Vii. проблема познания в философии

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Чем различаются психологический и гносеологический подходы к познавательному процессу? 2. Какие существуют точки зрения по вопросу о возможностях познания мира человеком? 3. Правильно ли суждение «Без субъекта нет объекта»? Обоснуйте ответ. 4. Гельвеций говорил, что пять органов чувств – это пять свидетелей. Только они могут дать истину. Оппоненты возражали ему, говоря, что он забыл судью. Что имеется в виду под судьей? Как можно охарактеризовать гносеологические позиции Гельвеция и его оппонентов? 5. Как соотносятся истина и заблуждение в процессе познания? Неизбежны ли заблуждения и какую роль они играют в познании объектов? 6. Что означает конкретность истины? 7. Как взаимосвязаны знание и незнание в познавательном процессе? 8. Каково значение интуиции и веры в познании мира? 9. Что понимается под неявным знанием? 10. Каковы основные признаки истинного знания? 11. В чем сущность классической концепции истины? 12. Каково содержание когерентной концепции истины?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Главным для гносеологии является вопрос о следующем: а) роли знания в поведении человека; б) роли знания в различных видах деятельности человека; в) отношении знания к объективной реальности; г) роли ощущений, восприятий и мышления в ориентации человека в конкретных ситуациях. 2. В каком суждении выражена позиция агностицизма: а) человечество никогда не познает мир в целом; б) человеческому знанию сущность вещей недоступна; в) все знания имеют относительный характер. 3. Тезис о полной тождественности знания содержанию познаваемого объекта характерен: а) для гносеологического оптимизма; б) для рационализма; в) для агностицизма; г) для наивного реализма. 4. Процесс познания мира как субъект-объектное отношение впервые трактуется в философии: а) Нового времени; б) немецкой классической; в) Возрождения; г) Античности.   5. Тезис о включенности субъекта познания в социально-практическую деятельность характеризует философию: а) Канта; б) Маркса; в) Гегеля; г) Фейербаха. 6. Доминирующей познавательной процедурой в гуманитарном познании является: а) понимание; б) объяснение; в) предсказание. 7. Логическое выведение высказывания о факте из теории или закона называется: а) предсказанием; б) объяснением; в) пониманием. 8. Какое суждение верно: а) истина является свойством объектов; б) истина характеризует отношение между объектом и его образом в сознании субъекта; в) истина объективна и реальна, и поэтому материальна. 9. Какая концепция истины выражена в суждении. «Истина – это такое знание, руководствуясь которым человек достигает цели успеха»: а) классическая; б) когерентная; в) прагматическая.  

VIII. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ



Задания. Вопросы. Ответы.
1. Каковы специфические черты научной формы знания? 2. В чем различие эмпирических и теоретических законов науки? 3. Что входит в содержание философских оснований науки? 4. Каковы особенности взаимодействия субъекта и объекта на теоретической стадии исследования? 5. Как взаимосвязаны метод и система знания? 6. В чем проявляется специфика методологии социально-гумани-тарного познания? 7. Что такое «идеальные объекты» и каким образом они конструируются субъектом? 8. Какие методы используются на эмпирическом уровне исследования? 9. Дайте характеристику теоретического знания и методов его получения. 10. В чем сущность концепции роста научного знания с точки зрения Поппера? 11. Чем отличаются периоды развития науки с точки зрения Куна? 12. Какова роль исследовательских программ в развитии науки в методологии Лакатоса? 13. В чем сущность методологического плюрализма Фейерабенда?  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Сходство философского и специально-научного познания состоит в том, что и философия, и наука: а) имеют один и тот же объект исследования; б) характеризуются методологической рефлексией; в) имеют тождественную методологию исследования; г) тождественны по целям исследования. 2. Научное знание отличается от религиозного: а) систематичностью; б) объективностью; в) обоснованностью; г) логической непротиворечивостью. 3. Выделите среди указанных ниже методов те, которые используются только на эмпирическом уровне: а) наблюдение; б) аксиоматизация; в) измерение; г) анализ. 4. Какое суждение неверно: а) теоретическое знание является результатом непосредственного контакта субъекта с реальным объектом; б) теоретическое исследование имеет дело с идеализированным объектом; в) теория выявляет сущностные свойства объекта; г) закономерности объекта могут быть выявлены на эмпирической стадии исследования. 5. Кун анализирует развитие науки с помощью понятия: а) исследовательская программа; б) научная парадигма; в) конкуренция гипотез; г) методологический плюрализм. 6. Идея о том, что развитие научного знания подобно «дарвиновскому отбору» принадлежит: а) Лакатосу; б) Куну; в) Попперу; г) Фейерабенду. 7. С точки зрения Лакатоса главным источником развития науки является: а) смена научных парадигм; б) противоречие между теорией и фактами; в) конкуренция научно-исследова-тельских программ; г) потребности практики. 8. Обобщенные объективные знания о природе и обществе составляют содержание: а) мировоззрения; б) научной картины мира; в) философии; г) онтологии.  

IX. ОБЩЕСТВО



Задания. Вопросы. Ответы.
1. В чем специфика философского подхода к исследованию общества? 2. В чем проявляется человеческое «измерение» общества? 3. Дайте характеристику натуралисти-ческого понимания общества. 4. Как решаются вопросы о сущности и источниках развития общества в религиозно-идеалистических направлениях мысли? 5. В чем сущность формационной концепции развития общества? 6. Дайте характеристику понятия «культуры». 7. Какова структура общества с точки зрения П. Сорокина? 8. Какие функции выполняет общество согласно теории Т. Парсонса? 9. Раскройте содержание понятия культурно-исторического типа в концепции Н.Я. Данилевского. 10. Дайте сравнительную характеристику индустриального и постиндустриального общества. 11. Чем отличаются локально-истори-ческий и стадиально-цивилизацион-ный взгляды на историю общества? 12. Какие идеи лежат в основе современной теории гражданского общества? 13.Какова структура гражданского общества?
Задания. Тесты. Ответы.
1.Какой подход рассматривает способ производства в качестве основы выделения исторических типов общества: а) формационный; б) локально-цивилизационный; в) стадиально-цивилизационный. 2. Какие определения отражают философское понимание общества: а) общество – это органическая целостность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающая их всестороннюю зависимость друг от друга; б) общество – это самореализующаяся, целостная система; в) общество – отлаженная система, где каждый человек выполняет свою функцию. 3. Принцип «счастье человека обусловлено «счастьем» природы» специфичен для: а) структурно-функциональной концепции общества; б) идеалистической концепции об-щества; в) материалистического понимания общества; г) современной натуралистической трактовки общества. 4. Структурно-функциональная концепция общества разработана: а) Т. Парсонсом; б) П. Сорокиным; в) Н. Данилевским; г) А. Тойнби. 5. С точки зрения П. Сорокина взаимосвязь действий отдельных людей реализуется подчинением их факторам: а) биосознательным; б) социосознательным; в) бессознательным. 6. Человеческое «измерение» общества проявляется в следующем: а) действуя по общим правилам «игры» человек получает возможность самореализации и способствует развитию общества; б) каждый человек получает возможность «играть» по своим правилам; в) поведение каждого человека жестко задано общими правилами «игры». 7. Мысль об объединяющей человечество роли «мировых проповедческих религий» характеризует социальную концепцию: а) К. Ясперса; б) А. Тойнби; в) Н. Данилевского; г) О. Шпенглера. 8. Стадиальный подход (У. Ростоу, А. Арон) в качестве основы цивилизации рассматривает: а) производственные отношения; б) технику и технологию; в) духовную жизнь общества.

Х. ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-

ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Каковы современные значения термина «техника»? 2. Чем определяется логика развития техники? 3. Какие функции человека выполняют современные технические средства? 4. Какие качественные изменения в науке произошли в XX веке? 5. В чем сущность современной научно-технической революции (НТР)? 6. Раскройте содержание понятия «информационная революция». 7. Что является главным показателем уровня технико-экономического развития современного общества? 8. Как изменяется социальная структура общества под воздействием процессов информатизации и компьютеризации? 9. Охарактеризуйте воздействие информатизации и компьютеризации на образ жизни современного человека. 10. Раскройте значение информатизации и компьютеризации для процесса познания мира, для творческой деятельности человека. 11. Какие новые возможности и проблемы возникают в результате компьютеризации учебного процесса? 12. В чем сущность «информационной технократии»?
Задания. Тесты. Ответы.
1. В чем сущность современной научно-технической революции: а) в единстве науки, техники и производства; б) в изменении условий и характера труда; в) в формировании новой картины мира и создании новых технических средств. 2. Производственные автоматы, регулирующие технологические процессы по принципу обратной связи, начинают широко применяться: а) в XVII веке; б) в первой половине XVIII века; в) во второй половине XVIII века; г) в XIX веке. 3. Процесс передачи техническим средствам функции принятия решений начинается: а) в первой половине XVIII века; б) в конце XVIII века; в) в XIX веке; г) в XX веке. 4. Направление развития техники непосредственно проявляется: а) в развитии научных знаний; б) в росте материального производства; в) в передаче функций человека машинам; г) в растущем преобразовании природы. 5. Какой из перечисленных признаков характеризует современную стадию НТР: а) появление новых знаний и новых видов техники; б) взаимосвязь науки и общественного производства; в) повышение роли информационной деятельности в жизни общества. 6. Стремительный процесс развития и использования новых поколений вычислительной техники и программного обеспечения называется: а) компьютеризацией; б) научно-технической революцией; в) информатизацией в узком смысле слова; г) информатизацией в широком смысле слова. 7. Непосредственной научно-техни-ческой базой современной информационной революции является: а) распространение компьютерных технологий; б) создание новых видов техники; в) бурное развитие научных знаний. 8. Систематическая организация борьбы с общественной дезинформацией возможна на основе: а) постоянного контроля общественных организаций за деятельностью средств массовой информации; б) все возрастающей концентрации информации в органах государственной власти; в) демократизации общества, построения правового государства.

XI. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Какие исторические факторы привели к формированию феномена всемирности (глобальности) современной цивилизации? 2. Каковы особенности развития современной цивилизации? 3. Почему деятельность современного человека является важным фактором эволюции природы? 4. Какие проблемы относятся к глобальным? 5. Раскройте причины появления глобальных проблем. 6. Раскройте сущность технократического мышления. 7. В чем причины «демографического взрыва»? 8. В чем причины и сущность экологического кризиса? 9. Каково место экологической проблематики в системе глобальных проблем? 10. Каковы условия решения глобальных проблем? 11. В чем сущность концепции устойчивого развития? 12. Какова роль экологического сознания в решении глобальных проблем? 13. Ваше понимание требования оптимизации потребления как условия гармонического развития системы «общество-природа».  
Задания. Тесты. Ответы.
1. Какая из перечисленных характеристик не является специфической для современной цивилизации: а) высокие темпы общественного развития; б) единство и целостность человечества в общепланетарном масштабе; в) наличие глобальных проблем; г) изменение социальной структуры общества. 2. Какая из перечисленных черт является специфической для современной цивилизации: а) рост населения; б) урбанизация; в) высокая духовность; г) всемирность; д) развитие науки и техники. 3. Масштабность и скорость преобразования современного общества определяются: а) объемом энергоресурсов; б) темпами развития науки и техники; в) экономикой; г) политикой. 4. Каков качественный критерий выделения глобальных проблем: а) глобальные проблемы охватывают большинство стран мира; б) глобальные проблемы охватывают многие сферы жизнедеятельности человека; в) глобальные проблемы ставят под угрозу существование всего человечества как биологического рода. 5. Современная демографическая ситуация характеризуется: а) быстрым приростом населения за счет развивающихся стран; б) равномерным ростом населения во всех странах; в) приростом населения за счет развитых стран; г) нулевым ростом населения планеты. 6. Сущность экологического кризиса заключается: а) в угрозе необратимых изменений в биосфере; б) в ухудшении среды обитания; в) в усилении воздействий технических средств на природу; г) в нерациональном использовании природных ресурсов. 7. Сущность концепции устойчивого развития заключается: а) в отказе от научно-технического и промышленного прогресса; б) в минимизации и оптимизации потребностей человека; в) в переориентации экономики на экологический стиль; г) в постепенном снижении темпов экономического развития.  

Критерии оценки

Vii. проблема познания в философии - student2.ru

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Истоки философии. Религия и мифология.

2. Философское мировоззрение. Специфика философского знания.

3. Основные разделы философского знания.

4. Место философии в системе культуры.

5. Проблема человека в буддизме, конфуцианстве, даосизме.

6. Общая характеристика философии Античности. Человек в учениях Сократа, Платона, Аристотеля.

7. Общая характеристика средневековой философии. Природа и человек как творения Бога.

8. Принципы философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

9. Научная революция XVII века и проблема обоснования достоверности знания. Ф. Бэкон и Р. Декарт.

10. Социально-исторические предпосылки философии Просвещения. Трактовка человека и общества в философии Просвещения.

11. Немецкая классическая философия: основные идеи и представители.

12. Основные черты философии марксизма.

13. Традиции и особенности русской философии XI-XIX веков.

14. Основные идеи русской религиозной философии конца XIX- начала XX века.

15. Общая характеристика философии XX века. Мир человека в современной западной философии.

16. Экзистенциализм о сущности, существовании и свободе человека.

17. Неопозитивизм, структурализм, герменевтика.

18. Религиозная философия XX века: «антропологический поворот».

19. Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.

20. Основные формы бытия. Материальное и идеальное.

21. Понятие движения, формы движения.

22. Пространство и время.

23. Проблема сущности человека. Соотношение социального, биологического и духовного в человеке.

24. Понятие сознания. Концепции сущности и происхождения сознания в современной философии.

25. Сущность и существование в бытии человека. Проблема смысла человеческой жизни.

26. Понятие процесса познания. Структура процесса познания.

27. Проблема истины в философии. Критерии истины.

28. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

29. Структура научного знания.

30. Общество как целостная и развивающаяся система.

31. Понятие гражданского общества.

32. Понятия «культура» и «цивилизация». Многообразие цивилизаций и культур.

33. Религиозные ценности и их роль в современном мире.

34. Добро и красота, их соотношения в духовном мире современного человека.

35. Социальные и философские проблемы информатики.

36. Понятие компьютерной революции, противоречия компьютеризации.

37. Понятие личности. Процесс социализации личности.

38. Проблема свободы и ответственности личности.

39. Современная цивилизация и ее особенности.

40. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения.

Наши рекомендации