Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Русский язык».
Начиная работу, учитель первоклассников, конечно, должен не только хорошо ориентироваться в содержании программы для 1–4 классов в целом, но и четко представлять себе конечные результаты обучения по той или иной программе. В соответствии с новым стандартом начального образования в предлагаемой программе зафиксированы следующие требования к результатам:
Личностные результаты:
— осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
— устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;
— понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
— способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более
успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
— умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
— умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
— умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
— умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких_либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т. п.).
Предметные результаты:
— общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его
нормами;
— практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);
— умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно_распределенной деятельности
на уроке);
— общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема;
слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного).
К окончанию начального обучения предполагается достижение следующихрезультатов:
личностные | метапредметные | предметные | ||
У выпускника будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержа-тельные моменты школьной действитель-ности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; - осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры; - устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи; -понимание необходимости соблюде-ния языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания; - способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения. Выпускник получит возможность для формирования: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; •адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; •положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; •компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; •морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; •установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; •осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; •эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: | У выпускника будут сформированы: - общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами; - практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе); - умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке); - общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение); умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции (в объеме изученного).. Выпускник научится: - уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твёрдые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; - уметь правильно называть буквы русского алфавита (зачем нужна каждая буква русского алфавита); - владеть способами обозначения на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, звука [Й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц); - понимать, что такое орфограмма (элемент «места» в буквенной записи (слова), который не может быть точно определён по произношению); - использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания); -применять правило употребления больших букв в именах собственных; - применять правило переноса по слогам; - определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы); - определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога); - строить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощённую фонетическую транскрипцию слова; - записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики; - записывать под диктовку и списывать несложные по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове; - контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку; - строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать своё согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: •различать звуки и буквы; •характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; •знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: •соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); •находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: •различать изменяемые и неизменяемые слова; •различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; •находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу. Раздел «Лексика» Выпускник научится: •выявлять слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Выпускник получит возможность научиться: •подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; •подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; •различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); •оценивать уместность использования слов в тексте; •выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: •определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; •определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; •определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Выпускник получит возможность научиться: •проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; •находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: •различать предложение, словосочетание, слово; •устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; •классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; •определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; •находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; •выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: •различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; •различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: •применять правила правописания (в объёме содержания курса); •определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; •безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; •писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; •проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: •осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; •подбирать примеры с определённой орфограммой; •при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; •при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: •оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; •соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); •выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; •самостоятельно озаглавливать текст; •составлять план текста; •сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: •создавать тексты по предложенному заголовку; •подробно или выборочно пересказывать текст; •пересказывать текст от другого лица; •составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; •анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; •корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; •анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); •соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). К окончанию 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов: —уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости; —уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита); —владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том числе после шипящих и ц); —понимать, что такое орфограмма (элемент«место» в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению); —использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания); —применять правило употребления больших букв в именах собственных; —применять правило переноса слов по слогам; —определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы); —определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога); —построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова; —записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики; —выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы; —записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25—30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове; —контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку; —читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения — 30—40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; —строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. |
Выпускник научится: •принимать и сохранять учебную задачу; •учитывать выделенные учителем ориентиры дей-ствия в новом учебном материале в сотрудничест-ве с учителем; •планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и усло виями её реализации, в том числе во внутреннем плане; •учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; •осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); •оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретро-спективной оценки соот-ветствия результатов тре-бованиям данной задачи и задачной области; •адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; •вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных оши-бок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фик-сацию) в цифровой форме хода и результатов реше-ния задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; •преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; •самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; •осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; •самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Выпускник научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - принимать и сохранять учебную задачу; - различать способ и ре-зультат действия; - умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления; - умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью устано-вления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, иск-лючений из них и т.п.). - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу-щественных признаков; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - устанавливать анало-гии; - проводить сравнение по заданным критериям. Выпускник получит возможность научиться: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; •создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; •осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; •осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; •осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; •строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; •произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. | Выпускник научится: -использовать речь для регуляции своего действия; - задавать вопросы. -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для де-монстрации своих тезисов; - умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции; - формулировать собст венное мнение и позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Выпускник получит возможность научиться: •учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; •аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; •продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; •с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; •осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; •адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; •адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | ||
Чтение. Работа с текстом. Поиск информации и понимание прочитанного. У выпускника будут сформированы: - находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение); - понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность для формирования: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Преобразование и интерпретация информации. У выпускника будут сформированы: - пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность для формирования: - делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; - составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации. У выпускника будут сформированы: - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; - оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. Выпускник получит возможность для формирования: - сопоставлять различные точки зрения; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. У выпускника будут сформированы умения: -использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; -выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); -организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. У выпускника будут сформированы умения: -владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; -сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации У выпускника будут сформированы умения: -редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста; -пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; -заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность для формирования: -искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; -составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. -грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; -критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений У выпускника будут сформированы: -создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; -создавать сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; -готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; -размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; -пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: -представлять данные; Планирование деятельности, управление и организация У выпускника будут сформированы умения: -создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; -определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; -планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: -проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; -моделировать объекты и процессы реального мира. |
Содержание учебного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 КЛАССЕ.
Курс русского языка в начальной школе представлен двумя этапами:
— обучение грамоте, нацеленное на решение задач формирования первоначальных навыков письма и чтения;
— систематический курс изучения родного языка, нацеленный на дальнейшее формирование грамотного письма (фор_
мирование орфографического действия), знакомство с особенностями языка как знаковой системы и развитие речи.
Уроки обучения грамоте в 1 классе(традиционно именуемого букварным периодом) представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанные с освоением первоклассниками элементарных навыков письма и чтения:
— игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слов;
— графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их элементов, их соединений;
конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, вырывание из бумаги, лепка из пластилина и пр.;
— чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов;
— прослушивание лучших образцов детской художественной литературы (в исполнении учителя или в аудиозаписи — по мини_хрестоматии, размещенной в Букваре); разыгрывание сценок, разучивание небольших стихотворений, считалок, загадок, скороговорок и т. п.;
— составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные
игры (типа «Подскажи словечко», «Превращение слов» и т. п.).
При планировании уроков в букварный период рекомендуется чередование этих видов работ в рамках одного занятия, не разделяя часы на уроки чтения и письма.
Систематический курс изучения родного языка начинается в конце 1 класса, с послебукварного периода(последняя четверть1 класса), в рамках которого обобщаются знания и умения,сформированные у первоклассников в течение букварного пер и о д а .
Для удобства восприятия предметное содержание букварного и послебукварного периодов предлагается в таблице (см. ниже). По мнению авторов программы, учителю, осваивающему деятельностный подход в рамках нового стандарта образования, очень важно научиться организовывать практические действия самих учащихся (не замещая их собственными объяснениями и рассказами!). Поэтому для каждого раздела программы здесь приведены соответствующие способы действий учащихся — они будут главными ориентирами для учителя при подборе заданий и упражнений на уроках.
К концу 1 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
— уметь различать гласные и согласные звуки, типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости_глухости и твердости_мягкости;
— уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая
буква русского алфавита);
— владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том
числе после шипящих и Ц);
— понимать, что такое орфограмма (элемент — «место» — в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению);
— использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
— применять правило употребления больших букв в именах собственных;
— применять правило переноса слов по слогам;
— определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
— определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, звуковой состав каждого слога);
— построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
— записывать слова и высказывания в тетради со вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
— выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
— записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25–30 слов), на_
писание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в
каждом слове;
— контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
— читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения — 30–40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
— строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Распределение учебных часов
Класс | Количество часов по программе | ||
Букварный период | 115ч | 165ч | |
Послебукварный период | 50ч |
№ | Название темы, раздела | Кол-во часов | Содержание |
| Формирование начальных представлений о слове. | 12 часов | Выделение слова как особого объекта действия и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова _«помощники» — на примере предлогов и союзов) |
| Звуковой анализ слова. | 21 часа | Звуки речи как «строительный материал» слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. |
| Формирование действий письма и чтения. | 82 часов | Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А, О, У, Ы, Э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л,М, Н, Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости_мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я, Ё, Ю, И, Е), две «работы» гласных букв. Представление об орфограмме как элементе («части») буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, |