Имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) - student2.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный университет

Имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ)

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Рабочая программа учебной дисциплины

Б1.Б2.ФИЛОСОФИЯ

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры философии

« 3»сентября 2014 г., протокол № 1.

Зав.кафедрой ___________/ Бобков А.Н../

Москва 2014

Разработчики: д.ф.н.,профессор Бобков А.Н.

Рецензент: д.ф.н.,профессор Диденко В.Д.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры философии

« 3»сентября 2014 г., протокол № 1.

Зав.кафедрой философии ___________/ Бобков А.Н../

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 4

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины.. 5

3. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы.. 7

4. Содержание дисциплины.. 8

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы.. 8

4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины.. 10

4. 3. Соответствие содержания требуемым результатам обучения. 13

4.4. Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами. 15

4.5. Практические занятия: темы и цели. 17

4.6. Образовательные технологии. 19

5. Виды и содержание самостоятельной работы студентов. 22

5.1. Темы рефератов. 24

5.2. Темы контрольных работ. 25

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 26

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 27

8. Контроль и оценка результатов обучения. 28

8.1. Контроль знаний по дисциплине. 28

8.2. Рейтинговая оценка по дисциплине. 30

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.. 31

10. Глоссарий основных определений дисциплины. 32

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины являетсяосмысление наиболее общих закономерностей природной и социальной реальности в органическом единстве с сущностью и природой человека, а также формирование целостного мировоззрения, системного видения и осмысления вещей, процессов и явлений действительности, их взаимосвязи и взаимодействия; формирование адекватной современным требованиям методологической культуры, так как философское знание выступает как логико-теоретический инструментарий познания мира и определяет степень фундаментализации содержания профессиональной подготовки студента; обогащение мотивационных структур будущих специалистов пониманием подлинно гуманистического смысла их профессиональной деятельности; актуализации способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании.

Задачи дисциплины:

- ознакомление с основным содержанием основных философских систем и направлений;

- овладение категориально-понятийным аппаратом философии;

- формирование у студента способностей философской рефлексии, предвидения социальных, нравственных и экологических последствий своей деятельности;

- формирование умений творческого применения философских знаний в профессиональной и любой другой деятельности;

- выработка системного подхода к анализу научно-специальных проблем.

Место учебной дисциплины в структуре ООП: Философия относится базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла и обеспечивает логическую связь между общеобразовательными дисциплинами («культурология», «социология», «политология», «история», «экономическая теория») и профессиональными дисциплинами.

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины Философия выпускник должен приобрести следующие общекультурные компетенции (ОК):

― владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

― понимает и способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

― понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

― способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать их развитие в

будущем (ОК-4);

― логически верно, аргументировано и ясно строит свою устную и письменную речь (ОК-6);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

― способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

― способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

― уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбираеть средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

(ОК-11);

― понимает сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознаёт опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

― способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

― анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные и мировоззренческие позиции (ОК -14)

― способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

― придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни

(ОК-22).

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

― знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

― способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

Выпускник должен.

Знать:

- основные разделы и направления философии;

- методы и приемы философского анализа проблем;

- своеобразие философии, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания;

- сущность, назначение и смысл жизни человека;

- понимать сущность взаимоотношения духовного и телесного, сознательного и бессознательного, биологического и социального начал в человеке;

- сущность отношения человека к природе, глобальные проблемы современности;

- знать и уметь разбираться в типологиях личности, её свободы и ответственности;

- понимание нравственных обязанностей человека по отношению к другим и себе;

- иметь представление и способность ориентироваться в многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;

- понимать смысл духовных ценностей, их значение в творчестве и жизнедеятельности;

- понимать специфику современной цивилизации и многообразие путей социального развития.

Уметь:

- самостоятельно анализировать социально-философскую литературу;

- раскрывать взаимосвязи между социальными, экономическими и духовными реалиями современности.

- использовать категориальный и понятийный аппарат философии для системного анализа явлений природной и общественной жизни;

- владеть методами аргументации и доказательства;

- использовать различные мыслительные стратегии;

- толерантно использовать методы критики и опровержения;

- уметь правильно формировать предельные обобщения;

- интерпретировать конкретное с точки зрения всеобщего;

- демонстрировать способность и готовность к использованию диалоговой и толерантной социальной коммуникации; к анализу и самоанализу, к самокритичности, к самосовершенствованию.

Владеть навыками:

- аргументированного изложения собственной точки зрения, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- критического восприятия информации;

- культуры мышления, обобщения, анализа, синтеза;

- анализа современных мировоззренческих проблем;

- анализа специфики различных уровней сложных самоорганизующихся систем;

- обоснования своей профессиональной точки зрения, раскрывая не только ее экономическое, но и социально-гуманитарное значение.

3. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы

Изучение курса «Философии» предусматривает 4 зачётных единицы (144 академических часа), соотнесенные с общими целями ГОС ВПО. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1. Все виды учебной работы предусмотрены учебным планом на 2014/2015 году обучения.

Таблица 1.

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы Зачётные единицы Академические часы
Очная форма обучения (полная)
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции 0,4
Практические занятия (семинары) 0,6
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 0,4
Подготовка к практическим занятиям 0,4
Написание реферата 1,0
Работа с первоисточниками 0,1
Подготовка к рубежному контролю 0,1
Контроль
Всего
Заочная форма обучения (сокращенная)
Общая трудоёмкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:    
Лекции    
Практические занятия (семинары)    
Самостоятельная работа (всего)    
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей    
Подготовка к практическим занятиям    
Написание реферата    
Работа с первоисточниками    
Подготовка к рубежному контролю    
Всего    

Учебный процесс по философии сочетает лекционные и семинарские занятия с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно работа студенты прорабатывают актуальных вопросов, включенные в тематический план для подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Формы контроля: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, экзамен.

Все вышеизложенное дает студентам возможность освоить философскую дисциплину наиболее полно.

4. Содержание дисциплины

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы

В таблице 2 представлены названия базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается образовательным учреждением в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.

Таблица 2.

Базовые модули дисциплины, трудоемкость и виды учебной работы

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачётные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа контроль
Очная форма обучения
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии. 1,34/50 0,33/10,5 0,33/10,5 0,35/13 0,33/12
1. 1 Тема 1.1. Предмет и структура философского знания
2. 2 Тема 1.2. Философия Древнего мира.
3. 3 Тема 1.3. Философия Средневековья и Возрождения.
4. 4 Тема 1.4. Новоевропейская философия.
5. 5 Тема 1.5. Русская философия. 4,5
6. 6 Тема 1.6. Современная зарубежная философия.
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания 1,34/44 0,33/10,5 0,33/10,5 0,35/15 0,33/12
7. 1 Тема 2.1 Проблема бытия в философии  
8. 1 Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке  
9. 8 Тема 2.3. Философские проблемы сознания  
10. 9 Тема 2.4. Проблема познания в философии 4,5  
11. Тема 2.5 Научное познание
Модуль 3. Бытие человека в современном мире 1,32/50 0,33/11 0,33/11 0,33/16 0,33/12
12. Тема 3.1. Проблема человека в философии  
13. Тема 3.2. Проблема смысла человеческого существования  
14. Тема 3.3. Человек в мире духовных ценностей  
15. Тема 3.4. Общество как предмет философского осмысления  
16. Тема 3.5. Человек в информационно-техническом мире  
17. Тема 3.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Всего 4/144 0,99/32 0,99/32 1,03/44 0,99/36
Заочная форма обучения (сокращенная)
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.          
18. 1 Тема 1.1. Предмет и структура философского знания          
19. 2 Тема 1.2. Философия Древнего мира.        
20. 3 Тема 1.3. Философия Средневековья и Возрождения.          
21. 4 Тема 1.4. Новоевропейская философия.          
22. 5 Тема 1.5. Русская философия.          
23. 6 Тема 1.6. Современная зарубежная философия. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.        
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания          
24. 1 Тема 2.1 Проблема бытия в философии          
25. 1 Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке          
26. 8 Тема 2.3. Философские проблемы сознания          
27. 9 Тема 2.4. Проблема познания в философии          
28. Тема 2.5 Научное познание        
Модуль 3. Бытие человека в современном мире          
29. Тема 3.1. Проблема человека в философии          
30. Тема 3.2. Проблема смысла человеческого существования          
31. Тема 3.3. Человек в мире духовных ценностей        
32. Тема 3.4. Общество как предмет философского осмысления          
33. Тема 3.5. Человек в информационно-техническом мире          
34. Тема 3.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации. Философские проблемы в области профессиональной деятельности.        
Всего          

4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины

Содержание учебно-образовательных модулей дисциплины с разбивкой по изучаемым темам представлено в таблице 3.

Таблица 3.

№ п/п Название модуля и темы дисциплины ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии
1. Тема 1.1. Предмет и структура философского знания Структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения. Специфика философских проблем и особенности философского знания. Основные разделы философии. Онтология, гносеология, аксиология. Философия о сущности и существовании человека в мире. Место философии в системе культуры.
2. Тема 1.2. Философия Древнего мира. Основные черты философии Древнего Востока. Человек в философии и культуре Древнего Востока. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство. Формирование западноевропейского типа философии. Особенности античной философии, ее периодизация. Раннегреческая философия. Классический период античности. Учение о человеке в философии Сократа. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля.
3. Тема 1.3. Философия Средневековья и Возрождения. Основные черты и этапы развития средневековой философии. Проблемы бытия, сущности и существования. Реализм и номинализм. Учение Августина Блаженного и Фомы Аквинского. Антропоцентризм, гуманизм и пантеиз философии Возрождения. Философия Н.Кузанского и натурфилософия Дж. Бруно.
4. Тема 1.4. Новоевропейская философия. Социально-исторические предпосылки становления философии Нового времени и эпохи Просвещения. Формирование научной картины мира. Методология познания Ф. Бекона. Рационально-дедуктивный метод Р. Декарта. Идеи просветителей. Вольтер. Монтескье Руссо. Ламетри. Дидро. Гельвеций. Гольбах. Общая характеристика немецкой классической философии. Философия И. Канта. Диалектика Г. Гегеля. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Формирование философской позиции К. Маркса. Основные идеи философии марксизма.
5. Тема 1.5. Русская философия. Зарождение русской философии. Особенности отечественной философии XIX-XX вв., ее основные направления. Философия Н. Бердяева. Философия всеединства В. Соловьева. Русский космизм. Философия Н. Федорова.
6. Тема 1.6. Современная зарубежная философия. Общая характеристика современной зарубежной философии. Отношение к классической рационалистической традиции. Сциентистское (рационалистическое) направление: неопозитивизм, структурализм, герменевтика. Антропологическое (иррационалистическое) направление: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм. Проблема жизни, смерти и свободы человека в философии экзистенциализма. Религиозное философское направление в православии, католицизме, восточных религиях.
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания
7. Тема 2.1 Проблема бытия в философии. Философский смысл понятия бытия. Бытие и субстанция. Бытие и картина мира. Формы бытия. Материальное и идеальное, их взаимосвязь. Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия. Современные концепции пространства, времени и организации материи. Пространство и время человеческого бытия.
8. Тема 2.2. Проблема развития в современной философии и науке Понятие развития. Прогресс и регресс. Проблема критериев прогресса. Диалектика как учение о всеобщих законах развития. Динамические и статистические законы. Синергетика как наука о самоорганизации систем. Диалектика и синергетика. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.
9. Тема 2.3. Философские проблемы сознания Специфика философского подхода к проблеме сознания. Сознание и познание. Современные концепции происхождения и сущности сознания: деятельностная, религиозная, символическая, психоаналитическая. Сознание и язык, их взаимосвязь. Философские аспекты проблемы искусственного интеллекта.
10. Тема 2.4. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. Социокультурная обусловленность познания. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании. Вера и знание. Понятие истины. Истина как процесс. Критерии истины. Место гносеологии в системе философского знания.
11. Тема 2.5. Научное познание Специфика и структура научного знания. Эмпирический, теоретический уровни научного знания. Философские основания теорий. Формы и методы эмпирического и теоретического исследования. Модели развития научного знания. Понятие научной картины мира. Роль науки в современной культуре.
  Модуль 3. Бытие человека в современном мире
12. Тема 3.1. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя. Предметно-деятельностная, экзистенциональная и социобиологические концепции сущности человека. Единство природного, общественного и духовного в человеке. Человек как личность. Личность, свобода, ответственность. Личность и культ личности.
13. Тема 3.2. Проблема смысла человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека. Экзистенционализм о сущности и существовании человека. Проблема смысла человеческого существования. Смерть как философская проблема. Проблема смысла жизни в русской философии.
14. Тема 3.3. Человек в мире духовных ценностей Нравственные ценности и их роль в человеческой жизни. Мораль и религия. Свобода и ответственность. Критерии нравственного поведения. Понятие эстетического. Добро и красота, их соотношение в духовном мире современного человека. Сущность религиозной картины мира. Религия и ее роль в современном мире.
15. Тема 3.4. Общество как предмет философского осмысления Понятие общества в социальной философии. Модели общества как системы. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Типология цивилизаций. Формирование и развитие концепции гражданского общества.
16. Тема 3.5. Человек в информационно-техническом мире Понятие техники. Этапы развития системы «человек-техника». Техника и духовный мир человека. Современная НТР, ее сущность. Информатизация и компьютеризация. Информатизация и творчество. Социально-культурные последствия информатизации современной жизни.
17. Тема 3.6. Проблемы и перспективы современной цивилизации Особенности современной мировой цивилизации. Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение. Типология глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем. Стратегия выживания человечества.

Образовательные технологии

В освоении дисциплинарной философии используются следующие образовательные технологии:

- чтение лекций с использованием доски, видеоматериалов и средств презентации;

- практические (семинарские) занятия для обсуждения изученного материала, дискуссий и обмена мнениями;

- контрольные опросы (текущий контроль);

- консультации;

- самостоятельная работа студентов с учебной литературой и первоисточниками;

- подготовка и обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа – НИР);

- работа с Интернет ресурсами;

- тестирование по основным темам дисциплины (текущий контроль);

- написание философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа – НИР);

- коллоквиумы по модулям (рубежный контроль);

- проведение деловых и ролевых игр, мастер-классов, круглых столов, дискуссионных заседаний, изучение дополнительной литературы при написании рефератов с их защитой

- экзамен (промежуточная аттестация).

Существенным в образовательном плане являются: проблемное изложение философских вопросов и идей лектором; самостоятельное чтение студентами учебной, учебно-методической и справочной литературы и последующие свободные дискуссии по различным философским вопросам и проблемам, использование иллюстративных видеоматериалов (видеофильмы, фотографии, аудиозаписи, компьютерные презентации).

Текущий и рубежный контроль осуществляется в виде опросов, тестирования, подготовки и защите рефератов, выступлениях и докладах на семинарских занятиях.

Форма итогового контроля – экзамен.

Таблица 6.

Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы, активные формы обучения и другие образовательные технологий
Модуль 1. Проблематика философии в ее историческом развитии.
1.1 Цель: освоить исторические и современные представления о предмете философии, круг философских проблем, структуру философского знания; значение философии в жизни человека и общества, ее роль в познании человеком мира, содержание функций философии; особенности философского мировоззрения, отличие от мифологии, религии, науки; история возникновение философии, этапы ее развития, их основные черты. 1. Предмет и структура философского знания – семинар.
1.2 Цель: знать круг философских проблем, основные школы и философские позиции ведущих представителей Древневосточной философии. знать периодизацию и характерные черты античной философии, основные школы и представителей. 2. Философия Древнего мира – доклады.
1.3 Цель: рассмотреть основные этапы развития Средневековой философии, ее основные проблемы, и усвоить основные принципы философии Возрождения 3.Философия Средневековья и Возрождения – обсуждение рефератов (НИРС)
1.4 Цель: выделить круг философских проблем, основные достижения, идеи и направления философской мысли. знать основные проблемы, характерные для эпохи Нового времени и эпохи Просвещения. Усвоить основные проблемы немецкой классической философии, подходы в их решении, иметь четкое представление об идеях марксистской философии. 4.Новоевропейская философия – коллоквиум
1.5 Цель: знать особенности развития философской мысли России, ее характерные черты, основные течения и направления, философские позиции ведущих представителей. 5. Русская философия- написание философских эссе на тему по выбору (НИРС)
1.6 Цель: проанализировать особенности развития современной зарубежной философии, многообразие проблем и методов, основные течения и направления, позиции ведущих философов. 6. Современная зарубежная философия – семинар на тему: «Философия в современном мире»
Модуль 2. Философия бытия, сознания и познания.
2.1 Цель: усвоить трактовки бытия, основные типы бытия; иметь представление об основных картинах мира; смысле понятий субстанция и материя; а также знать содержание понятий движение, развитие, самоорганизация, основные концепции пространства и времени. 1 Проблема бытия в философии - философских эссе на тему по выбору (научно-исследовательская работа)
2.2 Цель: знать содержание понятий (развитие, прогресс, регресс), уметь выделить критерии прогресса; усвоить типы диалектики, модели и законы развития; представлять сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики; выделить характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. 2. Проблема развития в современной философии и науке - обсуждение рефератов (научно-исследовательская работа)
2.3. Цель: знать основные подходы в решении проблемы происхождение сознания и его сущности, его творческую природу, связь сознания с языком, структуру сознания, соотношение сознания и бессознательного, их роль в жизнедеятельности человека. 1. Философские проблемы сознания – семинар
2.4 Цель: усвоить основные подходы к решению вопроса о познаваемости мира, основные формы познания, соотношение знания и веры, понимание и объяснения; знать сущность классической и неклассической интерпретации истины, соотношение истины и заблуждения, критерии истины. 2. Проблема познания в философии – доклад на заданную тему.
2.5 Цель: овладеть спецификой научного знания; уровнями, формами и методами научного познания, пониманием традиций, новаций и революций в науке; знать основные критерии научного знания и его отличие от вненаучного знания; основные этапы развития науки, их характерные черты, основные концепции развития научного знания. 3. Научное познание – семинар.
Модуль 3. Бытие человека в современном мире.
4.1 Цель: развитие представлений о природе в истории философии, основные подходы в решении вопроса о происхождении человека, соотношение природного, социального и духовного в человеке, соотношение понятий человек, индивид, личность. 1. Проблема человека в философии - коллоквиум.
4.2 Цель: знать основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности. 2. Проблема смысла человеческого существования – философское эссе
4.3 Цель: знать понятие и природу ценностей, мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей и их роль в жизни человека и общества. 3. Человек в мире духовных ценностей – семинар.
4.4 Цель: усвоить содержание понятий общество, государство, цивилизация, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь 4. Общество как предмет философского осмысления – обсуждение рефератов (НИРС)
4.5 Цель: проанализировать роль науки и техники в общественном развитии, смысл научных и технических революций, позиции сциетизма и антисциетизма. 5. Человек в информационно-техническом мире - философские эссе на тему по выбору (НИРС)
4.6 Цель: усвоить содержание современных процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем и пути их решения. 6. Проблемы и перспективы современной цивилизации – доклады.

5. Виды и содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, она формирует личность студента, его мировоззрение, развивает способность к самообучению и стремление расширять кругозор, повышать свой профессиональный и культурный уровень.

Самостоятельная работа должна быть нацелена на формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии.

Организационно самостоятельная работа включает изучение тем дисциплины по рекомендуемой учебной литературе, подготовку к практическим занятиям, тренингам, деловым играм, написание рефератов и (или) контрольных работ, подготовку к текущему и рубежному (модульному) контролю и подготовку к промежуточной аттестации – экзамен. При этом следует руководствоваться программой курса, методическими указаниями и учебно-практическим пособием (в УМК) облегчающими самостоятельную работу.

Таблица 7.Виды и трудоёмкость самостоятельной работы студентов по модулям.

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоёмкость СРС, зач.ед./часы Виды самостоятельной работы студентов
Модуль 1.Проблематика философии в ее историческом развитии. ОФО 0,35/13   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
Модуль 2. Философия бытия, сознания и пзнания. ОФО 0,35/15   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
3. Модуль 3.Бытие человека в современном мире. ОФО 0,33/16   1. Изучение тем лекций
2. Подготовка к практическим занятиям
3. Подготовка к тестированию по модулю
4. Подготовка к деловой/ролевой игре
5. Подготовка к рубежному контролю
6. Подготовка к промежуточной аттестации – экзамену
Всего: ОФО 1,03/44;

К самостоятельной исследовательской работе студента можно отнести написание реферата (обычно предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения) или контрольной работы (для заочной формы обучения). Методические рекомендации по подготовке рефератов и контрольных работ изложены в учебно-методическом комплексе по дисциплине Философия в разделе «Методические указания по организации самостоятельной работы студентов».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) - student2.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный университет

имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ)

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Рабочая программа учебной дисциплины

Б1.Б2.ФИЛОСОФИЯ

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры философии

« 3»сентября 2014 г., протокол № 1.

Зав.кафедрой ___________/ Бобков А.Н../

Москва 2014

Разработчики: д.ф.н.,профессор Бобков А.Н.

Рецензент: д.ф.н.,профессор Диденко В.Д.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры философии

« 3»сентября 2014 г., протокол № 1.

Зав.кафедрой философии ___________/ Бобков А.Н../

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 4

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины.. 5

3. Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы.. 7

4. Содержание дисциплины.. 8

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и

Наши рекомендации