Следовать авторитетному пути к избавлению

Вспомнив ритуалы любой истинной религии, мы уви­дим, как все они помогают человеку в его окончательном ос­вобождении. Ритуалы вайшнавов, такие, как воспевание и прославление Господа, помогают в действительности со­вершить этот побег. Мы взываем к Господу через Его святое Имя: «Кришна, дорогой Верховный Господь, пожалуйста, вызволи меня отсюда. Веди и защищай меня». Мы поем мо­литвы Нарасимхадеву о защите. Мы получаем даршан Гос­пода, молимся Ему, чтобы Он позволил нам воочию увидеть Его, общаться с Ним, служить Ему и кормить Его. Эти риту­алы помогают нам постепенно избавиться от своего жалко­го состояния. Девятисложный процесс преданного служе­ния — это на самом деле процесс благого избавления. Чем яснее и глубже мы будем воспринимать очевидное, тем больше у нас будет сил для идеального побега.

Те, кто планирует идеальное преступление, стараются не привлекать внимание стражей правопорядка своими дейст­виями, чтобы те не смогли помешать им. Мы хотим совер­шить идеальный побег, в то время как враги ума окружают нас повсюду.

«Встать на путь самоосознания — значит объявить вой­ну иллюзии. Всякий раз, когда человек пытается вырваться из когтей иллюзорной энергии, она мешает ему, прибегая ко всевозможным уловкам. Обусловленная душа однажды по­палась в сети гун материальной природы и в любой момент может снова стать их жертвой, даже если занимается духов­ной практикой» («Бхагавад-гита», 6.37, комментарий).

Майя постоянно предлагает нам всевозможные приман­ки, чтобы смутить нас и сбить с прекрасного пути бхакти, однако ее уловки не должны отвлекать нас. Нужно найти в себе силы не обращать на них внимания. Готовясь к побе­гу, следует оценить опасность и вероятность неудачи. Нам напоминают, что мы не должны терять бдительности, если хотим достичь успеха. Пытаясь уйти от страданий, мы должны получать поддержку и строить планы. Мы должны хранить цель в уме, хотя внешне можем притворяться, что живем как все.

Краткосрочные задачи и маленькие победы необходимы, поскольку в них мы черпаем решимость идти к своей заветной цели. Без небольших успехов мы даже не приблизимся к высшей цели, поскольку путь к большому успеху выложен из успехов малых. То, что кажется далеким, останется тако­вым. Маленькие победы нужны нам для того, чтобы выиг­рать самую большую войну — войну духовную. Такие побе­ды будут накладываться одна на другую и в конце концов разовьют в нас дридха-врату, сильную решимость и вооду­шевление. Воодушевление придет, как только вы начнете одерживать одну победу за другой, поскольку вы станете с воодушевлением ожидать следующих событий и следую­щей цели. Беспокойства приведут к прямо противополож­ному — вы уже испытывали страдания, переживая разоча­рование, и потому ваши недобрые предчувствия лишь усилятся.

Зрелые спиритуалисты, на первый взгляд занимаясь обычной деятельностью, должны постоянно думать о выс­шей цели. Ачаръи приводят пример женщины, у которой появился любовник. Ее сердце и сознание находятся посто­янно рядом с объектом ее любви, даже когда она занята по­вседневными делами. Она не хочет, чтобы кто-нибудь дога­дался о ее чувствах и воспрепятствовал встречам с возлюбленным; поэтому она еще тщательнее убирает дом и исполняет другие домашние обязанности, чтобы отвести от себя любое подозрение. Преданный должен ни на шаг не отступать от плана идеального побега. Майя будет всячески соблазнять нас, пугать или внушать зависть. У майи в арсе­нале так много оружия, с которым она ловко умеет обра­щаться. Если один вид оружия бессилен против нас, она применит другой или сразу несколько. Обращая внимание на бесчисленные соблазны, мы ошибочно считаем, что при­ближаемся к свободе, в то время как майя завязывает на нас очередной узел. Так может продолжаться многие и многие Жизни — мы будем пытаться бежать, но не теми способами, потому что невозможно освободиться от страданий с помо­щью искусственных, «косметических» средств.

Атеисты тоже хотят бежать из тюрьмы, но поскольку они не понимают трансцендентного, то просто глубже вязнут в повторяющихся рождениях и смертях. И кто-то из них может в следующей жизни оказаться в низшей форме жизни. Даже спиритуалисты, старающиеся с помощью авторитетных об­рядов и духовной практики совершить побег, оказываются порой сбитыми с пути ленью, греховными последствиями, сомнениями и т. д. У кого-то, может быть, и рассеялись со­мнения, но по-прежнему не хватает ясного понимания про­цесса или твердой решимости. Бывает и так, что преданный в совершенстве знает философию, но качество его преданно­сти не позволяет ему совершить побег. Когда спиритуалисты пытаются пройти сквозь заветную дверь, враги ума начинают с разных сторон нападать на него.

В иудаизме одним из основных законов является ша­баш — время, предназначенное для того, чтобы напомнить человеку о его цели. Никто не работает в шабат, что позво­ляет людям вспомнить, что все мы принадлежим Богу. По­требности тела и мирские дела отходят в этот день на второй план. В вайшнавской традиции есть экадаши и другие важ­ные священные дни, когда мы стараемся повторять больше святых имен Бога, воздерживаемся от пищи или совершаем еще более серьезные аскезы. Мы делаем это для того, чтобы ослабить свою привязанность к физическому миру и таким образом направить больше внимания на духовную цель. Также и святые дхамы (места паломничества) напоминают нам о том, что мы навечно хотим поселиться в этих местах. Кроме того, путешествие к местам паломничества — это время для восстановления сил. Мы на время погружаемся в их атмосферу (что является своего рода победой или вре­менным освобождением), чтобы ближе подойти к нашей окончательной победе — вечному пребыванию в духовном царстве. Ачаръи говорят нам, что одним из основных прин­ципов бхакти является желание поселиться в святой дхаме, поскольку, находясь в материальном мире, дхамы открыва­ют для нас дверь в духовную реальность. Они напоминают нам о вечных событиях духовного царства и являют культу­ру вечного духовного мира.

Обряды, которые проводят вайшнавы и представители других религий, предназначены для того, чтобы вывести нас за пределы привычных страданий и ограничений. Сейчас мы находимся в материальном мире, юдоли скорби, но это — не навсегда. У нас есть возможность обрести свободу и вырваться отсюда. Когда мы говорим «идеальный побег», это значит, что многим не удалось бежать, иначе мы не при­бавляли бы слова «идеальный». Множество людей томится в темницах, и неизвестно, сколько еще им отбывать свой срок. Узнав, что кто-то совершил идеальное преступление, мы можем понять, что большинство преступников все же попалось. Не так-то легко совершить идеальное преступле­ние. Среди тех, кто хочет совершить побег, трудно отыскать хотя бы одного, чья преданность тверда и решимость непо­колебима. Однако побег все-таки возможен, особенно если мы следуем указаниям тех, кто уже прошел по этому пути и освободился.

Наши рекомендации