Мнение Бойзона относительно сексуального желания.
Позиция сознания Кришны прямо противоположна.
В то время, когда Бойзон находился в психиатрической клинике, Фрейд только начинал свои круизы по Америке. Идея Фрейда была, так сказать, последним достижением научной мысли, совершенно новой идеей. И, в конце концов, он добился признания.
Врачи в клинике признали Бойзона не сумасшедшим, а религиозным человеком. Ему даже посоветовали не так строго контролировать (подавлять) свои половые желания, поскольку, по словам врачей, это не привело бы ни к чему хорошему для его здоровья. Но Бойзон не принял этот совет. И мы в ИСККОН также не принимаем этот совет. В этом отношении Бойзон очень близок к нам и ему много что есть нам сказать.
Бойзон стал пользоваться влиянием в сообществе психологов и религиозных деятелей. Он жил до 1965-го года и умер в достаточно преклонном возрасте. Таково одно из преимуществ брахмачарьи. Всю свою жизнь он никогда не соглашался с идеями о том, что секс предназначен для чего-либо еще, кроме продолжения рода в супружеской жизни. Сам же он никогда не женился. Бойзон был полностью убежден в этом ключевом моменте своей философии.
На примере пациентов психиатрической клиники и людей, которые составляли общину прихожан, он видел, что основная причина, приводящая к чувству личной неудачи, проистекала из сексуальных желаний, и из того, как люди поступают, чтобы контролировать их. Я думаю, что и в сознании Кришны это самая основная проблема.
Сексуальное желание очень сложно преодолеть. Любой, кто пытался это сделать, знает насколько это сложно. Однажды Господь Будда сказал, что если бы у человека было еще хоть одно желание, аналогичное по силе сексуальному, то у него не было бы вообще никаких шансов достичь чего-либо в духовной жизни. Это самая главная трудность, которая приводит к ощущению личной неудачи.
Ответы на вопросы.
В: …
О: Я думаю, что лучше подходить к каждому конкретному случаю индивидуально, и говорить на примере конкретного случая.
После того, как я стал президентом храма в 1971 году, у меня тоже было достаточно много примеров сумасшедших людей, приходящих в наше движение. В большинстве случаев, с которыми сталкивался я, когда преданные сходили с ума, после того, как они присоединились к движению, выяснялось, что они имели проблему до прихода в движение, и просто эта проблема проявилась у них позднее.
Настоящий семинар не посвящен тому, как обращаться с сумасшедшими в нашем движении. Это отдельная область исследования. Но что я извлек из своего опыта в Филадельфии, это то, что храм не может и не должен превращаться в психиатрическую лечебницу. В случаях, когда мы сталкивались с людьми, у которых был нервный срыв, и они не могли действовать должным образом, они испытывали переживания, которые описывал Бойзон в своей книге. Но все же обычно я не мог достаточно эффективно помочь им, поскольку помощь таким людям требует очень много времени, которым я не располагал, так как имел много других обязанностей.
Есть предложения ввести в ИСККОН практику психиатрической лечебницы, поскольку в современной медицине, когда человек испытывает такие нервные срывы, принято давать ему психотропные лекарства, или надевать на него химическую смирительную рубашку. Другими словами, излечение людей, которые испытывают умственные расстройства, не приводит к благу человека, испытывающего все это на себе, а лишь является удобным для окружающих. Т.е. таких людей просто превращают в зомби, и они не причиняют нам больших беспокойств. Так поступают с людьми в современной медицине. Если же человек проходит через процесс духовного излечения самостоятельно, т.е. естественным образом, то для него лучше всего – это создать благоприятные условия.
Я надеюсь, что когда-нибудь преданные ИСККОН, которые имеют профессиональные навыки в психологии и психиатрии, смогут изучить книгу Бойзона и что-то применить к нашей практической жизни.
Существуют случаи, когда поведение людей выходит за все рамки и я признавал таких людей сумасшедшими, поскольку они переживали чувство личной неудачи в духовной жизни. Большинство людей, которых называют сумасшедшими, на самом деле являются такими, просто они ведут себя нормально, и поэтому их сумасшествие не проявляется явно, но, тем не менее, жизнь свою они строят на обмане и заблуждениях (иллюзии). И таких людей с полным правом можно назвать сумасшедшими.
Я бы привел такой пример. Некоторые наши духовные лидеры в прошлом, например Киртанананда, были сумасшедшими, хотя сейчас он сидит в тюрьме, а не в психиатрической лечебнице. Позже мы обсудим некоторые из этих случаев.
Когда в жизни людей существует огромная разница между тем, кем они являются на самом деле, и тем, кем должны быть для окружающих, то им приходится обманывать не только других, но и самих себя. Это одно из определений иллюзии.
В: …
О: Я не думаю, что каждый преданный нуждается в помощи профессионального психолога. Люди разочаровываются в материальной жизни по веским причинам. Это место рождения и смерти. Здесь все это происходит постоянно. Я думаю, что любой, кто счастлив в материальном мире – сумасшедший. Так что, зачем им вообще присоединяться к нашему движению, если они счастливы в материальной жизни? Естественно, они были разочарованы в материальной жизни, и это их заслуга.
И так же факт, что процесс превращения непреданного в преданного иногда похож на кризис, описанный Бойзоном, и изучение такого опыта превращения показывает, что часто структура этого процесса одна и та же. В ходе этого процесса разрушается вся прежняя структура личности человека, но ее замещает совершенно другая, целостная структура личности и структура мировосприятия. Переживание этого опыта может быть достаточно болезненным испытанием для нас.
Что же касается преданных ИСККОН, то многие люди нуждаются просто в консультации. Поэтому все лидеры и старшие преданные должны научиться консультировать и оказывать психологическую помощь преданным.
Одна из причин, по которой я даю этот курс – это попытка сформировать основу, на которой мы сможем научиться искусству оказывать духовную психологическую помощь. Много раз преданные, которые испытывали проблемы определенного рода, отправлялись к профессиональным психологам-непреданным, и беда в том, что во многих случаях основой для суждения таких психологов является совершенный материализм, и поэтому они могут думать, что каждый, кто следует четырем регулирующим принципам – сумасшедший. Поэтому нам необходимо, чтобы те, кто будут занимать положение психологических консультантов для преданных в нашем движении, были людьми, которые, по крайней мере, принимали бы фундаментальные основы нашего движения.
В конце этого семинара мы придем к пониманию того, что Бойзон считал полезным в этом отношении. Это должно стать частью обучения преданных. Они должны научиться оказывать духовную психологическую помощь другим преданным. Каждый, кто сталкивается с проблемами и конфликтами в своем общении, должен получить возможность посоветоваться с кем-то, кому он полностью доверяет и кто сохранит его проблемы в тайне от всех остальных. Мы можем признаться в чем-то только тому человеку, которому доверяем полностью. Если же нет такого человека, то проблемы только усугубляются. В ИСККОН это одна из наших проблем. В общинах люди чувствуют себя изолированными, оставленными наедине со своими проблемами. Я надеюсь, что своим семинаром смогу внести вклад в решение этой проблемы самоизоляции преданных раз и навсегда.
В: Как можно узнать людей, которые являются демонами в нашем движении?
О: В первую очередь нужно удостовериться в том, что вы сами не демон, а потом уже переходить к остальным. Однажды я спросил у Прабхупады, как нам самим не превратиться в демонов. Шрила Прабхупада сказал нам, что однажды в этом мире могут оказаться лицом к лицу две партии, демоны и преданные, и это будет что-то наподобие второй битвы на Курукшетре. Я подумал, что это будет в будущем, а сейчас не стоит беспокоиться. Он так же говорил, что преданные со временем смогут обрести большое политическое влияние, будут управлять странами, армиями и т.д. Прабхупада описывал это, и я немного испугался, и переспросил у него: "Вы имеете ввиду, что в одно прекрасное время в руках преданных будет огромное количество материальных сил? Как же в таких условиях мы сможем не превратиться в демонов сами? Ведь власть развращает". На что Шрила Прабхупада сказал: "Повторяйте 16 кругов в день и следуйте 4-м регулирующим принципам". Я спросил: "И этого достаточно?" "Да достаточно" – сказал Прабхупада. Такова защита, чтобы не превратиться в демонов.
Иногда в нашем движении появляются люди, которые могут обладать демоническими качествами. И если люди обладают качествами демонов, то можно заметить, что они не следуют этим регулирующим принципам и не повторяют 16 кругов мантры. Но во многих случаях Прабхупада говорил, что мы проповедуем ракшасам. Люди приходят с такими наклонностями в наше движение.
В: …
О: Я бы сказал, что далеко не все отклонения от нормы в умственном состоянии человека основаны на духовном кризисе. Но иногда сумасшедших людей называют более мягким термином – невростеник. В эту эпоху у многих людей умственные расстройства из-за загрязнения окружающей среды или каких-то других причин, имеющих физическое происхождение. Причиной таких расстройств так же могут быть травмы головного мозга, и число таких случаев постоянно увеличивается. Что же касается определения сумасшествия, то обычно это определение имеет социальный контекст, а не клинический. Если есть человек, которого никто другой в обществе не может понять, и чье поведение отличается некоторыми странностями, то все остальные считают, что он просто сумасшедший. В Америке первый преданный, который прогулялся по улице в дхоти с бритой головой, немедленно попал в психиатрическую лечебницу. Но человек в той же самой одежде на улицах Индии вызывает совсем другое отношение. Так что состояние человека оценивается обществом по-разному в зависимости от социального контекста, в котором он оказывается.
Одна из тех ранних листовок, основанных на лекциях Шрилы Прабхупады, которые мы раздавали на улицах, называлась "Кто сумасшедший?" И в этой лекции он в основном говорил, что любой, кто счастлив в материальном мире, просто сумасшедший, поскольку живет в иллюзии. Таких людей можно называть сумасшедшими с полным правом.
В определенном смысле, любого, кто не является преданным, можно считать сумасшедшим. Но иногда преданный действует странным образом. Он не может поддерживать нормальных отношений ни с кем, и мы склонны считать его сумасшедшим или страдающим умственным расстройством, но это зависит от конкретного случая.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что этот курс не предназначен для того, чтобы научиться помогать людям, страдающим от умственных расстройств и переживающих кризис. Этот курс посвящен нормальным условиям, нормальному давлению, которому мы подвергаемся, ведя духовную жизнь, и также тому, как выходить из этого испытания с честью.