Воскресенье, 9 апреля 1972 года
Поскольку у храма не было возможности купить еще один, легковой автомобиль, Прабхупада ездил на утренние прогулки в Парк Столетия на переднем пассажирском сидении грузопассажирского «фольксвагена». Преданные, которым повезло сопровождать Шрилу Прабхупаду на прогулке, набивались в грузовое отделение. Усевшись на полу, они чувствовали себя избранными. Восторг переполнял их, ведь они были рядом со своим духовным учителем.
Амогха: Когда Шрила Прабхупада поднимался в голубой «комби-вэн», чтобы ехать на утреннюю прогулку, я садился на пол за ручкой переключения передач, позади двух передних сидений, чтобы быть поближе к нему. Он ставил свою трость между сидениями и начинал крутить ее, чтобы найти устойчивое положение. Тогда я протягивал руку и держал трость. После этого он разрешал трогаться. Это стало моим ежедневным маленьким служением. Я прыгал в грузовое отделение «комби-вэна» и садился за сиденьями, чтобы держать трость Прабхупады.
После обеда Шрила Прабхупада со свитой поехал в храм на церемонию посвящения. Хотя погода была не по сезону теплой и влажной, Прабхупада надел легкий оранжевый свитер под свой сияющий фартук санньяси.
В углу двора преданные устроили маленькое, низкое возвышение. Там, на фоне пальмовых ветвей, под простым желтым балдахином, украшенном гирляндами из бархатцев, они поставили вьясасану Шрилы Прабхупады. Когда Прабхупада прибыл, во дворе собралось уже около ста гостей.
Ожидавшие посвящения преданные расположились вокруг небольшого углубления для костра, устроенного перед возвышением. Большинство из пятнадцати юношей и девушек, сидевших сейчас перед Шрилой Прабхупадой, были преданными всего два месяца, остальные — и того меньше. Прабхупада снова проявил свою милость, решив дать посвящение большинству новых преданных храма.
Небо было затянуто тучами. Когда солнце начало снижаться, и слышнее стал стрекот сверчков, легкий ветерок принес нежный аромат буйно цветущего неподалеку красного жасмина. Прабхупада прислонил трость к ближайшей пальмовой ветви и, быстро поднявшись на возвышение, сел. Он начал тихонько одни за другими начитывать четки, висевшие справа от асаны*.
Заканчивая круг, он вызывал преданного. Первым был Артур. Артур оказался в сознании Кришны с того самого момента, как встретил взгляд Прабхупады в Паддингтоне, год назад, когда пришел в храм в первый раз. Теперь это был полностью занятый служением брахмачари, страстно желавший быть принятым в ученики Шрилы Прабхупады.
Прабхупада вручил Артуру его четки.
— Твое имя Аджамила-дас, — сказал он и стал рассказывать историю Аджамилы. — Аджамила был большим грешником…
Некоторые преданные взволнованно переглянулись, глаза у них расширились от изумления. «Почему Прабхупада назвал Артура в честь великого грешника?» — думали они. Но по мере того, как они слушали продолжение истории, их невежество рассеялось.
В юности, рассказывал Прабхупада, Аджамила был послушным долгу брахманом, но позже он оставил свою строгую жизнь и вовлекся в беззаконие. Однако он назвал своего сына Нараяной (одним из имен Бога), и во время смерти, когда он в бессилии звал своего сына, изначальный Нараяна, Кришна, заметил его и спас от неминуемо ожидавшего его ада.
Прабхупада указал на связь этой истории с современностью.
— Те, кто постоянно повторяет Святые имена Господа, находятся в безопасности. Безопасность означает, что в следующей жизни они отправятся домой, к Богу. Так вот, это пример того, как даже такой большой грешник, если произнесет имя Бога всего один раз, перед смертью… он может получить такое большое благо, что уж говорить о тех, кто постоянно повторяет Святое имя Господа — они всегда находятся в безопасности. Майя, или материальная скверна, не может коснуться их.
— Но есть одна вещь, — добавил Прабхупада предостерегающе. — Те, кто приняли посвящение, освобождены от результатов своей прошлой греховной жизни, но они должны быть внимательными и осторожными и не грешить больше.
Следующим Прабхупада вызвал к помосту Саймона и дал ему имя Шьямананда-дас.
— Итак, Шьямананда. «Шьяма» значит Кришна. Шьямасундарам. Так вот, тот, кто находит удовольствие в служении Кришне, называется Шьямананда. «Ананда» означает удовольствие. Мы находим удовольствие в том, чтобы служить столь многим бессмысленным вещам. Иногда мы находим удовольствие в том, чтобы служить собакам, но эта же склонность к служению, будучи перенесена на Кришну, делает нашу жизнь успешной. Каждый служит: одни служат стране, другие обществу, жене, детям. А если служить некому, человек заводит себе собаку и служит ей. Так что мы должны служить. Это органично для нас. Но служение надо оказывать Верховной Личности, Богу. До тех пор, пока мы остаемся в забвении относительно того, кому мы должны оказывать служение, это называется материальной жизнью. Когда же мы приходим к осознанию того, что «я должен служить Кришне», это духовная жизнь. Вот в чем разница между материальной и духовной жизнью.
— Мы служим, — продолжал Прабхупада. — В этом нет сомнений. Мы не можем господствовать. И каждый из вас, присутствующих здесь, ни один из вас не может сказать: «Я господин». Каждый из вас является чьим-то слугой. Таково наше положение. Но служение это предлагается не тому, кому нужно. Поэтому ни мы, ни те, кому мы служим, не счастливы. Вот в чем дело. Но когда вы служите Кришне, Шьямасундаре, вы становитесь счастливым, и весь мир становится счастливым. Это великая наука. Попытайтесь понять.
Следующим был Хэрри. После того, как он пообещал читать шестнадцать кругов в день и соблюдать четыре заповеди, Прабхупада вручил ему четки и дал новое имя.
— Итак, твое имя Хари-шаури. «Шаури» означает ученый, а Хари — Верховная Личность, Бог. «Тот, кто весьма сведущ в науке о Кришне». Это великая наука, сознание Кришны. Мы не должны принимать ее как нечто незначительное. И Господь Чайтанья Махапрабху говорит: «Всякий, кто знает эту науку, становится духовным учителем. Неважно, кто он такой». Вот что Он говорит: «киб… ±дра киб… випра нй…с‡ кене найа йеи к¦шЈа-таттва-ветт… сеи 'гуру' хай…[22]». «Киба шудра». Шудра занимает самое низкое положение в цивилизованном обществе. Шудра.. Низший класс, класс рабочих, не разумный… А випра — это брахман, самый разумный класс человеческого общества. Так вот, независимо о того, человек випра, рожденный в брахманской семье, или шудра… киб… ±дра киб… випра нй…с‡ кене. «Ньяси» означает «санньяси». Санньяса — это высшая ступень человеческого общества. И кто бы он ни был, единственная квалификация — знает науку о Кришне — он становится духовным учителем. Итак, «шаури» — ученый. Хари-шаури — знающий науку о Кришне. Постарайся стать ученым в науке о Кришне и освободить весь мир. Спасибо. Харе Кришна. Следующий…
Посвящение продолжалось. Было два Рэя. Один стал Раджганой («Тот, кто числится среди царей»), а другой стал Раджендрой (имя Махараджи Парикшита). Прабхупада сказал ему:
— Постарайся стать таким, как Махараджа Парикшит.
Дэйв получил имя Двайпаяна, а Дэс стал Дурваса-Муни.
К помосту вызвали Уолли. Хотя обычно Прабхупада настаивал на том, чтобы все его ученики были гладко выбриты, в данном случае он сделал исключение. Волосы Уолли достигали плеч. Когда Уолли вышел, чтобы принять четки, Прабхупада улыбнулся:
— У Вьясадевы тоже были длинные волосы и четки.
Преданные засмеялись, а Прабхупада по-доброму посмеиваясь, сказал:
— Но у него не было бороды.
Шьямасундара добавил:
— Он тоже профессор.
— О, Вьясадева величайший профессор, авторитет в ведической литературе. Ладно, очень хорошее имя — Вьясадева-дас. Стань слугой величайшего авторитета в области ведической литературы. Спасибо.
Теперь пришла очередь женщин. Жена Уолли, Кэрри, встала и, стесняясь, подошла к Шриле Прабхупаде. Ей было трудно принять некоторые догматы сознания Кришны и она чувствовала себя неловко в вайшнавском одеянии. Но в тот день девушки помогли ей надеть новое сари и убрать волосы на ведический манер. Прабхупада вдохновил ее:
— Теперь, в этом платье ты настоящая красавица. Эта ведическая одежда тоже очень хороша. Она увеличивает красоту в сто раз. Итак, известны ли тебе правила и ограничения?
— Да, — ответила Кэрри.
— Хорошо. Повторяй мантру вместе со своим мужем. Вот и все. Спасибо. Твое имя Калки-деви-даси. Калки — это последнее воплощение Кришны. Калки — последнее воплощение Кришны, и это означает, что ты слуга, то есть, служанка Кришны.
Анна получила имя Амбика.
— Амбика — это одно из имен богини Дурги, материальной природы, — сказал ей Прабхупада. — Материальная природа — это одна из энергий Кришны, Бога. И если ты становишься ее служанкой, это значит, она поможет тебе приблизиться к Кришне. Спасибо.
Прабхупада завершил церемонию наречения имен. Фил стал Партхой, Стэнли — Сахадевой, а Джефф — Накулой.
— У нас так много имен, но истинное имя — это «дас», слуга. Наше положение — слуга слуги. Мы не стремимся стать господином господ. Наша стезя — быть слугой слуги. Гоп‡-бхартур пада-камалайор д…са-д…с…нуд…са®. Чем более мы ощущаем себя слугой слуги, тем больше мы продвигаемся. Это очень трудно понять с материальной точки зрения. Здесь ведь каждый стремится стать господином господина. В духовном мире каждый хочет быть слугой слуги. Это более высокое положение, и по мере развития нашей духовной жизни, мы будем все лучше это понимать.
В этот день еще предстояло заключить три брака. Прабхупада рассказал трем парам, сидевшим перед ним, что целью брака в сознании Кришны является рождение сознающих Кришну детей. Он объяснил, что в наше время, когда люди не знают, как этого добиться, в мире не стало покоя.
— Но если будут рождаться сознающие Кришну дети, они вырастут и будут обладать всеми добродетелями. Покой наступит сам собой, если люди станут сознающими Кришну, потому что они тогда станут добродетельными и не будут совершать грехов. Если такие люди населят мир, то тогда и речи не будет о каких-либо беспокойствах. Каждый будет спокоен и счастлив. Итак, наше Общество сознания Кришны поощряет браки, основанные на понимании этого принципа: не плодить кошек и собак, а производить на свет добродетельных преданных.
Прабхупада еще раз подчеркнул, как он обычно это делал на свадебных церемониях, что брак в сознании Кришны означает «развода быть не может», ни при каких обстоятельствах. Прабхупада повторил тот пример из Чанакьи Пандита, который он приводил Джагаттарини за неделю или около того до своего приезда.
— Вы, наверное, слышали, как иногда рано утром погромыхивает — после такого грома никогда не бывает сильного дождя или ливня. Громыхать может очень сильно, но результат будет незначительным, может быть, слегка побрызгает. Так и муж с женой могут ссориться, но если не придавать этому особого значения, то оба смягчатся. Таков метод. Но в западных странах под предлогом свободы разрушается столько семей — просто из-за того, что существует развод. Итак, в соответствии с ведической цивилизацией, развода быть не может. Однажды соединенное не разъединяется. В любых жизненных обстоятельствах вы должны следовать этому принципу.
Моханананда зажег жертвенный огонь. Через некоторое время церемония завершилась, и Прабхупада вернулся к себе на квартиру, а преданные с гостями насладились роскошным Кришна-прасадом.