Самокритика. Чувство вины. Формирование мнения о себе.
Таким образом, мы судим себя с точки зрения коллективного мнения, выражаемого обществом, в котором мы находимся. Самокритика, в сущности, является ничем иным как критикой со стороны общества. Чувство же вины – это ничто иное, как осуждение со стороны общества, которое просто выходит из уст самого человека. Это приговор, который человек выносит сам себе на основании того, что ему известно об отношении к тому, что он делает, со стороны общества.
В другом месте Бойзон рассказывает о конкретном случае. Он говорит, что для одного из его пациентов взаимоотношения с группой стали объектами высшей значимости. Он оценивал себя с точки зрения норм и ценностей, которые существуют в той группе, с которой он себя отождествляет и чьего признания добивается. В первую очередь, он зависел и был верен своим родителям и всем остальным наставникам, от наставлений, любви и поддержки которых он зависел в годы ранней юности, и из чьих высказываний он составил свое собственное целостное представление о Боге и о своих взаимоотношениях с ним.
В действительности – это совершенно верное представление людей о Боге, основывается на представлениях, которые они впитали от своих отца и матери и других людей, которых они слушали, когда те наставляли их, воспитывая в ранние годы.
Мы знаем из философии сознания Кришны, что любой общественный руководитель в действительности должен являться представителем Бога и наша цель в сознании Кришны – это, в конце концов, воспитать таких руководителей.
Таким образом, эти взаимоотношения очень важны.
В движении сознания Кришны у нас есть определенные авторитеты, которыми мы руководствуемся, и которые в действительности представляют и поддерживают высочайшие стандарты в нашем обществе. И частью процесса превращения нас в преданных является выслушивание их наставлений и принятие их мнения и системы ценностей очень и очень серьезно. Таким образом, в нашем движении есть определенные группы людей, например санньяси и духовные учителя, точки зрения которых, принятие или отвержение ими чего-либо, их отношение к чему-то, оставляет глубокий след в наших сердцах. Мы всегда явственно или подспудно оцениваем себя с точки зрения идеалов этих людей, стараясь понять, что бы они подумали обо мне. Другими словами, мы стараемся понять, понравится ли то, что я делаю моему духовному учителю или другому санньяси или нет.
Таким образом, мы можем видеть, насколько глубоко проникают и в наше движение эти идеи социальной психологи.
Определение Бога в социальной психологии.
В последней цитате, которую мы привели из книги Бойзона, он использует слово Бог. Это определение Бога с точки зрения социальной психологии.
В соответствии с нашими открытиями, понятие о Боге, даже вне зависимости от метафизических рассмотрений, представляет собой самый важный и самый существенный факт социальной и психологической жизни общества. Он символизирует в личном опыте каждого человека то, что человек считает высочайшей ценностью своей жизни, и то, с чем он хотел бы себя отождествлять. Бог символизирует для человека тот объект, который он стремится любить и почитать прежде всего, и так же Бог является символом общественных интересов, которым нужно подчиняться. Такое определение Бога дает социальная психология.
Установление взаимоотношений с Богом.
Несмотря на то, что на ранних ступенях развития нас как преданных, мы не можем осознавать свои взаимоотношения с Богом, тем не менее, с самых первых шагов мы устанавливаем взаимоотношения с нашим духовным учителем, который представляет Бога, и поэтому с самого начала нашего духовного роста в сознании Кришны Бог становится для нас социальной реальностью, с которой мы, так или иначе, взаимодействуем (посредством духовного учителя).
Определение греха.
Что же такое грех с точки зрения социальной психологии? Обычно мы думаем о грехе, как о нарушении определенных правил, но у греха есть еще одно очень важное, социальное измерение этого понятия.
Грех – это такая тенденция, склонность или действие, которое нарушает гармонию человека с окружением, к общению с которым он стремится или должен стремиться, и которое нарушает уровень развития этих взаимоотношений с окружением, которого человек должен достичь. Другими словами, можно сказать, что грех – это нарушение или подрыв доверия, которое представляет собой высшую цель преданности, которую должен развить в себе человек в его социальном окружении. Например, это относится к нашей преданности духовному учителю или, другими словами, к Богу. Грех является нарушением этой верности.
Спасение.
Так же он определяет спасение. Спасение – это освобождение от чувства собственной изоляции, и восстановление своих взаимоотношений с Богом, которые следуют сразу же за переживанием (ощущения) прощения со стороны Бога.
Прощение.
Что же такое прощение с точки зрения социальной психологии? Прощение – это ощущение восстановления некогда утраченных взаимоотношений или доверия, которое с одной стороны определяется признанием ошибок и желанием исправить эти ошибки, и с другой стороны, способностью понять, осознать и пожелать восстановить дружеские взаимоотношения.
Таковы общественные определения этих терминов. И можно попытаться понять, насколько они применяются к нашим общественным взаимоотношениям, существующим в ИСККОН.
Анализ таблицы.
Таково было небольшое обсуждение того, как социальная психология применяется к нашему обществу, а сейчас мы перенесем наше внимание на нашу таблицу.
Координаты книги Бойзона.
Мне сказали, что эту книгу переводили на русский язык. Не знаю, на сколько это точно? Возможно, ее давно уже не выпускают, и может быть ее можно найти в какой-нибудь библиотеке. Эта книга Энтонна Бойзона называется "Изучение внутреннего мира" и подзаголовок "изучение умственных расстройств и религиозных переживаний". Была она впервые опубликована в Америке в 1936 году. Возможно, по-русски перевод звучит по-другому. Второе переиздание было в 1952 году. Затем ее переиздавали еще раз в 80-х годах в одном университете в Америке.