Понедельник, 12 мая 1975 года
Хотя дом в Маримба-Кресчент не был в полном смысле этого слова храмом, преданные, жившие там вместе с Прабхупадой, постарались организовать там некое подобие утренней программы. Каждое утро в 4:30 они проводили скромную церемонию мангала-арати и пели как можно тише восемь молитв духовному учителю. Шрутакирти беспокоился, не мешает ли это Шриле Прабхупаде, который в это время занимался переводом в соседней комнате, и спросил его об этом. Шрила Прабхупада предложил им повторять в это время дажпу.
— Читать джапу и петь киртану — это одно и то же, — сказал Прабхупада. — Главное повторять Имя Кришны и помнить о Нем.
* * *
По дороге в Гайд-Парк Шрила Прабхупада говорил о Ведической космологии.
— Люди до луны не долетели, — сказал он.
Прабхупада привел точные данные о размерах вселенной.
— Ее диаметр — панчашат-коти йоджана. Одна йоджана равна восьми милям, а коти — это десять миллионов. А панчашата — это пятьдесят, умножить на десять миллионов и на восемь. Получается 4 000 000 000 миль[39].
Беседа продолжалась в парке.
— Луна находится очень далеко, очень далеко. Их вывод ошибочен. Они попали вовсе не на ту планету, — сказал Прабхупада. — Они блефуют. Я снова и снова повторяю, что они не добрались до луны. Все это блеф.
* * *
Прошла неделя, как Прабхупада находился в Перте. Он регулярно диктовал свои переводы, а Парамахамса перепечатывал их на машинке. Он выходил из своей комнаты только чтобы принять омовение, почтить прасадам, сходить с Прабхупадой на утреннюю прогулку, задать ему несколько вопросов, касающихся диктовки или организовать отправку расшифрованных записей в Лос-Анджелес.
Сегодня Парамахамса вручил преданным запись, которую Шрила Прабхупада велел переслать в Мельбурн. Парамахамса рассказал, что во Вриндаване на церемонии открытия храма Кришны и Баларамы, молитвы пуруша-сукта из Риг-веды читал приглашенный Прабхупадой брахман. В Мельбурне собирались установить новые, большие Божества Гаура-Нитай, и Шрила Прабхупада подумывал пригласить этого брахмана в Мельбурн, чтобы он пел эти молитвы во время церемонии установления.
Но недавно Шрила Прабхупада передумал. Он решил, что записи будет вполне достаточно. Кассету с записью молитв и напечатанный текст следовало переслать в Мельбурн, чтобы преданные могли выучить их к предстоящей церемонии. Запись выслали, но прежде сняли с нее копию. Преданные в Перте тоже изо всех сил постарались выучить эти молитвы, однако им это показалось довольно трудным делом.
* * *
Прабхупада не раз давал понять, что Шрутакирти — один из лучших, если не лучший из всех его слуг. Будучи брахмачари, Шрутакирти сопровождал Прабхупаду во многих поездках, в том числе, в Сидней, Мельбурн и Окленд в 1973 году. Не так давно Шрутакирти женился и не путешествовал больше, и вот теперь с трепетом узнал, что ему предстоит снова сопровождать Шрилу Прабхупаду в качестве личного слуги.
Хороший слуга, говорил Шрила Прабхупада, понимает своего господина с полуслова. Шрутакирти же научился почти мистическому искусству молчаливого общения с Прабхупадой — это было умение, которым стремились овладеть все личные слуги Прабхупады. Шрутакирти достиг такого совершенства, что мог по особому взгляду Прабхупады или движению его головы догадаться, что надо включить вентилятор, по взгляду в сторону окна — что пора раздвинуть занавеси. Он почти никогда не заговаривал с Прабхупадой первым, и вступал в разговор только тогда, когда Прабхупада сам обращался к нему. Он постоянно был занят какими-то делами, которых, как он знал, ждет от него Прабхупада.
Каждое утро он готовил для Шрилы Прабхупады аюрведическое лекарство — брал красноватую пилюлю «йогендра-расы», толок ее в овальной ступке вместе с большим зерном кардамона и добавлял чуть-чуть меда.
Недавно пришла посылка из Германии. Хамсадута прислал Шриле Прабхупаде новую пару матерчатых туфель. Сегодня утром Шрутакирти получил особое удовольствие: когда Прабхупада надевал новые туфли, Шрутакирти ухитрился вовремя вставить рожок для обуви в каждый из них, не задержав Прабхупаду ни на секунду. Эта игра доставила Шрутакирти неизъяснимую радость.
Вечером, когда Шрутакирти сидел на кровати, массируя ноги Прабхупады и попутно отгоняя комаров, Шрила Прабхупада, обычно молчаливый в это время, вдруг заговорил с ним.
— У меня был один слуга… — Прабхупада помолчал и тихо засмеялся. — Он не смог согласиться со мной, когда я сказал, что люди не долетели до луны. И ушел.
Тут Прабхупада очень серьезно посмотрел на Шрутакирти и добавил:
— Но ты ведь не уйдешь от меня, не так ли?
Шрутакирти уверил Шрилу Прабхупаду, что ему совсем не трудно согласиться с его утверждением о так называемой высадке на луне, и что он не покинет его. Шрутакирти очень тронуло, что Прабхупада так заботится о его благосостоянии, и он снова ощутил прилив благодарности за то, что он — личный слуга Прабхупады.
Вторник, 13 мая 175 года
Во время прогулки по Городскому Пляжу Шрила Прабхупада прямо и открыто говорил о том, как прирост демонического населения неотвратимо ухудшает положение в мире. Одно из самых заметных проявлений развития материализма — это нарастание болезненной склонности к сексу.
— Они привязаны именно к незаконному сексу. Поэтому когда мы говорим: «Вы не должны вступать в незаконные половые отношения», — это звучит революционно. Они стремятся выжать из секса все возможное — однополый секс, такой секс, этакий секс, танцуют голышом — все вокруг секса. А мы говорим: «Прекратите это!» Им это не нравится, потому что они асуры.
— Так называемые свами занимаются так называемой практикой йоги. Но сами они — жертвы секса. И все это продолжается. Это блеф, и мы всегда будем выступать против.
— Мир полон асуров, потомков Хираньякашипу, вот в чем беда. В чем проблема? В том, что так называемые свами, священники, Папы — все занимаются незаконным сексом. Они разрешают: «Можете заниматься сексом со своим полом». Они заключают браки между мужчинами. На глазах у всего прихода они заключают брак между двумя мужчинами.
— Ну что за люди! А ведь это священники. Вы только посмотрите. Это же совершенно падшие люди. Они пьют — у них даже есть больница в Америке для лечения пьянства — пять тысяч пациентов, и все пьяницы, и все — священники. Грош цена такому священству.
Из-за деградации священства, продолжал Шрила Прабхупада, люди остаются прозябать в невежестве. Один христианский проповедник выступал с проповедью на шахте в Шеффилде. Он рассказывал, чт’о ожидает тех, кто не поклоняется Иисусу Христу. «Если вы не будете поклоняться ему, — сказал проповедник, — вы пойдете в ад». Один шахтер спросил: «А что такое ад?» Священник начал описывать ад, красочно, как только мог: «Это ужасное место. Там темно, жарко, тяжело дышать…»
Шахтеров, однако, это описание не устрашило. Поскольку они каждый день работали в условиях, очень напоминавших описанные священником, они не приняли его проповеди всерьез.
— Люди погружены в глубокий мрак, — закончил свой рассказ Прабхупада. — Они не знают ни что такое ад, ни что такое рай, ни кто такой Бог, ни что такое их жалкая жизнь. Они понятия не имеют обо всем этом. Они привыкли.
Через несколько шагов Прабхупада снова остановился, чтобы рассказать другую историю по этому же поводу. Преданные сгрудились вокруг него. Его притчи делали духовную жизнь понятной и живой, и они хотели снова и снова слушать их.
— Один человек сказал: «Ты пьешь, и потому отправишься в ад». Он объяснил, что такое ад — «это место страдания». «Но ведь мой отец тоже пьет», — возразил пьяница. «Значит, и он тоже пойдет в ад», — сказал человек. «И моя мать пьет» — «И она будет в аду». И так вся семья. «Что тогда плохого в этом аду? Вся семья там, мама, братья, все там… Что ж там страшного?» Люди думают, что страдать легче, если страдаешь вместе с друзьями. Они привыкли к страданиям. Они говорят, что не понимают, что такое страдание, особенно, если могут страдать вместе с друзьями. Если их друзья там — это рай для них.
* * *
Среди австралийских преданных неожиданно выявились разногласия по поводу чтения книг предшествующих духовных учителей. Бхактисиддханта Сарасвати, духовный учитель Шрилы Прабхупады оставил много книг, и его отец Шрила Бхактивинода Тхакур, немало писал на английском.
Довольно много преданных, живших вне храма, взяли себе в привычку читать эти книги, и некоторым преданным, жившим в храме, это дало повод говорить, что они «в майе». Этот запутанный вопрос стал предметом жарких дебатов: надо ли преданным читать какие-нибудь книги кроме прабхупадовских, и если да, то при каких условиях?
В книгах Прабхупады нашлись тексты, из которых явствовало, что преданным нет необходимости читать что-либо помимо книг Прабхупады. В «Нектаре преданности», например, в главе «Обоснование принципов преданного служения»[40] Прабхупада ясно говорит: «По сути дела вполне достаточно внимательно прочитать Бхагавадгиту, Шримад-Бхагаватам, «Учение Шри Чайтаньи» и эту книгу — «Нектар преданности», чтобы узнать все необходимое для постижения науки сознания Кришны. Незачем утруждать себя чтением других книг».
Но что подразумевалось под «другими книгами» было неясно. Чтобы прояснить дело, Амогха под конец прогулки по Городскому Пляжу задал вопрос.
Амогха: Шрила Прабхупада, я, помню, слышал одну вашу запись, где вы говорите, что не надо читать книги предшествующих ачарий.
Прабхупада: А?
Амогха: Чтобы мы не читали книг Бхактивиноды и его предшественников.
Прабхупада: Я никогда такого не говорил.
Амогха: Да? А я думал, вы считаете, что мы не должны читать книги предшествующих ачарий.
Прабхупада: Нет, вы именно должны их читать.
Амогха: Должны?
Прабхупада: Ты понял меня неправильно.
Парамахамса: Я думаю, он имеет в виду, что там может быть что-то о книгах Гаудия-Матха.
Прабхупада: Может быть.
Парамахамса: И вы иногда говорите, что лучше их не читать. Лучше читать ваши книги.
Амогха: Когда преданные в этом году ездили в Индию, они сказали, что Ачьютананда Свами ругал их: «Если я еще раз кого-нибудь из вас поймаю за покупкой книг Бхактисиддханты матховского издания, я отберу их у вас». Что-то вроде этого.
Парамахамса: Да, причина в том, что он не хочет, чтобы преданные вообще подходили к Гаудия-Матху. Но в самом изучении книг ачарий нет ничего плохого.
Прабхупада: Нет, конечно. Кто мог такое сказать? Я никогда такого не говорил. Наоборот: мы следуем по стопам предшествующих ачарий.
Парамахамса: Все ваши комментарии основаны на комментариях предшествующих ачарий.
Прабхупада: Да.
Джаядхарма: Но это же не значит, что мы должны накупить книг предшествующих ачарий и читать только их.
Прабхупада: Это уже происходит. Сначала усвойте все, что у вас уже есть. Вы копите горы книг и не читаете их — какая в этом польза?
Джаядхарма: Перво-наперво мы должны прочитать все ваши книги.
Прабхупада: Да.
Фраза Прабхупады «это уже происходит» прозвучала очень многозначительно. Было ясно, что учение предшествующих ачарий содержится во всей полноте в книгах Шрилы Прабхупады. Тщательнейшим, искуснейшим образом он выделил из книг предшествующих гуру самую суть и вложил ее в свой «комментарий Бхактиведанты». Шрила Прабхупада дал своим последователям — и продолжал давать — огромное множество книг, вполне достаточное, чтобы понять философию Сознания Кришны во всех деталях. И Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики изучили все его книги.
И все же он сказал, что его ученики обязаны читать книги предшествующих духовных учителей. Вывод ясен: тщательно изучив книги Шрилы Прабхупады, его ученики могут потом, если в этом будет необходимость, изучать великие труды ачарий прошлого.
* * *
В Перте у Шрутакирти вошло в привычку готовить на обед для Шрилы Прабхупады довольно большое количество прасада. Это стало частью дневного распорядка: пока Амогха бегал по городу в поисках собеседника для Шрилы Прабхупады, а Ганеша ходил на санкиртану, Шрутакирти, Джаядхарма и Парамахамса оставались дома и съедали остатки обеда Шрилы Прабхупады — в огромном количестве. Обильно сдабривая пищу великолепным австралийским йогуртом, они постоянно переедали и, конечно, после еды их клонило в сон.
Сегодня, после особенно роскошной пирушки, все трое проспали беспробудным сном несколько часов. Послеобеденное время уже подходило к концу, когда Шрила Прабхупада, направляясь в ванную, заглянул мимоходом в комнату брахмачари, и увидел троих преданных, спавших крепким сном. Сердитым голосом он окликнул Шрутакирти и велел немедленно зайти к нему.
Шрутакирти, который лишь иногда позволял себе немного передохнуть в течение дня, обнаружил, что сейчас его покрыло особенно густое и плотное облако невежества. С трудом разлепив веки, он вошел в комнату Прабхупады и поклонился. Прабхупада сидел за столом. Лицо его было серьезно и печально. Он принялся строго отчитывать ученика:
— Что тут происходит? Вы стали хуже карми. Те хоть не спят днем, а трудятся изо всех сил. А преданные… — Шрила Прабхупада с отвращением покачал головой. — Преданные спят.
Гнев Прабхупады сменился тревогой.
— Позови остальных, — сказал он и жестом отослал слугу.
Шрутакирти позвал остальных, и втроем они пришли в комнату Прабхупады. Прабхупада смотрел по-прежнему строго. Он повторил — уже троим красноглазым, заспанным ребятам — то, что перед тем говорил Шрутакирти, добавив, что они хуже карми.
— Те трудятся изо всех сил ради секса и семьи, а нам Кришна дал немного денег, так теперь чтó — Кришна пусть дает, а мы будем тратить, есть и спать?
Прабхупада отчитывал учеников еще несколько минут, а затем велел одному из них принести книгу и начать читать. Преданные начали читать вслух и почувствовали, как их невежество рассеивается. Было такое чувство, как будто приподнимается тяжелый занавес. Прабхупада, врач из-за пределов этого мира, вновь применил свое лекарство от невежества — слушание и воспевание славы Господа Шри Кришны. День завершился на приятной ноте, а вечером состоялся вдохновляющий обмен вопросами и ответами между Шрилой Прабхупадой и пришедшим к нему в назначенное время гостем — молодым индийцем.
Этот молодой человек выглядел как хиппи. Он сказал Шриле Прабхупаде, что собирается переехать в Сидней, но не может найти работу, чтобы заработать денег на дорогу. Он спросил Прабхупаду, как ему стать чистым преданным. Шрила Прабхупада ответил:
— Ты можешь жить с нами.
Среда, 14 мая 1975
Парамахамса Свами: Утром, в 4:30 Шрила Прабхупада позвал меня к себе и час говорил со мной о том, что астрономические расчеты, касающиеся вселенной, неверны. Он сказал: «Вы говорите, что я неправ; я говорю, что вы неправы, но где критерий? Ваши взгляды меняются, а мои — нет, следовательно, вы неправы. Все точные расчеты приведены в Шримад-Бхагаватам».
Прабхупада знал, что современные ученые не доверяют приведенному в Шримад-Бхагаватам описанию Джамбудвипы, которая расположена в центре концентрических островов и океанов, как не могли они принять и указанной в Ведах высоты гор. Шрила Прабхупада, однако, не преминул предупредить своих учеников о том, чтобы они не шли на поводу у своих западных предрассудков, а старались бы понять вселенную такой, как она описана в Шримад-Бхагаватам, хотя это описание никоим образом не укладывается в представления мирской науки. У учеников возникал неизбежный вопрос: «Как мы объясним все это ученым?»
Шрила Прабхупада с непоколебимой твердостью ответил им на это, что они не обязаны удовлетворять ученых. Они должны просто описывать устройство мира в соответствии с шастрами. Если ученые смогут понять —хорошо, если нет — преданные вовсе не обязаны удовлетворять так называемых ученых. Как часто говорил Шрила Прабхупада: «Мы даем истину — попытайтесь понять ее».
* * *
На прогулке в Кингс-Парке Шрила Прабхупада заговорил о безработном индийце, который приходил к нему вчера вечером.
— Этот человек не имеет работы. Как вы думаете, если мы предложим ему пахать землю, он согласится?
Парамахамса сказал, что, наверное, нет. Прабхупада засмеялся.
— Вот и смотри сам: работа разная бывает. Это и есть чатур-варньям майя сриштам. Он шудра. Он не хочет сам производить себе пищу. Он будет доволен, если вы дадите ему зарплату. При этом условии он готов будет и пахать. Но только если вы дадите ему зарплату.
Джаядхарма сообщил последнюю новость:
— Шрила Прабхупада, вчера мы получили известие, что один человек хочет продать нам свою ферму в северной части Нового Южного Уэльса. Это огромная ферма в Южном тропике. Может быть, это было бы неплохое место, чтобы занять таких людей, как этот индиец, который приходил вчера?
— Да, наша следующая программа — это организация ферм, — начал описывать Прабхупада сельский проект. — Пусть приходят все. Мы дадим им бесплатную пищу и работу: «Давай, берись за дело!» Это не для тех, кто хочет работать в городе клерком. Возьми и вырасти себе еду. Я дам тебе все необходимое для этого. Я дам тебе землю. Работай пять-шесть часов в день, получай пищу и пой «харе-кришна».
Джаядхарма выразил сомнение в том, что каждый, кто придет на ферму, примет соблюдение регулирующих принципов как нечто само собой разумеющееся. Ответ Прабхупады был совершенно однозначен:
— Только так, иначе ему на ферме не место. Наша главная задача — сделать его сознающим Кришну.
* * *
Амогхе, наконец, удалось найти хорошего гостя. Это был Джастин Мерфи — холеный молодой человек в костюме и при галстуке, с блестящими способностями и живым умом. Географ по образованию, Джастин был научным сотрудником Государственного Института Научных и Промышленных Исследований (ГИНПИ).
Джастин начал беседу с того, что описал Шриле Прабхупаде некоторые цели своего Интитута: защищать и оберегать уникальную флору и фауну Австралии; развивать сельскохозяйственное производство и лесное хозяйство и предоставлять людям лучшие возможности, улучшать жизнь. Впрочем, он откровенно признал, что современный человек создал множество проблем, некоторые из которых практически неразрешимы.
— Мы до некоторой степени стали рабами цивилизации двадцатого века. Наши предшественники, аборигены, на самом деле преуспели в поддержании и сохранении центрально-австралийского ландшафта куда больше, чем какие-либо другие обитатели Австралии со времени европейской колонизации. Тысячи лет они жили почти в совершенной гармонии с природой. За сто с небольшим лет европеец нанес невосполнимый урон не только растительности, но и самой почве засушливой Австралии.
Этот урон невосполним, потому что экология центральной Австралии настолько уязвима, что как только в этом засушливом районе появились наши парнокопытные, наши овцы, наш крупный рогатый скот, они очень быстро съели, вытоптали, словом, уничтожили всякую растительность. Это, в свою очередь, истощило почву, потому что плодородный слой там очень тонок. Почва бедна органикой, она выветривается. Фактически, там остались голые камни, а на камнях, понятное дело, ничего не растет.
В Перте, со времени образования там европейских поселений, мы систематически вырубали деревья, сводили леса, пахали землю, и в конце концов изменили естественный порядок вещей. Кролики, которых ввезли сюда европейцы, вызвали экологическую катастрофу. Ну, и конечно, Австралия, столь богатая разными природными ресурсами, очень бедна питьевой водой. Хотя вода — это основа жизни, мы основательно потрудились, чтобы ее испортить, и немало преуспели в этом! Вода становится все более и более соленой. Так вот, наш Институт пытается исследовать экологию и найти здоровое равновесие между выгодой человека и благом окружающей среды.
Интеллигентные манеры Джастина побудили Шрилу Прабхупаду представить ему ведическое решение экологических проблем. Прабхупада выбрал текст из Бхагавадгиты и велел Амогхе прочитать его вслух.
— «Тела всех существ кормятся злаками, которые растут благодаря дождям. Дожди выпадают, когда люди совершают ягью, а ягья рождается из выполнения предписанных Ведами обязанностей».
Амогха прочитал и комментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху, проливавший свет на проблему, поднятую Джастисом.
— «Основой любой пищи является зерно и другие растительные продукты. Человек питается злаками, овощами, фруктами и т.п., а домашний скот ест отходы переработки злаков, а также траву, кормовые овощи и другие растения. Люди, употребляющие в пищу мясо, тоже зависят от производства растительной пищи, которая служит кормом для скота. Поэтому в конечном счете все мы зависим от того, что родит земля, а не от продукции фабрик и заводов.
Урожай зависит от количества выпадающих дождей. Дождями повелевают такие полубоги, как Индра, бог Солнца и бог Луны, которые являются слугами Верховного Господа. Чтобы удовлетворить Господа, необходимо совершать жертвоприношения, ягьи, иначе мы всегда будем жить в нужде — таков закон природы. Поэтому, чтобы спасти себя, по крайней мере, от голода, мы должны совершать жертвоприношения, и прежде всего санкиртана-ягью, предписанную шастрами для нынешнего века».
Джастин внимательно слушал.
— Мы все должны совершать ягью? — спросил он.
— Да, — ответил Прабхупада. — Но это не так уж трудно. Мы можем собраться со своей семьей, со своей общиной или в своей конторе, или на производстве, мы можем сесть вместе и прославить Господа. Разве это трудно?
Джастин: Послушать вас — действительно все просто.
Прабхупада: Тогда почему вы это не принимаете?
Джастин: Ну, я-то, допустим, смог бы… Но…
Прабхупада: Нет, нет. Я не говорю о вас лично.
Джастин: Конечно. Но представьте себе человека, или людей, тысячи человек, со своими тракторами и бульдозерами, прорубающимися сквозь девственные леса — в Австралии полно людей, у которых просто не окажется времени. Они слишком заняты зарабатыванием денег.
Прабхупада: А что делать с этими деньгами? Если нет зерна, вы станете есть деньги?
Джастин (смеясь): Конечно нет.
— Итак, — продолжал Прабхупада, — перво-наперво вам нужна вода в достаточном количестве. Вода должна литься из облаков сама, а не так, что ее нужно сначала накачать из моря, а потом уж использовать.
— Конечно, мы не сможем накачать достаточно воды, — согласился Джастин. — Это невозможно.
— Да. Поэтому вам необходима чистая вода. И как раз такую воду вам подает машина Господа, а не ваши машины.
— Разумеется, — подтвердил Джастин. — Я не возьму на себя смелость утверждать обратное.
— Так вот, эта проблема решается, если вы совершаете жертвоприношение. Об этом говорит стих: аннад бхаванти бхутани — очень простая формула. Если мы будем следовать этой формуле, у нас всегда будет вдоволь воды. Ягья предназначена для удовлетворения Всевышнего. Ягьях карма-самбудбхавах. Карма — это ваша деятельность. Вы географ, а я — проповедник, он — земледелец, а тот — рабочий, а еще кто-то водитель. Хорошо. Но если мы сядем вместе и прославим Господа, то какой от этого будет убыток вам или мне или ему? Ягья — это когда мы садимся вместе и поем Святое имя Господа. Что тут трудного?
— Думаю, что это совсем не трудно для большинства людей, — сказал Джастин.
— На самом деле это просто, — сказал Прабхупада. — Даже ребенок может принять участие в такой ягье. Женщина, мужчина, образованный, необразованный, богач, бедняк, рабочий — все могут сесть вместе и петь харе-кришна-мантру.
— А что делать с соседями?
— Они могут образовать свои отдельные группы. У вас будет одна группа, у них — другая. Возьмем, к примеру, сто джентльменов, живущих по соседству. Мы можем собраться вместе. Если у кого-то мало времени, он может собраться со своей семьей и попеть «Харе-Кришна» хоть полчаса. Что тут трудного?
Джастину идея понравилась, но не показалась достаточно практичной.
— Ничего трудного. Но ведь этого не происходит, не так ли?
— Мы должны ввести это в практику, — объяснил Прабхупада, — в этом и состоит смысл нашего движения. Людей надо научить.
— Но ведь учатся люди разным, зачастую противоречивым, вещам, не так ли? Конфликты неизбежны.
— Может быть, — сказал Прабхупада. — Но если какая-то вещь приносит благо, почему бы не попробовать?
Джастин все еще не мог представить себе, как все это будет работать.
— Прекрасная мысль, чудесная мысль, и звучит довольно просто. А что делать англиканам и католикам?
— Это не играет роли. Любая религиозная система… Религиозная система — это связь с Богом. Мы просим: «Повторяйте Святое имя Бога».
— Чьего угодно Бога?
— Чьего угодно Бога. Бог один. Богов не может быть два. Я могу называть его «Кришна», вы можете называть его «Иегова», мусульмане могут называть его «Аллах», а другие как-нибудь еще, но цель одна — это Бог.
Джастин недоумевал, как совместное пение может решить проблемы индустриализации, такие как перенаселение, хищническая эксплуатация природных ресурсов и сосредоточение сверхприбылей в руках межнациональных корпораций.
Ответ Прабхупады был прост. Если люди будут удовлетворены достаточным количеством воды и пищевого зерна, в современной индустрии не будет нужды. Джастин внимательно слушал. Прабхупада рассказал, что большинство людей следуют путем «правритти-марга» — путем увеличения чувственного наслаждения. Такая жизнь, указал Прабхупада, ничем не лучше жизни кошек и собак.
— Если вы ведете жизнь собаки, то в следующей жизни… Вы верите в следующую жизнь? — спросил Прабхупада.
Джастин сказал, что нет. Прабхупада в нескольких словах обрисовал науку о реинкарнации.
— Где ваше детское тело?
— Вот оно, — доверчиво сказал Джастин. — Оно выросло.
— Нет. Нет, оно стало другим. Попробуйте понять. Вашего детского тела больше нет.
— Но ведь это те же самые кости, та же самая кожа.
— Вы тот же самый человек, это так. Вы понимаете, что это вы были ребенком, прыгали-скакали, вы помните свое детское тело, но самого этого тела уже нет.
— Я не могу с этим согласиться.
— Почему? — спросил Прабхупада. — Представьте себе. Что кто-то видел вас ребенком, а потом много лет не встречался с вами. И вот теперь он вдруг приехал. Он говорит: «Ты ли это?» Он будет удивлен, потому что видел вас давно, в теле ребенка. И это тело сменилось.
Джастин не соглашался.
— Функции у него другие, но сердце то же самое, сосуды те же.
— Нет, нет и нет. Тело другое. Оно неуловимо изменилось. Поэтому мы и думаем, что оно растет. Но оно меняется. Оно неуловимо меняется.
Прабхупада привел аналогию.
— Это похоже на киноленту. Картинка меняется, и поскольку она меняется так быстро, неуловимо, вы видите, как двигается человек. На самом деле двигаются только сотни и тысячи картинок. Так вот, ваше тело меняется каждое мгновение. Это научный медицинский факт.
Сжатое и последовательное объяснение Прабхупады начало доходить, наконец, до Дэжастина:
— Точно. Да. Каждое мгновение.
Теперь Прабхупада привел свой пример к логическому выводу.
— Итак, вы меняете тело. Это факт. И вы помните, что у вас было такое-то тело. Следовательно, вы отличаетесь от тела. В этом состоит знание. «Я не тело. Я отличен от тела. Я меняю тела. Следовательно, на смену этому моему телу придет новое тело».
Прабхупада попросил Амогху прочитать соответствующий текст из Бхагавадгиты.
— «Подобно тому, как обусловленная душа постепенно переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, точно также после смерти душа переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не может ввести в заблуждение».
Прабхупада кивнул.
— Простая истина. Но у людей нет образования. Это порок современной цивилизации. Ведь это факт, что ежесекундно вы принимаете новое тело. И после смерти вы примете новое тело. Теперь, мы должны подумать: «Какое тело я получу в следующий раз?» Так думает разумный, цивилизованный человек.
Последнее замечание Прабхупады затронуло какую-то чувствительную струнку в сердце Джастина.
— Вы думаете, когда я достигну такого осознания, это позволит мне развивать свой ум, продолжать учиться, мыслить, приобретать знания большие, нежели те, что я приобрел бы при обычных условиях за те шестьдесят-пять–семьдесят лет, которые мне дано прожить в том, что я считаю своим телом?
— Да, — подтвердил Прабхупада. — Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы приобретать знание — истинное знание.
— Но многие люди с этим не согласились бы.
— По крайней мере, есть класс людей, которые должны быть в высшей степени осведомлены и очень хорошо осознавать вещи такими как они есть. Эти люди называются брахманами, людьми первого класса. Их может быть и немного, это ничего страшного. Класс идеальных людей. Люди могут учиться у них правильному поведению, получать знания, перенимать их черты характера.
Идея первоклассного человека вызвала неподдельный интерес Джастина.
— Где есть такие люди? — спросил он.
Прабхупада объяснил, что для подготовки таких людей нужна специальная система образования. Джастин пошутил, что в университетах такой системы уж точно не сыщешь.
— В таком случае, они просто сеют хаос. Там нет людей первого класса — только третий-четвертый.
Джастин спросил, какие качества присущи людям первого класса. Амогха прочитал стих 42 из Восемнадцатой главы Бхагавадгиты.
— «Умиротворенность, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы качества, присущие брахманам и определяющие их долг».
Прабхупада: Вот что такое люди первого класса.
Джастин: А кто определяет, принадлежит человек к первому классу, или нет?
Прабхупада: Научить можно любого. Например, эти юноши. Они принадлежали к четвертому классу, к пятому, а сейчас они учатся быть первоклассными людьми. Так же, как можно выучиться на географа или инженера.
Джастин обратился к Амогхе:
— Вы думаете, у вас получится?
Амогха: У меня уже получается.
Прабхупада: Они молодые люди. Им всем меньше тридцати лет.
Джастин: И вы все ставите перед собой цель стать первоклассными людьми?
Джаядхарма: Да.
Джастин: Для вас важно, сколько времени это может занять? Сможете ли вы стать первоклассными людьми достаточно скоро, например, за пять лет?
Прабхупада: Да, конечно. Хватит и одного года.
Джастин: Правда? Желаю успеха. Что ж, спасибо. Надеюсь, я не нанесу вам оскорбления, если взгляну на часы. Боюсь, я принадлежу к числу себялюбцев. Желаю вам всяческого блага. Может быть, и сам я обдумаю то, что услышал сегодня. Было очень интересно поговорить с вами.
Прабхупада: Да, необходимо создать особый класс людей, первоклассных людей, идеальных. А если вы способны создавать только людей четвертого сорта, то мира вам не видать. Это невозможно.
Джастин: Благодарю вас.
Прабхупада: Харе Кришна.
Джастин: Я счастлив, что мне довелось побеседовать с вами. Благодарю вас и желаю вам удачи в Мельбурне.
Шрутакирти: Вот сладости, которые мы готовим из молока.
Джастин: Благодарю вас. Спокойной ночи.
Прабхупада: Харе Кришна. Джая.
Амогха вручил Джастину пару экземпляров журнала «Назад к Богу» и проводил его до автомобиля. По дороге Джастин сказал, что аргументы Прабхупады заставляют задуматься и убеждают, особенно те его высказывания, которые касаются взаимоотношений между проблемами современного мира и телесной концепцией жизни.
Уже уезжая, он обернулся к Амогхе и улыбаясь сказал:
— Мне пора в свою жизнь четвертого класса.
Амогха рассказал это Шриле Прабхупаде, и Шрила Прабхупада был очень доволен:
— Значит, он понял, — сказал он. — Он лучше многих священников.
* * *
Позже приходили сестра и мать Ганеши, и Прабхупада очень ласково поговорил с ними. Мать Ганеши беспокоилась, что сознание Кришны противоречит ее верованиям, и спросила Прабхупаду:
— Как вы относитесь к религии евреев?
Шрила Прабхупада заверил ее, что любая религия, позволяющая познать Бога, хороша. Она повторила свой вопрос, и он снова успокоил ее. Затем, когда она немного расслабилась, он смиренно спросил ее:
— Вы знаете Бога? Вы можете рассказать мне о Нем?
Она сказала, что не может, и, смутившись, замолчала. Шрила Прабхупада знал Бога и поделился своим пониманием, процитировав откровения Господа Брахмы из «Брахма-самхиты».
Он Изначальная Личность, Исток всего, Старейший, от которого все мы родились, и все же Он всегда молод. Господь блещет вечной юностью. Он богаче и привлекательнее всех. Он пребывает за пределами нашего чувственного восприятия, но мы можем увидеть его в процессе преданного служения.
В конце теплой беседы Прабхупада вдохновляющее заговорил с Ганешей:
— Постарайся привести твоих мать и сестру к сознанию Кришны. Это твоя обязанность, и Кришна поможет тебе. Поскольку они связаны с тобой, это твоя семья, Кришна поможет им. Кришна позаботится о твоей семье, обязательно, так же, как правительство заботится о семьях воюющих солдат. Это особая милость. Если солдат погибает в бою, правительство назначает его семье пенсию.
Прабхупада снова обратился к матери Ганеши:
— Вам очень повезло, поскольку Ваш сын сражается с майей. Постарайтесь извлечь из этого благо. Прочитайте книги и попытайтесь осознать Кришну. Ваш сын уже делает это, поэтому примите его наставления. Воспользуйтесь этой возможностью — не упускайте свой шанс.
Приняв прасад из рук Прабхупады, они ушли.
Ганеша: Я был счастлив, что мои мать и сестра послушались моего совета и встретились со Шрилой Прабхупадой. Я нисколько не сомневался в том, что просто получив его даршану, они приняли благословение,, и что общение с ним заложило в них семена будущего преданного служения.
Среда, 15 мая 1975 года
Преданные устроили для Шрилы Прабхупады два звонка. Один звонок, электрический, был проведен в комнату Шрутакирти. А в маленький бронзовый колокольчик, стоявший на столе, Шрила Прабхупада звонил, когда хотел позвать Парамахамсу Свами.
Ганеша: Было часа 4 утра, я только что омылся под насосом в саду. Шрутакирти и другие ребята плескались и ныряли в бассейне. Дверь комнаты Прабхупады была открыта, и мое пение в зале, примыкавшем к ней, хотя и очень негромкое, отвлекало Прабхупаду от работы. Я услышал звук электрического звонка и подумал: «О, это звонок для слуги. Где Шрутакирти?»
В тревоге я выглянул из окна и увидел, что Шрутакирти плавает на спине в бассейне. «Лучше бы он пришел поскорее сюда, а то ведь Прабхупада его требует», — подумал я. Снова послышался звук электрического звонка. Я снова выглянул и увидел, что Шрутакирти плывет теперь вольным стилем. «Если он не придет прямо сейчас, Прабхупада рассердится». Снова послышался звонок, на сей раз более продолжительный и настойчивый.
Смутившись, я влетел в комнату Прабхупады и поклонился. «Прабхупада, Шрутакирти омывается, — выпалил я, — и…» «Очень хорошо», — буквально закричал Прабхупада. И добавил уже спокойным тоном: «Любой, кто слышит мой звонок, должен прийти! Пожалуйста, закрой дверь».
Я вышел из комнаты, усвоив два урока: Шриле Прабхупаде требуется как можно более спокойная обстановка, чтобы писать. Наше пение служит для нашей пользы, а книги Прабхупады служат для пользы всего человечества — на грядущие тысячи лет. Кроме того, я понял, что я тоже, а не только Шрутакирти, слуга Шрилы Прабхупады.
* * *
Во время своей утренней прогулки по Городскому Пляжу, Прабхупада говорил главным образом, о пороках современной цивилизации. Парамахамса рассказывал, что он недавно прочитал газетную статью, в которой говорилось, что в городе Нью-Йорке власти расписались в собственном бессилии и практически прекратили бороться с шумом, загрязнением окружающей среды и преступностью.
— Поскольку власти состоят из людей четвертого класса, — обратил внимание Прабхупада, — эта цивилизация погибнет. У них нет ни социальной структуры, ни духовного понимания, ни доброго нрава.
Мимо проехал муниципальный автобус с одним-двум пассажирами в салоне. Прабхупада и раньше видел такие пуст