о прогрессе связан с причинным или телеологическим детерминизмом, то ан­нулируется свобода человека. Однако историческое развитие пред­полагает «стадии свободы». Желающий стать историком должен быть способен проследить исторические явления до породивших их индивидуальных действий. Только понимание действия дает возможность осознать события в качестве исторических событий. Бо­лее того, для Ранке тезис о прогрессе несовместим с принципом равноценности всех эпох и наций (по его словам, «все находятся одинаково близко к Богу»). Само по себе многообразие является выражением великодушия Бога. С точки зрения вечности (с точки зрения Бога), все поколения и эпохи являются равноценными.

Можно сказать, что с появлением Ранке исследование исто­рии освободилось от пут философской систематизации (Гегель). Институционализация историографии как строгой эмпирической дисциплины восходит прежде всего к Ранке и его школе.

Наши рекомендации