Воскресенье, 18 февраля 1973 года
Шрила Прабхупада, казалось, был очень доволен тем, как проходит его австралийское турне. На следующий день он должен был отправиться в Новую Зеландию. К своему письму Киртанананде Свами, которое он подиктовал за завтраком, он добавил рукописный постскриптум:
Я здесь в Австралии, и дела идут очень хорошо.
* * *
Со времени своего посвящения, состоявшегося в Сиднее два года назад Аджит подумывал о возвращении в свою родную Швецию и о проповеди там Сознания Кришны. Тем временем он работал над переводом на шведский язык «Легкого путешествия к другим планетам» и очень хотел перевести «Бхагавадгиту как она есть» Прабхупады.
Желая получить разрешение и благословение на отъезд со своей супругой Кришна-Преми, он еще раньше написал Шриле Прабхупаде и получил вдохновляющий ответ:
Я очень, очень рад, что ты хочешь вернуться на родину, в Швецию вместе со своей доброй супругой и еще несколькими юношами из Швеции, преданными из Германии и других мест… ради миссии Господа Чайтаньи Махапрабху. Благодарю тебя за это желание помочь мне таким способом.
Воодушевляя Аджита лететь самолетом, вместо того, чтобы тратить попусту время, путешествуя наземным транспортом, Шрила Прабхупада предложил, чтобы они еще поговорили об этом позже, когда он снова будет в Сиднее.
Теперь у Аджита и Кришна-Преми появилась такая возможность. В священной тишине комнаты Прабхупады Аджит, как и во время своего посвящения, отвечал на вопросы Шрилы Прабхупады о Швеции — ее климате и населении. У Аджита тоже были вопросы. Следует ли им проповедовать в Университетах? Нужно ли им немедленно начинать харинаму? Как им одеваться?
Шрила Прабхупада подтвердил, что они должны представлять Сознание Кришны в университетах, причем скорее как философию и культуру, нежели как религию, поэтому начинать с харинамы, пожалуй, не стоит. Не будет беды, сказал он, если Аджит и его супруга будут носить костюм и длинное платье. «Это будет прекрасно». Что касается Божеств, то да, это должны быть Радха и Кришна или Гаура-Нитай.
Аджит и Кишна-Преми, казалось исчерпали все свои вопросы и теперь смирно сидели перед Прабхупадой, который, закрыв глаза, молчал. Внезапно Прабхупада открыл глаза и, широко улыбаясь, взглянул прямо на Кришна-Преми.
— Кого ты любишь больше — Кришну или своего мужа?
Вопрос Прабхупады привел Кришна-Преми в ужас. Ей показалось, что Прабхупада откуда-то знает все про военное положение в их семье, про все их ссоры и споры. Она чувствовала, что на самом деле не любит ни того, ни другого, и не могла ничего ответить, а просто расплакалась. Прабхупада не стал требовать ответа на свой вопрос и закончил встречу воодушевляющими словами:
— Если вы отправитесь в Швецию, — повторил он, — вы получите все благословения Шри Чайтаньи Махапрабху.
* * *
Маленький сын Джона, Йенака, продолжал по-детски непосредственно проявлять сильную тягу к Прабхупаде. Прабхупада сказал, что энтузиазм Йенаки — это положительный предвестник его будущего духовного прогресса. После обеда, когда Прабхупада сидел у себя за столом и беседовал с преданными, малыш внезапно влетел в комнату, распростерся в поклоне и убежал.
— Вы посмотрите, какое усердие! — с улыбкой воскликнул Прабхупада.
* * *
Церемония посвящения, местом проведения которой служил задний двор Сиднейского храма, обещала стать самой крупной из всех проводившихся в Австралии. Более 25 преданных, съехавшихся со всех концов Австралии готовились принять посвящение. Преданные вырыли в центре двора обширную яму для костра. Ведра с зерном и гхи и поленницы дров окружали двухметровую в поперечнике арену. К середине дня стали собираться сгоравшие от нетерпения посетители воскресного пира, местные и приезжие, преданные и члены их семей.
Телевизионщики настраивали свои камеры. Из маленького магнитофона непрерывно неслась песня «Говиндам». Женщины вносили последние дополнения в убранство вьясасны Прабхупады, поставленной в конце двора между пальмовыми деревьями и прикрытой от солнца и ветра парчовым балдахином. Атмосфера праздника стала совершенно духовной, когда из примыкавшего здания вышел Шрила Прабхупада — спокойный и сияющий. Оглядывая обширную арену жертвоприношения со своего возвышенного места, Прабхупада напоминал преданным императора на троне или генерала, делающего смотр своим войскам.
Посвящаемые расселись широким кругом вокруг будущего костра. Один за другим они поднимались, услышав свое имя, и, подойдя к Шриле Прабхупаде, надевали на него гирлянду из благоухающих цветов красного жасмина. Поклонившись затем, они вставали перед ним и Шрила Прабхупада просил их произнести вслух обеты.
— Каковы четыре правила?
— Не есть мяса, не одурманивать себя, не играть и не заниматься незаконным сексом.
— Сколько кругов надо повторять?
— Шестнадцать.
Иногда Шрила Прабхупада наклонялся вперед и, приподняв брови, добавлял:
— Минимум!
Маленький Йенака, который не хотел пропустить посвящения, тоже подошел и стал карабкаться по ступенькам вьясасаны Шрилы Прабхупады. Прабхупада широко улыбнулся:
— Нет, нет. Не сейчас. Через несколько лет.
После лекции и огненного обряда Прабхупада собрался удалиться в свой дом. Шумная киртана завершила благоприятное событие. Когда преданные стали наносить черные точки из смеси гхи с жертвенным пеплом на лоб всем присутствующим, двое местных ребятишек выскочили вперед, чтобы тоже получить священную метку. Их мать нервно закричала на них:
— Вы куда? А ну, быстро назад!
Прабхупада обернулся к женщине и засмеявшись, простодушно вынес решение:
— Нет, нет, они уже не могут уйти. Они присоединились!
* * *
После пира Шрила Прабхупада беседовал с Джоном и его супругой Кэрол у себя. Джон объяснил Шриле Прабхупаде, что они назвали своего сына Йенака-Бицун — это индейское имя, означающее «Волшебный мальчик со звезды». Прабхупада внимательно поглядел на него и мягко его поправил:
— На самом деле вы неправильно его произносите. Нужно: «Джанака» — Д-ж-а-н-а-к-а.
Прабхупада объяснил, что Джанака был великим святым царем. Родители прислушались к совету Прабхупады, и с того дня Йенака стал Джанакой.
* * *
Лишь немногие из тех, кто принял посвящение, получили возможность побеседовать со Шрилой Прабхупадой.
Вриша: Мы с Гаура-Мандала-Бхуми вошли в комнату Прабхупады и увидели, что он сидит, в очень спокойном настроении, опираясь спиной на подушку, у себя за столом. Мы спросили Шрилу Прабхупаду, что означают наши имена. Прабхупада сказал мне, что я назван в честь быка, на котором ездит Господь Шива. «Но, — добавил он, — ты «дас», всегда дас».
Гаура-Мандала-Бхуми, объяснил Прабхупада, это участок земли, где Господь Чайтанья явил множество Своих игр. Еще он сказал Гуре:
— Итак, ты должен просто попытаться стать слугой этой земли.
Нартаки: Я получала второе посвящение. Я взяла с собой свою годовалую дочку Расмин. Он предложил Расмин гулабджамун, а когда она потянулась за ним, он схватил ее ручку свободной рукой и не пускал. Она тянула ручку изо всех сил, и он тоже тянул. Некоторое время продолжалась эта игра. Но вдруг Шрила Прабхупада стал очень серьезным. В этот момент он готовился дать мне гаятри-мантру. Он велел мне сосредоточиться. Одно слово я произнесла неправильно, и он заставил меня повторить его несколько раз, всякий раз подчеркивая: «Сейчас ты принимаешь гаятри-мантру, и ты должны повторять ее три раза в день». Он взял с меня обещание, что я буду повторять ее внимательно, что я буду произносить ее правильно, и что я буду повторять ее без пропусков, каждое утро, в обед и вечером.
* * *
Преданные и гости собрались в храме на последнюю вечернюю лекцию Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада читал и комментировал Шримад-Бхагаватам — Песнь 6, Глава 1, стих 12. Великий мудрец Шукадева Госвами обращается к Махарадже Парикшиту.
Дорогой царь, если больной человек ест неоскверненную чистую пищу, предписанную ему врачом, он постепенно излечится, и болезнь больше не коснется его. Подобным образом, если человек следует заповедям знания, он постепенно продвигается к освобождению от материального осквернения.
Прабхупада провел ясное различие между человеческой жизнью и жизнью животных:
— Животная природа проявлена и в человеческом теле. Поскольку животное требует пищи, мы тоже требуем пищи. Обычно говорят: «Человек — это разумное животное». Но это определение не точно. Разумность можно найти и животных. Можно сказать: «Человек — это духовное животное». Вот точное определение. Не разумное животное. Разумный — значит обладающий разумом. Если сейчас в эту комнату войдет пес, и я крикну на него: «Пошел вон!» — он сразу поймет: «Эти люди не хотят, чтобы я был здесь». И тут же уйдет. Это разумность. Хотя он животное, он думает: «О, эти люди не хотят, чтобы я был здесь». Он не понимает нашего языка, но по тем признакам, которые он видит при своем появлении, он понимает. Это разумность. Поэтому определение: «Человек — это разумное животное» не точно. Человек — это духовное животное».
Прабхупада обратился к теме стиха:
— Если вы принимаете саттвичную пищу, пищу, приготовленную в благости, вам не придется платить врачу. Это факт. Каждому пациенту предписана какая-то пища: «Вы должны есть то-то и то-то», «для диабетиков предписана такая-то диета». Подобным образом, ели мы хотим достичь совершенства в своей жизни, нам следует сделать ее регулируемой. Не как у животных.
Регулируемая жизнь, пояснил Прабхупада, называется «тапасьей», покаянием. А это предполагает отказ от животной склонности есть мясо, одурманивать себя и заниматься незаконным сексом. Прабхупада, адресовавшийся главным образом к гостям храма, говорил так, как если бы был одним из них.
— «Так как же мне жить? Я привык есть мясо, и моя жизнь течет как течет. Как я могу все это бросить?» Нет. Вы можете покончить со всем этим при помощи практики. Вот эти американские и европейские юноши со мной — все они прежде если мясо. Как они справились? А они бросили это. Они даже табака не курят, не говоря уже о более грубых одурманивающих средствах, даже чая и кофе не пьют.
Прабхупада сравнил зависимость от запрещенных вещей с болезнью.
— Если вы хотите излечиться от своей болезни, вы должны выполнять рекомендации врача. Поэтому на каждом пузырьке с лекарствами написано: «Принимать по назначению врача». Даже если вы знаете, что это лекарство предназначено для лечения именно этой болезни, вы все равно должны следовать указаниям врача. Подобным образом, тапасья означает, что вы должны подчиниться, добровольно подчиниться определенным запретам, налагаемым духовным учителем, так же, как это сделали эти люди.
— Сегодня посвящения получили много людей. Вы видели это. И первое, о чем мы спрашиваем того, кто приходит за посвящением: «Знаешь ли ты, каковы правила и ограничения?» Он говорит: «Да, знаю. Это запрет на незаконные половые отношения, запрет на употребление в пищу мяса, запрет на одурманивающие средства, запрет на игру». Это и есть тапасья. Просто механическое повторение кругов: «Харе Кришна, Харе Кришна» не сработает. Нужно подвергнуть себя тапасье, тогда повторение будет эффективнее. Так же как просто лекарство не поможет, надо еще и выполнять рекомендации врача: что есть, чего не есть, как принимать пищу, чем заниматься. Эти рекомендации надо принять.
* * *
Киртана после лекции, которую провел Мадхудвиша Свами, была запоминающимся событием. Через полчаса после ее начала Прабхупада ушел, а преданные, истекая потом, в экстазе бегали вперед-назад по храмовой комнате с пением «Джая Радхе, Джая Кришна, Джая Прабхупада».
Шрила Прабхупада решил отдохнуть на лужайке. Кто-то принес ему стул, и Прабхупада сидел в темноте, под звездами, наслаждаясь доносившимися из дома звуками оглушительной киртаны. Слегка откинув голову он задумчиво посмотрел вверх и произнес:
— У Мадхудвиши столько энергии.
Спустя минуту какой-то преданный вдруг воскликнул:
— Смотрите, Шрила Прабхупада, метеор.
Прабхупада быстро оглядел ясное темное небо и почти по-детски спросил:
— Где? Где?
Снова молчание. Через несколько минут прямо над крышей храма в небе появился свет, поднялся, мигая, и встал прямо над головами сидящих.
— Что это? — спросил Прабхупада.
— Это самолет, — поспешил ответить один из преданных.
Простодушный ответ Прабхупады пронзил любовью сердца горстки преданных, окруживших его.
— Разумеется! — подтвердил он. — 707-ой или 727-ой?