Дидактическая игра «Дружат» - «не дружат»
Цель:находит сходство и различие между предметами.
Материал:набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель:умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.
Материал:набор логических блоков Дьенеша.
Октябрь
Дидактическая игра «Собери бусы для куклы»
Цель: умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.
Материал:набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.
Дидактическая игра «Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель: определяет символику свойств.
Материал:игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
Дидактическая игра «Два обруча»
Цель:разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».
Материал:2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести указкой).
Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал:набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
НОЯБРЬ
Дидактическая игра «Отрицание цвета»
Цель:подбирает фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
Материал:набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не красную и не синюю;
- не синюю и не желтую;
- не желтую и не красную;
- прямоугольную, не синюю и не красную;
- треугольную, не желтую и не красную;
- квадратную, большую, не желтую и не синюю;
- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;
- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;
- круглую, толстую, не синюю и не красную.
Дидактическая игра «Отрицание формы»
Цель:использует детали в соответствии с символикой отрицания формы.
Материал: наборлогических блоков Дьенеша, каточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
- не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
- не треугольные, не круглые, не квадратные.