Суббота, 16 апреля 1972 года
Преданные весьма преуспели в организации разных встреч для Шрилы Прабхупады. После обеда Шрила Прабхупада читал лекцию в Галерее Барри Летта на Западной улице Виктории, в центре Окленда. Место встречи представляло собой маленькую картинную галерею из нескольких комнат, одну из которых выделили для проведения лекции. Пасынок Робби, Стив Терстон посадил Шрилу Прабхупаду в автомобиль и привез его на программу. Стив в то время начинал интересоваться сознанием Кришны и считал для себя большой честью оказать личное служение Его Божественной Милости. К тому времени, как Шрила Прабхупада прибыл в Галерею, там собралось около 50 человек, в возрасте в основном от 20 до 30 лет. Они сидели на полу, устланном циновками из водорослей. Прабхупада сел на маленькое возвышение, на подушку из золотого ламе. Маленькая комната и близость Прабхупады к его слушателям создавали доверительную и расслабленную атмосферу. Шрила Прабхупада выбрал для этой лекции очень подходящую тему: «Кришна, Верховный художник».
Прабхупада рассказал внимательно слушавшей аудитории, что несмотря на то, что Всевышний является непревзойденным художником, Ему не приходится делать что-либо самому.
— Бог так велик, что Ему не приходится что-либо делать. Нет обязанностей, которые Он вынужден был бы выполнять. На тасья каранам ча видьяте. Почему? Парасья шактир вивидхайва шруяте. Его энергии неисчислимы, и они работают сами, выполняя Его желания. Сва-бхавики джнана-бала-крия ча. Вот вы художник. Вы рисуете картину. Вы рисуете цветок, очень красивый. Вам нужны кисть, краски и вдохновение. Вы напрягаете свой мозг, чтобы сделать рисунок как можно более красивым. Но вы видите розу в саду. И она не одна такая, их миллионы, и все они прекрасны. А спроси нас, кто сотворил их такими, мы ответим: «Природа».
Давайте задумаемся, что такое эта природа? Природа — это всего лишь инструмент, энергия. Вот что такое природа. Существует шакти, энергия, природа. Без воздействия некоей силы, кáк цветок розы может приобрести такую чудесную форму, выходя из бутона? Действует определенная сила. И эта сила —энергия Кришны. И она настолько тонка, и действует так безупречно, что мы встаем утром и видим, что распустилась новая прекрасная роза. Там есть и труд, и разум, но они действуют так быстро и тонко, что мы даже не видим, как все это происходит. Когда вы рисуете картину, каждый может видеть, что вы работаете. И эта роза, этот цветок тоже создается определенными силами, определенным трудом. Не думайте, что он появляется сам по себе. Нет. Ничто само по себе не возникает. Все приходит из энергий Всевышнего Господа, но эти энергии настолько тонки, прекрасны и артистичны, что вам появление цветка кажется внезапным.
В современную электронную эпоху, сказал Прабхупада, ученый просто нажимает кнопку, и его машина прекрасно работает, или пилот самолета просто нажимает кнопку, и его огромная машина летит в небо. Он привел естественное сравнение: если обычный человек может совершать такие удивительные вещи с такой легкостью, просто нажимая кнопку, то насколько же больше способность Бога действовать? Насколько же более плодовит и изобретателен Его разум, нежели разум обычного ученого или художника! Повинуясь Его желанию — «Да будет творение!» — все немедленно проявляется. Поэтому следует признать, что Кришна — величайший художник.
Прабхупада привел очень яркий пример беспредельного художественного таланта Кришны.
— Кришна есть семя всего творения, биджам мам сарва-бхутанам. Дерево баньян вырастает из маленького семечка. Это маленькое семечко обладает такой силой, что если вы посеете его в плодородную почву и польете, в один прекрасный день вы найдете на том месте огромное дерево баньян. Можно задаться вопросом: какая же сила и какая художественная и научная ценность заложена в этом маленьком семечке, если они позволяют ему развиться в громадное дерево? А на этом дереве тысячи плодов, и в каждом из плодов тысячи семян, и в каждом семечке заложена потенция нового дерева. Какой ученый способен создать подобное? Какой художник во всем материальном мире способен создать нечто столь же прекрасное, как дерево баньян? Вот о чем следует спрашивать. Это называется атхато брахма-джиджняса. Это первый афоризм Веданта-сутры. «В человеческой форме жизни надо задавать такие вопросы. Надо познать это».
Мы не в силах создать такую машину, которая могла бы развиться в огромное дерево баньян, сказал Прабхупада. Отсюда вывод: за пределами природы существует разум. Сказать просто «природа делает то или это» — не научное объяснение. Мы изумляемся и приходим в восхищение, когда видим маленький спутник в небе, который летит к луне, и мы полностью доверяем ученым. И ученые могут бросит вызов: «Кто такой Бог? Наука есть все».
— Но, — возразил Прабхупада, — если вы спокойно поразмыслите, вы увидите, что существуют миллионы и триллионы планет и звезд. Это вам не маленький спутник. Огромные планеты, такие как Солнце, которое в четырнадцать сотен раз больше Земли. Да и помимо Солнца… На этой маленькой планете, на Земле, где мы живем, на ней есть и океаны, и горы, и небоскребы. Но если вы подниметесь над нею на несколько тысяч километров — о, вам она покажется пятнышком. Эта большая планета покажется вам пятнышком. И это не единственное пятнышко. Таких планет миллионы. Они плавают в небе как кипы ваты. И если мы так доверяем умельцу, который создал спутник, то насколько же мы должны доверять Тому, Кто создал все вокруг? В этом сознание Кришны — в том, чтобы оценить Верховного художника.
Вывод Прабхупады был таким: если человек хочет стать художником, ему следует попытаться понять или попытаться войти в соприкосновение с Величайшим Художником, Кришной. Для этого и было создано Международное общество сознания Кришны, члены которого обучаются искусству видеть во всем проявление художественного таланта Кришны.
— Вот что такое Сознание Кришны. Преданный во всем видит руку Кришны-художника.
Прабхупада попросил внимательных слушателей тоже попытаться стать преданными Кришны и осознать Его, и тогда, сказал он, они смогут видеть высокохудожественную работу Кришны повсюду.
Когда настало время вопросов, одна молодая женщина спросила:
— Я хотела бы узнать, что думает Его Божественная Милость по поводу грядущего переворота или «второго пришествия», о котором уже больше полувека говорят разные люди.
Тушта-Кришна решил прояснить вопрос:
— «Второе пришествие» кого?
— Второе пришествие Христа, или тотальные изменения в эволюции этой планеты.
Тушта-Кришна улыбнулся и повел рукой в сторону Шрилы Прабхупады и преданных.
— Вот оно, — сказал он с улыбкой.
Преданные засмеялись. Шрила Прабхупада не расслышал этого диалога, и спросил Тушта-Кришну:
— Что такое?
— Она спрашивает, каковы Ваши взгляды на то, что в последние пятьдесят-сто лет многие предсказывают второе пришествие или наступление духовного переворота, последствия которого затронут всю планету.
Прабхупада кивнул.
— Это сейчас и происходит.
— Говорят, это должно произойти в конце 80-х или начале 90-х годов… — сказала женщина.
— Да, — подтвердил Прабхупада. — Все предзнаменования указывают на это. Люди во всем мире очень быстро принимают Сознание Кришны… Так что не будет ничего удивительного, если к концу 80-х большинство населения будет петь «Харе Кришна» и танцевать.
Прабхупада указал на Джагаттарини, сидевшую на циновке у его ног, свесив голову, отчаянно борясь со сном.
— Вот девушка, моя ученица. Раньше ее звали Дженни, и она танцевала по-другому. Теперь она преданная и танцует в сознании Кришны. Она была очень известной в Австралии актрисой. Теперь она оставила все это. Она зарабатывала сотни и тысячи долларов, но бросила все. Теперь ее зовут Джгат-тарини. Она освобождает мир, танцуя в сознании Кришны. И это вполне возможно. Это очень просто. Для этого есть все возможности. Парам дриштва нивартате. Парам дриштва, то есть, когда человек видит нечто лучшее, он оставляет худшее. Это в природе человека. Сознание Кришны — это наилучшее занятие в жизни. Как только человек начинает постигать эту философию, он оставляет занятия низшего порядка и приходит к сознанию Кришны.
Молодой человек желал знать, можно ли познать источник Кришны. Короткий ответ Прабхупады был предельно ясен:
— Источник Кришны? Кришна изначален. Сарва-карана-каранам. Мы пытаемся найти источник Кришны просто потому, что у нас нет иного опыта. В нашем опыте каждая вещь имеет свой источник. Вот вы и ищете. Например, вашим источником является ваш отец. Источником вашего отца — его отец. Если таким образом продолжать и продолжать, то мы придем к Брахме, первому живому существу этой вселенной. Источником Брахмы является Гарбходакашайи Вишну. А источником Гарбходакашайи Вишну — Каранодакашайи Вишну. Каранодакашайи Вишну исходит из Санкаршаны. Санкаршана исходит из Нараяны. Нараяна исходит из Баладевы. Баладева исходит из Кришны. Следовательно, Кришна есть начало, причина и источник всего. У Него нет причины. У него нет источника. Он Сам — источник всего сущего. Ахам сарвасья прабхавах. «Я источник всего». А в Брахма-самхите сказано: сарва-карана-каранам, «причина всех причин». Итак, Всевышний есть причина всех причин, но Сам не имеет причины. В этом и состоит Его превосходство. Он не исходит ниоткуда. Это Бог.
* * *
Во время пребывания Прабхупады в Окленде он регулярно встречался и беседовал с людьми, приходившими к нему. Он никому не отказывал, практически в любое время дня любой человек мог прийти к нему, и Прабхупада ласково приглашал его войти и сесть, независимо от того, с кем он говорил в ту минуту. Он неизменно пребывал в спокойном и расслабленном настроении и, казалось, имел неограниченное время для каждого. После лекции в картинной галерее преданные снова набились в комнату Прабхупады.
Джагаттарини было очень неловко, что она заснула во время лекции. Как только преданные собрались, Прабхупада обратился к ней, слегка склонив голову набок.
— Джагаттарини, — сказал он, глядя ей прямо в глаза, — что ты думаешь насчет моей лекции?
Джагаттарини похолодела. Она не могла понять, собирается ли Прабхупада ругать ее за то, что она спала. Секунду она смотрела Прабхупаде в лицо, стараясь понять его намерение, а затем пробормотала:
— Она была… замечательная?
Чтобы успокоить Джагаттарини, Прабхупада согласился:
— Да, да, я думаю, это была замечательная лекция. Я объяснил, что Кришна — Верховный Художник.
Пересказав вкратце основные моменты своей лекции, Прабхупада обратился к Шьямасундаре.
— Эту лекцию надо напечатать. Я хочу, чтобы она была выпущена отдельной брошюрой.
Шьямасундара кивнул, и позже расшифровал лекцию с магнитофонной записи.