Вриндавана, 7 ноября 1972 года
Прадьюмна читал вслух первую главу «Нектара преданности», в которой описываются шесть отличительных признаков преданного служения.
— «Шрила Рупа Госвами дает определения благоприятного. Он говорить, что истинно благоприятное — это то, что направлено на благо всех людей мира.
Шрила Прабхупада добавил свой устный комментарий:
— Да. Например, Движение сознания Кришны. Это деятельность, направленная на благо всего мира. Это не секта, оно предназначено даже не только для людей, но также и для животных, птиц, зверей, деревьев — для всех. Об этом беседовал Харидас Тхакур с Господом Чайтаньей. И Харидас Тхакур подтвердил, что от громкого повторения харе-кришна-мантры деревья, птицы, звери — все получают благо. Таково утверждение Намачарьи. Итак, если мы поем харе-кришна-мантру громко, это благоприятно для всех.
Это утверждение приводилось в суде в Мельбурне. Суд спросил: «Почему вы громко поете харе-кришна-мантру на улицах?» И мы ответили: «Просто ради блага людей». Это факт. Естественно, теперь нас не преследуют. Мы свободно поем на улицах. Это благо. Когда мы поем харе-кришна-мантру, это служит ко благу всех. Не только людей. Мой гуру-махараджа, когда ученики приходили и жаловались: «Мы поем, но никто не приходит на наши встречи», — отвечал: «Почему? Четыре стены слушают тебя. Этого достаточно. Не падай духом. Продолжай петь. Если есть четыре стены, они будут слушать. Вот и все». Итак, это пение настолько эффективно, что благотворно даже для животных, зверей, птиц, насекомых — для всех.
* * *
Весь ноябрь мельбурнская пресса была полна Кришной. «Трое последователей Кришны оштрафованы за драку», «Трое кришнаитов оштрафованы», «Лидерам кришнаитов есть что ответить», «Оправдание Кришны» и т.д. в том же духе.
* * *
2 декабря 1972 года лейбористы получили большинство в Палате представителей Австралии. Новым премьер-министром Австралии стал Гау (Gough) Уитлэм. Не прошло и нескольких дней после выборов, как представитель Утлэма объявил немедленное прекращение призыва в армию. Все отказники были освобождены из тюрем, и через две недели последние австралийские войска покинули Вьетнам. Несколько молодых преданных, над которыми все это время нависала угроза быть насильно призванными в Австралийские Вооруженные силы, вздохнули с облегчением.
* * *
Шрила Прабхупада получил от Тушта-Кришны из Окленда несколько писем, в которых тот признавался, что испытывает определенные личные трудности. Тушта-Кришна решил покинуть Окленд и перебраться на ферму в северной части Нового Южного Уэльса. Шрила Прабхупада посоветовал ему «при всех обстоятельствах сохранять холодную голову», но дал понять, что он не рад тому, что Тушта-Кришна покидает Новую Зеландию. Прабхупада боялся, что без Тушта-Кришны «все ново-зеландское дело затухнет». Он писал:
Разумеется, наше служение Кришне есть дело добровольное, так что сказать мне нечего. Если ты думаешь, что так будет лучше, я должен согласиться, иначе тебе придется вообще все бросить и уйти совсем.
* * *
Самое первое автобусное путешествие в Брисбен в начале 1972 года со всей очевидность показало, что этот город — едва ли не идеальное место для открытия центра ИСККОН. Климат там теплый и приятный, а местная молодежь проявила активный интерес к Сознанию Кришны.
В начале октября 1972 года Упендра, которому срочная операция по поводу грыжи не позволила отправиться в Перт, решил вместо этого организовать храм в Брисбене. Вместе со своей женой Читралекхой он нашел помещение — типичный квинслендский дом — на окраине Милтона, невдалеке от реки Брисбен.
Маленький деревянный домик в Дуглас-Параде вскоре стал местом проведения воскресных пиров. Упендра регулярно выводил группы певцов в город и распространял журнал «Назад к Богу». На храмовые программы постоянно ходили несколько молодых юношей и девушек. В начале ноября в Брисбен прибыл Чару с полным автобусом брахмачари и тут же отправился в Таунсвилл, на север Квинсленда. Успешно распространив весь запас журналов и маленьких книг, брахмачари вернулись в Брисбен в сопровождении молодой местной гувернантки, которая пожелала стать преданной.
Чару предположил, что миссия Сознания Кришны в Брисбене могла бы развиваться лучше, если бы храм перебрался из тихого пригорода куда-нибудь поближе к центру. Он нашел магазинчик с витриной на улице Марии, в центре Брисбена, и храм переехал туда. Вскоре тент над входом в магазинчик украсился яркой надписью: «Храм Харе Кришна. Добро пожаловать все!» Большие окна из толстого стекла позволяли прохожим видеть внутренность храма прямо с улицы. Нередко можно было увидеть группы деловых людей, идущих на работу, которые останавливались и подолгу смотрели через окно внутрь, изумленно созерцая экзотическое зрелище. А там, в храме, вовсю бушевала утренняя киртана: преданные в дхоти и сари, сверкающие бритые головы — словом, нечто поразительно непривычное для консервативных жителей Брисбена.
Мадхудвиша подумывал о том, чтобы пригласить в Брисбен Шрилу Прабхупаду во время его следующего визита в Австралию, и местные преданные начали собирать деньги, чтобы заплатить свою долю стоимости авиабилетов Прабхупады. Ради этого на стену храма повесили ящик для пожертвований, а рядом с ним вывесили график, который показывал устойчивый финансовый рост. Привлеченные теплой, дружественной атмосферой брисбенского храма, люди все прибывали и прибывали.
* * *
Проповедь в Квинсленде процветала. Между тем в Южной Австралии такой же успех ждал Дипака. Горстка преданных, поселившихся вместе с Дипаком в маленьком домике в Миртл-Бэнк на окраине Аделаиды, совмещавшем функции жилища и храма, регулярно проводила день в центре города, исполняя санкиртану и распространяя журналы на оживленной улице Рандл. Возвратившись вечером в храм, они вкушали простой прасад, приготовленный Дипаком.
Воскресные пиры, проводившиеся в приспособленной для этого передней комнате, становились запоминающимися событиями. Преданные украшали маленький импровизированный алтарь на каминной полке изумительно благоухающими розами — гордостью пригородных садов Аделаиды. Дипак, превосходный повар, готовил незабываемые пиры. В изобилии растущие в этих местах косточковые — особенно абрикосы и персики — шли на чатни, пироги и напитки, приводившие в восторг и гостей, и преданных. Несколько местных жителей, мужчин и женщин, приняли для себя простой, упорядоченный образ жизни преданных.
* * *
Прабхупада часто критиковал эксплуататорский образ мышления, который лежал в основе колонизации различными народами, в основном, европейцами, «Нового Света». Например, англичане пришли в Америку, отняли у простодушных людей землю и объявили ее своей собственностью. Прабхупада сравнивал их сознание с сознанием воров, которые стремятся «честно» поделить награбленное. В Австралии произошло то же самое.
Неустанно, при каждом случае, Шрила Прабхупада напоминал: все страны принадлежат Кришне. Однако он же часто сравнивал распространение Сознания Кришны по миру с колониальными временами Британской Империи. В 1970 году он писал Бали-мардане:
Прежде ваши предки, американцы и англичане, бесстрашно отправлялись на поиски новых земель и колонизировали их. Австралия представляет собой яркий пример такой колонизации. Теперь, по милости Кришны, ты и Упендра, потомки любителей приключений, отправились туда с великой миссией.
В другом письме Прабхупада писал Бали-мардане:
Как раньше европейцы колонизировали разные части света, сознание Кришны теперь колонизирует мир санкиртаной.
Прабхупада объяснял, что как европейцы были весьма предприимчивы в своей колонизации, так и его ученики должны с большим энтузиазмом открывать новые отделения Движения сознания Кришны в различных частях света.
Однако при этом Прабхупада особо подчеркивал, что мотивы преданных отнюдь не эгоистичны.
Миссия Чайтаньи …не в том, что мы колонизируем другие страны и эксплуатируем их, приезжаем туда с деньгами и становимся господами. Нет. Наша миссия состоит в том, чтобы оживить сознание Кришны во всем мире. Чайтанья Махапрабху уполномочил нас проповедовать каждому.
Прабхупада видел, что весь мир окутан невежеством, но был убежден, что сознание Кришны способно исправить положение. Связывая все с Кришной посредством преданного служения, люди смогут насладиться квинтэссенцией духовного бытия уже в этой жизни. Сознание Кришны, говорил Прабхупада, это «рубильник, который способен включить свет повсюду». Прабхупада считал, что распространение сознания Кришны в Австралии благоприятно. Как он сказал в «Нектаре преданности», истинно благоприятное — это повсеместное распространение духовного знания.
Теперь отделения Движения сознания Кришны были созданы в четырех крупнейших городах Австралии: Сиднее, Мельбурне, Брисбене и Аделаиде. Прабхупада продолжал вдохновлять своих учеников открывать отделения по всей Австралии. Он написал Упендре, который хотел открыть центр в Перте: «Я постоянно молюсь о том, чтобы мои ученики наращивали наше наступление на майю по всем фронтам».
* * *
Когда Мадхудвиша Свами прислал Шриле Прабхупаде предполагаемый маршрут его поездки по Австралии, запланированной на начало 1973 года, в нем фигурировали два новых отделения в Аделаиде и Брисбене. В конце декабря 1972 года Прабхупада ответил утвердительно, однако выразил сомнения относительно дополнительных остановок:
Твоя программа кажется мне несколько чересчур напряженной. Мы не должны работать на износ. Если можно что-нибудь упростить, то это было бы лучше. Я, разумеется, готов делать то, что ты считаешь наилучшим, но летать из одного места в другое, да еще в так много мест — это будет довольно мучительно, как ты думаешь? Пусть лучше будет несколько программ с большим количеством людей, которых приведет туда большой интерес и разумность, чем много лекций там и сям.
Так или иначе, я буду очень рад приехать по твоему приглашению, чтобы встретиться со всеми тамошними прекрасными юношами и девушками и посмотреть, как идут дела.
* * *
Поскольку слабое здоровье не позволило Упендре поехать в Перт, вместо него туда отправились Вегаван и его жена Падмавати. К концу декабря 1972 года они основали маленький центр в Западном Перте и стали регулярно проводить харинамы, санкиртану, распространять книги и журналы и устраивать воскресные пиры.
План поездки Шрилы Прабхупады наконец начал приобретать четкость. 29 декабря 1972 года он написал Мадхудвише, подтверждая, что готов большую часть февраля 1973 года отдать путешествию по Австралии. Прабхупада хотел вернуться в Майяпур к празднику Дня явления Господа Чайтаньи Махапрабху в начале марта 1973:
Я с нетерпением жду встречи со всеми вами, мои возлюбленные ученики, которая должна состояться в недалеком будущем. Пожалуйста, подготовьтесь к ней так, как считаете наилучшим. Вы, кажется, хотели, чтобы я сначала посетил Джакарту, и это неплохо, но если там будет какая-то напряженная программа, связанная с путешествиями, это будет не очень благоприятно, лучше сделать остановки в меньшем количестве мест и устроить там первоклассные программы. Однако я весь в вашем распоряжении и полагаюсь во всех обстоятельствах только на Кришну, поэтому я готов делать все, чего вы от меня захотите.
Среда, 7 февраля 1973 года
Прабхупада вылетел из Калькутты в Мельбурн через Бангкок. Его сопровождали двое преданных. Шрутакирти, сияющий юный брахмачари, исполнял обязанности его слуги. Бали-мардана, возвращавшийся в Австралию уже с посохом санньяси, был его секретарем.
Прабхупада собирался установить в Мельбурне 60-сантиметровые мраморные Божества Радхи и Кришны. Божества были приобретены в Индии, и сейчас, садясь в самолет, Бали-мардана и Шрутакирти держали в руках по одному Божеству. Конечно, это была трудная задача — вносить тяжелые Божества в самолет и выносить их из самолета, одновременно присматривая за багажом Шрилы Прабхупады и заботясь о его удобствах во время путешествия. Но Прабхупада вдохновлял своих спутников. Он сказал Шрутакирти, что его суровая аскеза доставляет Кришне большое удовольствие. «Чтобы продвигаться по духовному пути, — заверил он, — нужно просто доставить удовольствие Кришне. Существует немало способов сделать это, и аскеза — один из них. Кришна очень доволен твоими усилиями».
Во время двухчасовой транзитной остановки в Бангкоке на следующее утро Шрила Прабхупада решил принять душ в душевой аэропорта. Он попросил Шрутакирти достать ему комплект чистой одежды и принадлежности для купания.
Шрутакирти: Чтобы сделать это, мне нужно было сначала найти наш багаж, который перебрасывали с одного самолета на другой. Справившись, наконец, с этим, я проводил Шрилу Прабхупаду в мужской туалет. В этом аэропорту не было душа, но Шрила Прабхупада пожелал воспользоваться имеющимися возможностями. Он подошел к маленькой раковине и сказал, что будет мыться здесь. В туалете в это время находился служитель-таец, и он слегка встревожился, увидев, чтó собирается сделать Прабхупада, но Прабхупада хладнокровно занимался своим делом. Он обернул нижнюю часть тела гамчхой и, набрав воды из крана в лоту, начал мылиться. Служитель не стал нам ничего говорить, но по его лицу было видно, что он совсем не рад. Прабхупада разбрызгивал воду по всему полу, а служитель бормотал себе что-то под нос. Когда Прабхупада закончил мыться, я подал ему полотенце, он вытерся и надел свежую одежду.
Только когда мы собрались уходить, служитель обратился к нам. Он подошел ко мне и заговорил по-тайски. Я не мог понять, что он говорит, но видел, что он рассержен. Я велел ему убираться прочь — вежливо — но про себя я думал: «На самом деле тебе повезло, что ты можешь подтирать за Прабхупадой воду от его омовения». Я сказал Прабхупаде: «Мне кажется, он расстроен». Прабхупада тихонько засмеялся и сказал: «Но нужно же было мне помыться. Я так устал».