Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Дайте характеристику социально-исторических и мировоззренческих предпосылок философии Нового времени. 2. Какое влияние оказало развитие экспериментально-математическо-го естествознания на проблематику философии? 3. Какая картина мира формируется в эпоху Нового времени? 4. Каков образ новоевропейского человека? 5. Какие вопросы являются центральными для новоевропейской философии? 6. Каковы направления философии Нового времени? 7. О каких препятствиях на пути познания говорит Бэкон? 8. В чем суть индуктивного метода познания с точки зрения Бэкона? 9. Поясните смысл высказывания Декарта «Мыслю, следовательно, существую». 10. Раскройте содержание дедуктивного метода познания. 11. Почему у Декарта математика становится методом познания природы? 12. Как Беркли оценивает учение Локка о первичных и вторичных качествах? 13. В чем сущность агностицизма Д. Юма? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. В эпоху Нового времени формируется картина мира: а) космоцентрическая; б) эволюционистская; в) субъект-объектная; г) антропоцентрическая. 2. В философии на первый план выходит проблематика: а) гносеологическая; б) аксиологическая; в) онтологическая; г) социальная. 3. Основоположником эмпиризма является: а) Декарт; б) Бэкон; в) Локк; г) Юм. 4. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в авторитеты: а) идолы пещеры; б) идолы рода; в) идолы театра; г) идолы рынка. 5. Метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) рационалистическим; г) эмпирическим. 6. Метод познания, основанный на выведении частных положений из общих, называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) анализом; г) синтезом. 7. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит: а) Декарту; б) Бэкону; в) Юму; г) Локку. 8. Тезис о том, что в разуме нет ничего, что предварительно не прошло бы через чувства, характеризует: а) рационализм; б) эмпиризм; в) сенсуализм; г) номинализм. 9. Учение о первичных и вторичных качествах развито: а) Локком; б) Бэконом; в) Декартом; г) Беркли. 10. Философия Беркли характеризуется как: а) материалистический сенсуализм; б) идеалистический сенсуализм; в) дуализм; г) материализм. 11. Позиция Д. Юма по вопросу об источнике наших ощущений: а) Бог; б) этот вопрос неразрешим; в) материальный мир. | |
VII. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Что называли Просвещением в XVII–XVIII веках? 2. Каковы теоретические истоки философии французского Просвещения? 3. Каковы основные черты философии французского Просвещения? 4. Что такое деизм? Назовите представителей этого направления эпохи Просвещения. 5. В чем суть концепции «просвещенного правления»? 6. Раскройте сущность теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. 7. Охарактеризуйте главное содержание теории «естественных прав». 8. Что Вольтер понимал под «естественной религией»? 9. Какие социальные идеи Локка и Гоббса получили развитие в работах французских просветителей? 10. Назовите политико-мировоззренчес-кие идеи Руссо и Монтескье, которые являлись социально-философ-скими новациями в их время и стали очевидными в современных правовых государствах. 11. Назовите основных представителей материалистической философии Просвещения. Каковы основные идеи их философии? 12. В чем суть позиции разумного эгоизма? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения: а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания; б) материалистическое мировоззрение; в) необходимость юридического равенства всех граждан; г) идея собственности как естественного свойства человека. 2. История, с точки зрения Вольтера, это арена борьбы: а) просвещения и невежества; б) классов; в) этносов и разных культур; г) великих личностей. 3. Монтескье предлагал: а) отделить церковь от государства; б) разделить поровну между гражданами частную собственность; в) уравнять в правах женщин и мужчин; г) разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную. 4. Кому принадлежит идея об отрицательном воздействии научно-техни-ческого прогресса на состояние нравственности: а) Вольтеру; б) Дидро; в) Руссо; г) Гельвецию. 5. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей: а) в правлении непросвещенных людей; б) частной собственности; в) физическом неравенстве; г) отсутствии свободы. 6. Вольтер трактует человека как: а) социальное животное; б) разумное существо; в) природное существо; г) ощущающее существо. 7. В этической теории Гельвеций опре-деляет добродетель через: а) общий интерес; б) частный интерес; в) потребности; г) разум. 8. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят: а) от реальных потребностей; б) от их ментальности; в) от обстоятельств; г) от формы их деятельности. 9. Преодолеть социальное неравенство людей, говорит Руссо, можно путем: а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»; б) отмены частной собственности; в) уравнивания собственности людей; г) просвещением людей. | |
Наши рекомендации