В современной философии и науке
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Какие признаки входят в содержание категории «развитие»? 2. Существует ли универсальный критерий прогрессивного развития? Обоснуйте ответ. 3. Дайте характеристику комплексного критерия общественного развития. 4. Дайте сравнительную характеристику понятиям «прогресс» и «регресс». 5. В чем сущность диалектики? 6. Раскройте содержание понятия «закон» в диалектике. 7. В чем отличие категории «качество» от категории «свойство»? 8. Какова взаимосвязь категорий «качество», «скачок», «мера»? 9. В чем сущность закона отрицания отрицания? 10. В чем сущность процессов самоорганизации в открытых системах? 11. Охарактеризуйте свойства самоорганизующихся систем. 12. На каких свойствах открытых систем основывается применимость синергетического подхода к их исследованию? 13. Каково научное и философско-ми-ровоззренческое значение открытия закономерностей самоорганизации? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Наука, изучающая всеобщую связь и развитие явлений, это: а) синергетика; б) гносеология; в) диалектика; г) онтология. 2. Развитие – это: а) движение от простого к сложному, от низшего к высшему; б) переход от более высокого уровня организации к низшему; в) направленное изменение качества; г) все ответы верны. 3. Какой из указанных признаков может служить универсальным критерием развития общества: а) темпы развития экономики; б) высокие темпы развития всех сфер общественной жизни, направленные в интересах личности; в) внедрение достижений науки и техники во все сферы общества. 4. Диалектический закон, раскрывающий источник развития: а) закон единства и борьбы противоположностей; б) закон перехода количественных изменений в качественные; в) закон отрицания отрицания. 5. Границы, в рамках которых предмет сохраняет свою качественную определенность, – это: а) предел; б) диапазон; в) мера; г) скачок. 6. Конструктивное отрицание характеризует: а) прогресс; б) любое развитие; в) циклическое развитие. 7. Процессы самоорганизации происходят: а) в закрытых системах; б) в целостных системах; в) в открытых системах. 8. Принцип образования порядка из хаоса характерен: а) для метафизики; б) для теологии; в) для синергетики; г) для диалектики. 9. Повышение уровня организации открытых систем основано на свойствах: а) изменчивости; б) неравномерности; в) необратимости; г) неравновесности. 10. Отличительная особенность социальных систем с точки зрения синергетики: а) развитие путем разрешения внутренних противоречий; б) субъекты этих систем являются носителями сознания; в) это – многоуровневые системы; г) в них происходит дополнение самоорганизации управлением. |
III. СОЗНАНИЕ
Задания. Вопросы. | Ответы. | |
1. Чем различаются философский и психологический подходы к проблеме сознания? 2. Как взаимосвязаны в содержании сознания общественное и индивидуальное «измерения»? 3. Как ставилась проблема сознания в античной и средневековой философии? 4. В чем специфика новоевропейского подхода к проблематике сознания? 5. В единстве каких аспектов обсуждается структура сознания в современной философии? 6. Каковы основные философские подходы к проблеме происхождения и сущности сознания? 7. В чем сущность деятельностного подхода к проблеме сознания? 8. Как взаимосвязаны сознательное и бессознательное в концепции З. Фрейда? 9. Что такое «архетип» и какова его роль в развитии сознания? 10. Каковы основные положения космопланетарного подхода к содержанию понятия «сознание»? 11. В чем проявляется сверхиндивидуальность сознания с точки зрения В.В. Налимова? 12. Охарактеризуйте взаимосвязь понятий «сознание», «общение», «язык». Почему язык часто оказывается действенным средством манипулирования сознанием человека? | ||
Задания. Тесты. | Ответы. | |
1. Содержание сознания в аспекте его направленности на внутренний мир человека впервые было осмыслено в философии: а) Средневековья; б) Возрождения; в) Античности; г) Нового времени. 2. Аспект сознания, в котором воспроизводится бытие человека в мире, называется: а) гносеологическим; б) социальным; в) индивидуальным; г) онтологическим. 3. Разделение на «Я» и «не-Я» в содержании сознания отсутствует при рассмотрении сознания в аспекте: а) онтологии; б) гносеологии; в) аксиологии; г) психологии. 4. Какое определение сознания отражает марксистскую точку зрения: а) сознание – созерцание человеком своего внутреннего мира; б) сознание – одна из разновидностей монад; в) сознание – субъективный дух, являющийся одним из этапов процесса саморазвития абсолютной идеи; г) сознание – субъективный образ объективного мира. 5. Какой из подходов выделяет в качестве важнейшего фактора, определяющего сознание человека, «бессознательное»: а) марксистский; б) космопланетарный; в) психоаналитический; г) символический. 6. Гносеологическая интерпретация сознания сформировалась: а) в эпоху Просвещения; б) в эпоху Возрождения; в) в XX веке; г) в Новое время. 7. Идеальность сознания означает, что: а) оно находится в ином измерении по сравнению с вещественно-предметным миром; б) оно является образом реальности; в) оно лишено телесности и чувственной осязаемости; г) в нем представлены социальные связи людей. 8. Мысль о том, что формы жизнедеятельности людей строятся по модели архетипа, принадлежит: а) К.Г. Юнгу; б) М. Шелеру; в) З. Фрейду; г) Т. де Шардену. 9. Мысль об озарении как «пробое» в космопланетарную сферу сознания принадлежит: а) В.В. Налимову; б) В.И. Вернадскому; в) Г. де Шардену; г) К.Г. Юнгу. | ||
IV. ЧЕЛОВЕК –