Вторник, 20 февраля 1973 года
В течение своего путешествия 1973 года Шрила Прабхупада продолжал работать над переводом и комментариями к Четвертой Песни Шримад-Бхагаватам. Несмотря на свой преклонный возраст, долгие часы изматывающих путешествий, постоянную убийственную смену часовых поясов, скучные остановки в неудобных аэропортах и агрессивность таможенников, Прабхупада, демонстрируя несгибаемую волю, поддерживал свое литературное расписание в неизменности, куда бы он ни приезжал. Окленд не был исключением. Его писательские принадлежности — диктофон и книги — были распакованы и расположились на его низком столике. Он был готов писать. Шрила Прабхупада не отступал от заведенного распорядка нигде. Как он однажды сам сказал:
— Мой дом нигде. Мой дом у лотосов стоп Кришны.
Рано утром, примерно в час, Прабхупада поднялся с постели и включил свет. У Прабхупады не было будильника и никто его не будил. Он вставал сам. В доме было темно и холодно. Завернувшись в чаддар он тихо сидел за столом. Весь храм был погружен во тьму. Светилась только настольная лампа Прабхупады. Надев очки для чтения, Прабхупада открыл свои книги и включил диктофон. Он прочитал бенгальский и санскритский тексты, потом взял микрофон, нажал на кнопку записи и начал говорить. Он произносил только одну фразу за раз, останавливался и снова говорил, сидя с прямой спиной, слегка покачиваясь и кивая головой.
Прабхупада работал. Он следовал тому, что стало потребностью его жизни — подниматься рано и записывать послание парампары о сознании Кришны. Отбросив все прочие соображения, не взирая ни на какие обстоятельства, он погружался в вечное послание запредельного знания. Это было самым важным его служением своему духовному учителю, Бхактисиддханте Сарасвати. Он мечтал напечатать еще больше книг и распространить их еще шире, и эта мысль вдохновляла его подниматься по ночам и переводить. Прабхупада трудился до тех пор, пока небо над Оклендом не начинало светлеть в приближающихся утренних сумерках. Тогда он вставал, брал четки и начинал повторять «Харе Кришна».
* * *
В утренней газете «Вестник Новой Зеландии» появилась статья.
Свами работает в облаках.
Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада прилетел на самолете в Окленд вчера после полудня, и после непродолжительного отдыха от перелета через Тасманово море вновь принялся проповедовать Сознание Кришны. Семидесятисемилетний индийский священник стоит в цепи духовных учителей, по которой знание непрерывно нисходит от Кришны вот уже в течение пяти тысяч лет. Однако сам Свами вполне современен. Он проводит свою жизнь в постоянном движении, путешествуя по миру. В прошлом году он посетил Окленд, чтобы основать здесь первый храм «Харе Кришна». Постоянного дохода у него нет. Одно из его главных занятий — это написание книг о Сознании Кришны, и он занимается этим даже когда летит в облаках, надиктовывая свои мысли на пленку прямо в самолетах, а также между лекциями и в ранние утренние часы. «Я подсчитал, что способен писать примерно по шесть книг в год», — сказал вчера Свами. — Публикация их стоит недешево, но Кришна дает деньги. Ни одна религия не имеет столько книг, в которых говорилось бы о Боге. В наших ста двух центрах во всем мире продается наших книг на три тысячи долларов ежедневно». Сидя со скрещенными ногами на стуле, утопая в складках своих оранжевых одежд Свами поведал нам суть своего учения. «Люди большей частью не знают, кто они есть. Человек не знает Бога. Я пишу о Боге — это то знание, которым должен обладать каждый человек. Я надеюсь передать его всем людям, потому что учиться — это привилегия человека. Если человек не принимает этого учения, его жизнь проходит впустую».
В течение своего семидневного визита в Окленд, Свами будет читать лекции преданным Кришны, писать и проповедовать публично.
* * *
Во вторник после обеда, по просьбе Тушта-Кришны, Прабхупада пришел на кухню, чтобы научить двух-трех женщин готовить молочные сладости. Новозеландские продукты повседневного употребления славились во всем мире. Молоко — негомогенизированное, с толстым слоем сливок на поверхности — стоило всего тридцать центов литр.
Прабхупада налил литра два молока в широкую кастрюлю, добавил в него сахар и довел до кипения. Методично помешивая бурлящее сладкое молоко, он упарил его до густоты соуса. Уменьшив огонь и помешивая более интенсивно, он уварил смесь до очень густого состояния и темно-сливочного цвета, превратив ее в пасту, которая начала отставать от стенок.
Тогда Прабхупада сгреб помадку на одну сторону кастрюли. Готово. Теперь бурфи, когда остынет, можно будет скатать в шарики или разложить ровным слоем на противне и нарезать на квадраты, а потом предложить Радхе и Кришне.
Среда, 21 февраля 1973 года
Погода была определено холодна, и Шрила Прабхупада схватил кашель. Тот факт, что здание храма было выстроено преимущественно из бетона, естественно, не добавлял ничего хорошего.
Прабхупада вышел на свою утреннюю прогулку в старейший парк Окленда, Поместье. В этом изысканном и любимом горожанами парке находились Оклендский Институт и Музей, были там игровые площадки, утиный пруд, английские сады и дикие заросли деревьев и кустарников. Прабхупада шел по мокрой от росы траве, останавливаясь взглядом на чудесных красных деревьях, соснах, дубах, буках и вязах.
* * *
В Австралии бушевало сопротивление санкиртане, а за тысячи миль, в Индии в это время тоже разворачивалась битва. Шрила Прабхупада старался разрешить затянувшееся дело с землей для храма в Джуху, в Бомбее. Долгие месяцы изнурительной тяжбы и переговоров с владельцем земли, двуличным г-ном Наиром, измотали и расстроили местных преданных. Мало того, тревоги, связанные с этим затянутым делом, продолжали отнимать у Прабхупады непомерно много времени и сил, независимо от того, в какой точке мира он находился.
Ранним утром Гирираджа, юный брахмачари, на которого была возложена ответственность за управление землей в Джуху, шел по запруженной людьми улице в центре Бомбея. Ему бросился в глаза газетный заголовок «Умер А.Б. Наир». Гирираджа глазам своим не поверил. Он быстро пробежал статью. Это было правдой.
Он помчался на квартиру в района Колабы, где жили преданные, и выложил новость самому старшему из них — Бали-мардане.
— Ух-ты! Сейчас позвоню Прабхупаде! — сказал Бали-мардана и отправился на поиски телефона.
В это время в Окленде Шрутакирти, слуга Шрилы Прабхупады делал ему ежедневный массаж. В офисе зазвонил телефон. Через несколько мгновений Тушта-Кришна отозвал Шрутакирти в сторону и сообщил ему новость. Услышав эту весть Шрила Прабхупада, казалось, обрадовался и непроизвольно воскликнул: «Джая! Харе Кришна!» Несколько позже Шрутакирти высказал Прабхупаде свои сомнения: правильно ли для преданного выражать радость по поводу чьей-то смерти. Прабхупада объяснил Шрутакирти, что вообще-то это не образец вайшнавского поведения. Но в данном случае радость была уместна. Поскольку г-н Наир вел себя как демон, Кришна Сам устранил его. Позже Прабхупада окончательно прояснил этот вопрос в письме своим управляющим в Бомбее.
Сегодня утром Шрутакирти получил по телефону сообщение от Бали-марданы. Понятно, что г-н Наир умер. И это очень хорошая новость, что Нрисимхадева убил такого демона, как он. Махараджа Прахлада говорит, что даже святые радуются, когда кто-то убивает змею или скорпиона. Так что если правда, что г-н Наир умер, для преданных это повод к большой радости.
* * *
На вечернюю лекцию Шрилы Прабхупады собралось много народу. Комментировался стих 9 Главы 2 Бхагавадгиты. После лекции состоялся оживленный обмен вопросами и ответами. Одна молодая женщина спросила:
— Как вы относитесь к самоубийству и существуют ли какие-то обстоятельства, при которых оно оправдано?
— Самоубийство не может быть оправданным, — ответил Прабхупада. — Это преступление против природы. Закон природы дал вам определенное тело, в котором вы должны прожить определенное время, а вы преждевременно прерываете жизнь. Так человек совершает преступление. Самоубийство является преступлением даже по обычным мирским законам. Самоубийство совершать нельзя.
Другая женщина попросила дать научное объяснение того, как, просто повторяя «Харе Кришна», человек может достичь просветления.
— Допустим, вы спите, — начал объяснение Прабхупада. — Если я издам какой-то звук, вы услышите его и проснетесь. Никакой другой способ не подействует. Допустим, вы спите, а я прихожу и зову вас: «Г-н или г-жа Имярек, пожалуйста, проснитесь, проснитесь, проснитесь». Вы проснетесь. Подобным образом, и мы сейчас спим. И этот запредельный звук пробуждает в нас духовное сознание. Чтобы мы просто попытались понять. Если мы спим, звук нам поможет. Так и вы, в своем материальном положении, спите. Эта запредельная звуковая вибрация поможет вам. Таков метод.
Поднялся какой-то человек.
— Каждый из нас пришел сегодня сюда, чтобы, в некотором роде, увидеть чудо, чтобы навсегда запомнить некое впечатление, которое поддерживало бы нас, просвещало бы нас.
Заключительную фразу этого человека аудитория встретила дружным смехом:
— Сейчас вы путешествуете в духе. Можете вы передать нам чудесное ощущение просветления, которое ввело бы и нас в дух? Мы же не знаем, как именно входить в дух и как путешествовать в нем подобно вам.
Прабхупада кивал головой.
— Это как раз то, что я пытаюсь распространить. Повторяйте дома «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе», и сами увидите результат. (Смех.) Это совсем не трудно. Никаких расходов и никаких убытков. Пойте харе-кришна-мантру, и вы увидите результат не выходя из дома. Вам не придется пускаться в путешествие. Просто сидите дома и пойте «Харе Кришна».
Другой человек спросил, есть ли какие-то параллели между Сознанием Кришны и сайентологией. Прабхупада широко улыбнулся:
— Что это за сайентология? Я такой не знаю.
(Смех, аплодисменты).
— Я не знаю. Не могли бы вы объяснить мне, что это такое?
Спрашивавший не смог, и Прабхупада перешел к следующему вопросу. Третий человек спросил о психических феноменах. Прабхупада дал подробное объяснение.
— Психические явления представляют собой тонкоматериальные проявления. Есть два материальных тела: грубое и тонкое. Грубое состоит из пяти элементов: земли, воды, огня , воздуха и эфира. А тонкие элементы — это ум, разум и ложное эго. Все эти восемь элементов материальны. Одни из них относятся к грубым, а другие — к тонким. Так вот, психология работает с тонкоматериальными элементами. Они материальны, а не духовны, они тонкоматериальны.
Вопросы продолжались.
— В следующей жизни мы снова станем мужчинами, если раньше были мужчинами, или мы изменим пол?
— Нет, нет. Вы меняете тело как рубашку. Нет необходимости надевать рубашку такого же типа, как у вас была. Нет. Например, если вы захотите сменить рубашку и пиджак, которые сейчас на вас, вы просто пойдете в магазин и купите новую одежду, и ее вид будет зависеть от вашего выбора и от того, сколько вы способны заплатить. Вы не обязаны покупать точно такую же рубашку и пиджак. Так же, когда мы меняем тело, нет гарантии, что мы получим новое тело того же типа. Мужчина может получить тело женщины, таких случаев немало, а женщина — тело мужчины. Человек может даже получить тело животного, не исключено и такое. Поэтому в Бхагавадгите говорится «дехантарам праптир», смена тела. Но каким будет ваше новое тело, будет зависеть от вашей деятельности.
Гость: Это ваше последнее тело? Если да, то откуда вы это знаете?
Аудитория взрывается смехом в ответ на этот дерзкий вопрос.
Прабхупада: Что-что?
Мадхудвиша: Он спрашивает, последнее ли это ваше тело?
Прабхупада: Думаю, да. (Смех.) И не только у меня, но и у всех моих учеников. Они уйдут в… Потому что мы не болтаем попусту. Все это есть в Бхагавадгите. Каждый, кто на самом деле осознал Кришну, в результате тьяктва дехам, оставляет тело, он больше не принимает материального тела. Он идет домой, к Богу. Следовательно, поскольку мы пытаемся осознать Кришну, и если, по милости Кришны, нам удастся осознать Его, нам больше не придется принимать материальное тело. Это факт.
Гость: Может ли человеческое сознание выйти за пределы времени?
Прабхупада: Нет. Время беспредельно. Как же можно выйти за его пределы?
Гость: Как вы относитесь к абортам?
Прабхупада: Это самое отвратительное.
Прабхупада продолжал до тех пор, пока аудитория не разбушевалась вконец, и слушатели не начали спорить друг с другом и выкрикивать свои вопросы все одновременно. Тогда Прабхупада велел начать киртану, и на этом вечерняя программа завершилась.
Четверг, 22 февраля 1973
Шрила Прабхупада совершал свою утреннюю прогулку в Корнуэльском Парке, который представлял собой несколько зеленых холмов, окружающих самый заметный ориентир Окленда — Холм Одинокого Дерева. Место это на языке маори называлось Маунгакики и в древние времена было полем жестоких межплеменных битв.
Парк, который ныне называют «местом публичного отдыха и развлечений населения Новой Зеландии», был известен своим сельским, пастушеским стилем. Стада овец паслись на покатых склонах холмов. Дикие деревья присовокупляли свою красоту к красотам парка — особенно пальмы разных видов, такие как пурири и похутукава. Прабхупада, казалось, наслаждался красотой природы, не сбавляя, однако, стремительности своего шага. Он был занят, главным образом, повторением джапы, и сопровождавшие его преданные, включая Тушта-Кришну, Сиддха-Сварупу и Мадхудвишу, усердно повторяли джапу вместе с ним.
* * *
В шастрах написано, что всякое место, куда приходит святой, становится тиртхой, то есть, местом паломничества. В Индии много тиртх, бóльшая часть которых расположены в местах, где Всевышний Господь или Его преданные вершили свои лилы, то есть, развлечения. В Новой Зеландии таких тиртх не было. Но после посещения Прабхупадой мест, которые до этого имели лишь историческое значение — таких, как Оклендское Поместье или Конуэлльский Парк — эти места приобретали новое значение. Для последователей Прабхупады эти места становились отныне важными и достопамятными.
* * *
Поскольку в переделанных комнатах брахмачари наверху жил Шрила Прабхупада, одиноких мужчин временно переселили в общежитие домохозяев на Северной Набережной Окленда. Каждый день они переезжали мост над заливом, чтобы поспеть на утреннюю программу, начинавшуюся с мангала-арати. Вдохновенные молодые мужчины и женщины из оклендского храма приветствовали Прабхупаду, когда он возвращался со своей утренней прогулки, а затем рассаживались перед ним, чтобы послушать лекцию.
Прабхупада продолжал читать лекции по Шестой Песни Шримад-Бхагаватам. Сегодня он комментировал стих 16 Первой Главы. Великий мудрец Шукадева Госвами рассказывает своему ученику Махарадже Парикшиту о могуществе преданного служения.
Мудрец сравнивает влияние преданного служения с могущественными солнечными лучами, способными в одно мгновение рассеять туман. Прабхупада привел пример. Несколько недель назад, когда он ехал на машине из Кулькутты в Майяпур, туман был такой, что в двух метрах ничего не было видно. На дороге было много несчастных случаев. Еще он вспомнил свое путешествие на «Джаладуте» в 1965 году.
— У меня был такой опыт, когда я плыл на корабле из Индии в Нью-Йорк. Когда на море опустился туман, то корабль тут же остановился и включил сирену — у-у-у, у-у-у, у-у-у onh-onh-onh — потому что никто не видел других кораблей. Это могло привести к столкновению.
Любое путешествие, предпринимаемое в таких условиях, объяснил он, сопряжено с опасностью и чревато катастрофой. Однако, стоит только появиться солнцу, как все проясняется. Туман, пояснил Прабхупада, можно сравнить с накопившимися грехами. Солнце сравнивается с Кришной. Поскольку туман покрывает лишь небольшой участок земли, то солнцу достаточно пролить свои первые лучи, как туман мгновенно рассеивается. Подобным образом, заключает Прабхупада, если человек встанет хотя бы на первую ступеньку преданного служения, весь туман грехов немедленно рассеется без следа.
Во время вопросов молодой преданный спросил, насколько важно формальное принятие посвящения. Такое посвящение, объяснил Прабхупада, означает официальное обещание повиноваться приказам Кришны и Его представителя.
— Вы официально признаёте: «Да, господин, я согласен. Я сделаю все, что вы прикажете». Это и есть посвящение, официальное поступление на работу. Вот и все. Теперь вы заключили договор, и если вы не выполняете своих обязанностей, тогда о чем говорить? Тогда и говорить не о чем. Посвящение, инициация означает, что вы начинаете выполнять приказы Кришны и Его представителя. Это начало. Это инициация. Как если, например, вы устраиваетесь в какую-нибудь компанию, вы должны принять требования этой компании. Это начало, инициация. И вы начинаете служить. Вы продвигаетесь по службе, ваша зарплата растет. Вы становитесь известны. Получаете какой-то пост, потом следующий пост, повыше, и т.д. Само слово «инициация» означает «начало».
Другой молодой преданный, Бэрри, выразил сомнения по поводу поклонения священному дереву Туласи в оклендском храме: как возможно, чтобы чистая преданная Кришны приняла форму растения.
Прабхупада посоветовал Бэрри не пытаться понять этого обычными методами.
— Тебе надо очиститься, и тогда ты поймешь.
Прабхупада сравнил эту ситуацию с двумя врачами. Один врач может понять профессиональные действия другого, но обычный человек не поймет их, пока сам не станет врачом.
Так же и сейчас надо просто принять от авторитетного лица, что Туласи — величайшая преданная Кришны.
— А то, какая она великая преданная, ты поймешь, когда сам станешь преданным. Поднимись на этот уровень, и поймешь. Не раньше.