Изучение опыта духовно-психологических кризисов религиозных лидеров.
В конце концов, его родственникам удалось убедить отпустить его из госпиталя, доказав, что он уже нормальный.
После этого Бойзон снова отправился в свое учебное заведение, в Гарвардский университет, где стал изучать психологию религии. Он был под большим впечатлением от работ Уильяма Джеймса, великого американского психолога и философа. Джеймс написал известную книгу, которая называется "Психология религиозного опыта". Хотя сам Джеймс происходил из научной среды, все же он рассматривал религиозный опыт, как серьезную категорию. Он уделял большое внимание этому роду переживаний в своих научных изысканиях, и считал, что их можно изучить научным образом.
Другой силой, оказавшей влияние на убеждения Бойзона, был еще один психолог – Джордж Герберт Мид, который работал в университете Чикаго. Он основал социальную психологию, или психологию общества.
Вооружившись этим знанием, Бойзон обратился к изучению жизни великих святых в свете своей новой гипотезы. Он обнаружил, что многие видные религиозные лидеры переживали подобного рода религиозно-психологический кризис, и часто это фиксировалось документально.
В нашей традиции, например, мы можем вспомнить пример Арджуны на Курукшетре, когда он увидел вселенскую форму Господа. Если бы мы наблюдали за этой картиной со стороны, то решили бы, что Арджуну следует поместить в психиатрическую лечебницу, потому что у него, должно быть, сильный нервный срыв. Мы бы решили так потому, что кроме него никто не видел вселенской формы. Но то, что мы ее не видели, еще не означало бы, что ее не существовало вообще. Так что, что-то подобное случается иногда с другими людьми.
Бойзон исследовал духовные кризисы видных фигур разных религиозных традиций, и пришел к выводу, что эти люди, в действительности, переживали перестройку своей личности. И когда эта перестройка увенчивалась успехом, то люди возвышались на более высокий религиозный уровень, и очень часто получали возможность убедить других людей следовать за ними, становясь таким образом великими религиозными проповедниками, пророками или святыми.
Опыт врачебной практики Бойзона в психиатрической лечебнице.
Затем Бойзона назначили капиланом в одной психиатрической лечебнице. Перед этим ему пришлось хорошо потрудиться, чтобы убедить людей в том, что его можно назначить на эту должность, так как в те времена люди думали, что если человек один раз сошел с ума, то это на всю жизнь.
В этой клинике он стал систематически изучать пациентов, которые, по его мнению, проходили через подобные испытания, через подобный психический срыв. Он использовал научный клинический метод. Бойзон изучил 173 истории болезни своих пациентов, и результаты этих исследований обобщил в своей книге. Он использовал диаграммы, таблицы, различные графики и гистограммы, для классификации результатов своего изучения.
Таким образом, пережив все это на собственном опыте, и в результате получив вдохновение изнутри, он решил систематически проверять на примере других людей, применяется ли его гипотеза также и к другим. И он обнаружил, что она применима ко всем остальным в той же степени.
Он описывал пациентов психиатрической больницы следующими словами: "Это живые документы человеческой истории". Бойзон описывал судьбы людей, как живые человеческие летописи, которые открывают происходящее на внутреннем суде, на внутреннем переосмыслении всей их жизни. И изучая эти документы, можно понять основную динамику развития религиозной жизни. Бойзон пришел к выводу, что на примере этих пациентов он изучал что-то, что применимо ко всем людям без исключения.
Изучение прихожан.
Затем он хотел выяснить, что же происходит с теми людьми, которые не переживают подобные кризисы, т.е. с людьми, которые живут обычной жизнью. Применим ли в полной мере механизм, который он открыл, и к ним.
Многие из его учеников были пасторами в церквях, и с помощью некоторых из них он смог изучить разных прихожан: которые совершали духовный прогресс, которые топтались на месте, и тех, кто деградировал. Бойзон пытался понять, применим ли открытый им закон ко всем, и к тем, кто добивался успеха, и к тем, кто терпел поражение.
В девятой главе своей книги он описывает священника в одном из приходов. Бойзон вместе со своим учеником изучил 503 прихожан. Они изучали каждого человека в отдельности, собирая данные с научной точностью. В результате, он еще больше подтвердил свою гипотезу.