Русский язык. Букварный период

№ п/п Тема урока Основные предметные результаты урока Виды учебной деятельности  
 
  1. ОБГ Введение в школьную жизнь (4 ч.)     Выделять из высказывания слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова).   Выделять слова из высказывания (с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое).     Строить графические модели, отображающих количество слов в высказывании.    
  Праздник «День знаний». Ориентировка на точку начала движения. Работа над алгоритмом действия.  
Формы устного ответа. Парная форма работы. Проводят линии от определённой точки в заданном направлении. Соблюдение гигиенических требований при письме  
Различные варианты спорных ситуаций. Различают слова и предложения  
Правила посадки при письме. Ориентируются в понятиях «слева», «справа», «верх», «низ». Проводят параллельные линии. Ориентировка на точку начала движения. Работа над алгоритмом действия.  
Формирование начальных представлений о слове (10 часов) Тетрадь №1  
Ориентировка на странице тетради. Прямая линия. Разлиновка Уметь ориентироваться на листе, писать прямую линию  
Прямая наклонная линия как элемент графической системы письменных букв.   Уметь писать прямую линию целую и половинную  
Прямая линия половинная и целая.  
Прямая линия с закруглением с одной стороны   Уметь писать прямую линию с закруглением с одной стороны  
9,10 Прямая линия с закруглением с двух сторон. Уметь писать прямую линию с закруглением с двух сторон  
11,12,13 Линия с петлей. Уметь писать прямую линию с петлей  
Контрольная работа № 1 по теме «Слово и предложение» Уметь строить модели слов и высказываний  
Звуковой анализ слова (14ч)    
15,16 Плавная линия. Уметь писать плавную линию Выделять и определять последовательность звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Самостоятельно составлять звуковые модели слова. Выделять слоги в слове. Выделять гласные (слогообразующие) и согласные звуки. Определять ударный звук в слове, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Самостоятельно строить простые звуковые модели слова. Отображать смыслоразличительные качества звуков модели слова.  
Овал. Входная диагностическая работа Уметь писать овал  
Овал.    
Левый полуовал. Уметь писать левый полуовал  
Правый полуовал. Уметь писать правый полуовал  
Линия с четвертным овалом. Уметь писать четвертной овал  
22,23,24,25, Повторение пройденных элементов. Уметь писать изученные элементы букв  
Контрольная работа № 2 по теме «Звуковой анализ слова» Уметь составлять слоговые, звуковые схемы  
27,28 Повторение пройденных элементов. Уметь писать изученные элементы букв  
Формирование действий письма (94 ч) Тетрадь №2  
Строчная буква а. Строчная буква о. Уметь писать строчные буквы а, о Использовать буквы как знака звука. Выделять и определять последовательность звуков в слове. Воспроизводить звуковую форму слова на основе его модели (в том числе деформированной). Выделять слоги в слове. Определять ударноый слог в слове, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Строить звуковую модель слова. Учиться послоговому чтение слов с ориентацией на гласную букву и знак уда-рения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Записывать слов (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей слоговую структуру слова. Обозначать твёрдость-мягкость согласных с помощью гласных букв (введение букв я,е,ё,ю). Определять и обосновывать местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. Определять порядок действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.). Отрабатывать действия послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости: г-к, в-ф и т.д.). Определять и обосновывать местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове. Сопоставлять звуковой и буквенный состава слова.  
Заглавная А. Уметь писать заглавную букву А  
  Заглавная О. Уметь писать заглавную букву О  
Строчная у. Уметь писать строчную букву у  
Строчная ы. Уметь писать строчную букву ы  
Заглавная У. Уметь писать заглавную букву У  
Строчная э. Уметь писать строчную букву э  
Заглавная Э. Уметь писать заглавную букву Э  
Строчная м. Уметь писать строчную букву м  
Строчная л. Уметь писать строчную букву л  
Заглавная Л. Уметь писать заглавную букву  
Заглавная М. Уметь писать заглавную букву  
Строчная н. Уметь писать строчную букву  
Строчная р. Уметь писать строчную букву  
Заглавная Н. Уметь писать заглавную букву  
Заглавная Р. Уметь писать заглавную букву  
Строчная я. Уметь писать строчную букву  
Заглавная Я. Уметь писать заглавную букву  
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. Уметь писать изученные буквы и их соединения  
Строчная ё. Уметь писать строчную букву  
Строчная е. Уметь писать строчную букву  
Заглавная Ё. Заглавная Е. Уметь писать заглавную букву  
  Тетрадь №3      
49,50 Строчная и. Заглавная И. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней Применять правила переноса слов Сопоставлять звуковой и буквенный состав слова. Записывать слова и простейшие высказывания (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности. Сопоставлять звуковой и буквенный состав слова. Определять функций («работы») каждой буквы русского алфавита в записи слова. Составлять простейшие транскрипции, выполнять анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Определять и обосновывать местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с ее функциями («работами») в записанном слове.    
51,52 Строчная ю. Заглавная Ю. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
53,54 Строчная г. Заглавная Г. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная к. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная К. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
57,58 Строчная д. Заглавная Д. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
59,60 Строчная т. Заглавная Т. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная в. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная ф. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная В. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Ф. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. Уметь писать изученные буквы и их соединения  
Строчная з. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней Обозначать твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь).   Составлять простейшие транскрипции, выполнять анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова.   Отработка способов письма и чтения. Учить названий букв русского алфавита. Выполнять упражнения в написании букв алфавита (заглавных и строчных). Учиться самопроверке.    
Строчная с. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная З. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная С. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. Уметь писать изученные буквы и их соединения  
Строчная б. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная п. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Б. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная П. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. Повторение. Уметь писать изученные буквы и их соединения  
Полугодовая контрольная работа      
Тетрадь №4  
Строчная х. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней Обозначать твёрдости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначать звук [й’] в разных позициях (буква й, буквы я,ё,ю,е, обозначающие сочетание звука [й’] с последующим гласным).   Составлять простейшие транскрипции, анализировать их.     Практиковаться в обозначении буквами гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости (шипящих и ц); правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Составлять простейшие транскрипции, анализировать их. Практиковаться в написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Наблюдать за употреблением букв И-Ы после Ц Отрабатывать способы письма и чтения. Наблюдать за употреблением разделительных знаков ъ и ь. Заучивание названий букв русского алфавита. Писать буквы алфавита (заглавные и строчные). Осуществлять самопроверку.    
Заглавная Х. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Мягкий знак. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная й. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Й. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
82,83,84,85 Обозначение звука [й’]с помощью букв Я, Е, Ё, Ю.   Уметь различать случаи обозначения букв ЕЁЮЯ двумя звуками  
Строчная ж. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная ш. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Ж. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Ш. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
90,91 Повторение. Орфограмма жи-ши Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши  
Строчная ч. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Строчная щ. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Ч. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Щ. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
96,97 Повторение. Орфограмма ча-ща Уметь писать слова с сочетаниями ча-ща  
98,99 Повторение. Орфограмма чк, чн, чт, щн Уметь писать слова с сочетаниями ЧК, чн, чт, щн  
100,101 Упражнение в начертании изученных букв и их соединений. Уметь писать изученные буквы и их соединения  
Строчная ц. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
Заглавная Ц. Уметь писать изученную буквы и соединения с ней  
104,105,106 Мягкий и твёрдый знаки. Уметь писать слова с разделительными ь и ъ  
  Повторение изученных букв и их соединений. Уметь писать изученные буквы и их соединения  
  Контрольная работа № 3 по теме «Формирование действия чтения и письма» Уметь находить буквы, которые обозначают мягкость согласных, звук й, находить ошибки в тексте.    
  Анализ результатов контрольной работы и работа над ошибками Уметь находить и исправлять шибки  
1 класс (5 ч. - в нед., 50ч. - в год) Язык и речь (27 ч)  
  Роль языка в жизни людей (4 ч)   осознавать смыслоразличительную роли звуков; овладевть способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности; различать гласные и согласные звуки, согласных твёрдых, мягких, звонких, глухих; Определять качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова; овладевать способом деления слова на слоги, определения ударного слога; уметь различать звуки и буквы; уметь правильно называть буквы алфавита и знание их основных звуковых значений; уметь связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их; уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и буквы ь; -обозначать на письме звук [й,] с помощью букв е, ё, ю, я;  
Можно ли общаться без языка? Знать функции языка, уметь назвать их Упр. 1-4  
Нужно ли изучать родной язык? Правила списывания. Знать функции языка, уметь назвать их Упр. №5-6  
118, 119 Нужно ли общаться с помощью языка? Знать функции языка, уметь назвать их Упр. №7-11  
  Слова речевого этикета (3 ч)    
120,121 Работа добрых слов в языке Уметь использовать в свое речи добрые слова Упр. №12, 16-21  
Правила записи диалога Уметь записывать диалог Упр. №13-15  
Устная и письменная речь (3 ч)  
Постановка задачи: «Зачем нужна письменность?». Речь устная и письменная. Роль письма в жизни людей. Знать роль письма в жизни людей Упр. №22;23 Учиться переносить слова с одной строки на другую; овладевать обобщённым понятием об орфограмме; писать заглавную букву в именах людей и кличках животных; применять правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн, щк; учиться определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки; -употреблять в речи слов речевого этикета; - овладевать способом различения слов-названий и служебных слов, правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов; списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему  
Возникновение письменности. Буквенное письмо. Русский алфавит. Знать о том как возникла письменность, русский алфавит Упр. №24-27  
Отработка умения располагать слова в алфавитном порядке Уметь располагать слова в алфавитном порядке Упр. №28-30  
Повторение способов обозначения звуков на письме в соответствии с нормами русского языка (7ч)  
  Постановка задачи: «Умею ли я обозначать звуки буквами?» Работа букв гласных. Уметь обозначать гласные звуки буквами, мягкость согласных на письме, знать отличительные признаки звуков и букв; о способах обозначения мягкости согласных на письме; особенности букв е,ё,ю,я. Упр. №31;32 различать звуки и буквы; определять звонкие и глухие согласные звуки в словах и обозначать их на письме буквами; формулировать вывод по результатам наблюдений; различать согласные по твёрдости – мягкости и обозначать мягкость согласных буквами е, ё, ю, я и ь; сравнивать количество звуков и букв в словах с ь; обозначать звук й по-разному: буквами й, е, ё, ю, я и буквами ь и ъ в зависимости от его позиции в слове; чётко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения букв и слова; - правильно списывать текст по правилам списывания; правильно писать текст под диктовку; использовать при письме изученные правила.  
Работа букв согласных, парных по твердости - мягкости Уметь обозначать гласные звуки буквами, мягкость согласных на письме, знать отличительные признаки гласных и согласных звуков; Упр. №36  
Отработка обозначения мягкости согласных звуков. Проверочная работа.   Уметь обозначать гласные звуки буквами, мягкость согласных на письме, Упр. №37-38  
Способы обозначения звука [й,] на письме.   Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков знать особенности звука [й,] и буквы й; способы обозначения звука [й,] на письме; Упр. №38-39  
Отработка способов обозначения звука [й,].   Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков Упр. №40-44  
Обозначение звука [й,]с помощью разделительных знаков Ь и Ъ. Проверочная работа.   Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков Упр. №45-46  
Контрольная работа № 4 по теме «Звук и буква. Обозначение звуков буквами» Уметь обозначать звук й на письме с помощью разделительных мягкого и твердого знаков  
Повторение изученных орфограмм (10ч)  
Постановка задачи: «Умею ли я писать слова с орфограммами?». Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами. Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, цы-ци. Упр. №46-48 писать слова и предложения, содержащие орфограммы, не связанные с обозначением звуков (большая буква, перенос слова, раздельное написание служебных слов со словами-названиями), а также с орфограммами сильных позиций жи-ши, и-ы после ц, ча-ща, чу-щу, чн, чк; списывать слова и предложения, содержащие орфограммы о-ё после шипящих, разделительные ь и ъ знаки, шипящий на конце слова, мягкий согласный перед мягким согласным; делить слова на слоги; распознавать односложные, двусложные, трёхсложные слова; переносить слова с одной строки на другую; выполнять фонетический разбор слов; определять ударный гласный в слове; различать ударные и безударные гласные и выделять их; применять на практике правило проверки слов с безударной гласной; различать парные и непарные согласные, звонкие и глухие согласные; применять на практике правило проверки слов с парными звонкими-глухими согласными; соблюдать орфоэпические нормы в наиболее употребительных словах; писать изученные слова с непроверяемыми написаниями.    
Орфограмма жи-ши Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, Упр. №49  
Орфограммы чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн. Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн Упр. №50-53  
Орфограмма цы-ци. Проверочная работа. Уметь писать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, цы-ци. Упр. №54-56  
Орфографичность обозначения мягкости согласных в позиции перед мягким согласным. Уметь решать орфографичекие задачи с помощью таблицы орфограмм Упр. №57-58  
Орфограмма мягкий знак после шипящих. Упр. №57  
Анализ таблицы орфограмм. Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм. Упр. №59  
Орфограмма о, ё после шипящих. Упр. №60  
Анализ таблицы орфограмм. Решение орфографических задач с помощью таблицы орфограмм. Упр. 61-64  
Контрольная работа № 5 по теме «Орфограммы»    
Слово и предложение (23 ч) Способность слова называть (7 ч)  
Номинативная функция слова. Тематические группы слов. Знать лексико-тематические группы слов, уметь соотносить слово с группой, к которой оно относится Упр. №64-65 выделять слова-предметы, слова-действия, слова-признаки в речи; различать слова-названия и служебные слова; объяснять, чем различаются предмет и слово, его называющее; называть 3-5 различных слов-названий; составлять предложение с заданным словом-названием; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.  
Слова, называющие признаки и действия Знать названия предметов – это слова, отвечающие на вопросы кто? что?; названия действий – это слова отвечающие на вопросы что делать? что сделать?; названия признаков предметов – это слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?; Упр. №66-69  
Слова, называющие количество Знать название количества – это слова, отвечающие на вопрос сколько?;Упр. №70-71  
147,148 Служебные слова. Слова вежливости. Знать, что есть служебные слова и слова вежливости. Упр. №72-75  
Контрольная работа № 6 по теме «Работа слов в языке»    
Обобщение темы «Способность слова называть». Анализ работы.    
Роль предложений в языке (6 ч)  
Выделение предложений в тексте Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений, знать что начало предложения обозначается прописной буквой. Упр. №76-79 вычленять слова из предложения; правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом; передавать различную интонацию в устной речи; оформлять предложение на письме; устно составлять 3-5 предложений на определённую тему; применять полученные знания на практике  
Вопросительные и повествовательные предложения. Вопросительный знак и точка в конце предложений. Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений Упр. №80  
Побудительные предложения. Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений Упр. №81-83  
Предложения восклицательные и невосклицательные. Уметь разграничивать предложения по цели высказывания и интонации, обозначать знаки препинания в конце предложений Упр. №84-85  
  Предложения разные по цели высказывания и по интонации.   Знать, что предложения могут произноситься с различной интонацией; Упр. №86-90  
Контрольная работа № 7 по теме «Работа предложения в языке»    
157,158 Что я узнал о языке? Чему научился? Повторение. Знать и уметь писать тексты под диктовку и списывая с изученными орфограммами Связно высказываться по теме беседы Писать под диктовку слова, предложения, оформлять предложение на письме; Списывать без ошибок текст применять полученные знания за год на практике  
Контрольный диктант  
Повторение  
Контрольное списывание  
Повторение изученного.  
Итоговая контрольная работа  
Повторение изученного.  
Урок – путешествие «Этот занимательный русский язык!»  
         




10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебная литература для ученика основная
  1. «Тетрадь по письму» Н.Г.Агаркова. Ч.1,2,3,4.: М.: «Вита – Пресс» 2014
  2. «Русский язык. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015
  3. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015
  4. «Контрольные работы по русскому языку. 1 класс» Л. И. Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015
дополнительная  
Учебная и методическая литература для учителя основная
  1. «Тетрадь по письму» Н.Г.Агаркова. Ч.1,2,3,4.: М.: «Вита – Пресс» 2014
  2. «Русский язык. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015
  3. «Рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс» С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015
  4. «Контрольные работы по русскому языку. 1 класс» Л. И. Тимченко. М.: «Вита – Пресс» 2015
дополнительная
  1. А.Н.Матвеева. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. М.: Новая школа,1994.
Интернет-ресурсы
  1. Восторгова Е.В., Горбов С.Ф., Новлянская З.Н., Чудинова Е.В. и др. Новая начальная школа. М. НФПК, Фирма 1С. Ресурс размещен в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов по адресу:http://school-collection.edu.ru/collection/
  2. Сайт Фестиваль педагогических идей 1 сентября. http://festival.1september
  3. Сайт Прошколу.ру -http://www.proshkolu.ru.
  4. Сайт Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Технические средства обучения
  1. Оборудование для мультимедийных демонстраций (ноутбук, интерактивная доска).
  2. Мягкие игрушки (герои сказок)
Электронно – образовательные ресурсы
  1. Набор ЦОР по проекту «Новая начальная школа» (2008 г.).
  2. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
  3. Ломакович, Тимченко: Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику
Дидактический материал и учебно-методические материалы Представлены в паспорте кабинета №112.

Наши рекомендации