Следовать авторитетному пути к избавлению
Вспомнив ритуалы любой истинной религии, мы увидим, как все они помогают человеку в его окончательном освобождении. Ритуалы вайшнавов, такие, как воспевание и прославление Господа, помогают в действительности совершить этот побег. Мы взываем к Господу через Его святое Имя: «Кришна, дорогой Верховный Господь, пожалуйста, вызволи меня отсюда. Веди и защищай меня». Мы поем молитвы Нарасимхадеву о защите. Мы получаем даршан Господа, молимся Ему, чтобы Он позволил нам воочию увидеть Его, общаться с Ним, служить Ему и кормить Его. Эти ритуалы помогают нам постепенно избавиться от своего жалкого состояния. Девятисложный процесс преданного служения — это на самом деле процесс благого избавления. Чем яснее и глубже мы будем воспринимать очевидное, тем больше у нас будет сил для идеального побега.
Те, кто планирует идеальное преступление, стараются не привлекать внимание стражей правопорядка своими действиями, чтобы те не смогли помешать им. Мы хотим совершить идеальный побег, в то время как враги ума окружают нас повсюду.
«Встать на путь самоосознания — значит объявить войну иллюзии. Всякий раз, когда человек пытается вырваться из когтей иллюзорной энергии, она мешает ему, прибегая ко всевозможным уловкам. Обусловленная душа однажды попалась в сети гун материальной природы и в любой момент может снова стать их жертвой, даже если занимается духовной практикой» («Бхагавад-гита», 6.37, комментарий).
Майя постоянно предлагает нам всевозможные приманки, чтобы смутить нас и сбить с прекрасного пути бхакти, однако ее уловки не должны отвлекать нас. Нужно найти в себе силы не обращать на них внимания. Готовясь к побегу, следует оценить опасность и вероятность неудачи. Нам напоминают, что мы не должны терять бдительности, если хотим достичь успеха. Пытаясь уйти от страданий, мы должны получать поддержку и строить планы. Мы должны хранить цель в уме, хотя внешне можем притворяться, что живем как все.
Краткосрочные задачи и маленькие победы необходимы, поскольку в них мы черпаем решимость идти к своей заветной цели. Без небольших успехов мы даже не приблизимся к высшей цели, поскольку путь к большому успеху выложен из успехов малых. То, что кажется далеким, останется таковым. Маленькие победы нужны нам для того, чтобы выиграть самую большую войну — войну духовную. Такие победы будут накладываться одна на другую и в конце концов разовьют в нас дридха-врату, сильную решимость и воодушевление. Воодушевление придет, как только вы начнете одерживать одну победу за другой, поскольку вы станете с воодушевлением ожидать следующих событий и следующей цели. Беспокойства приведут к прямо противоположному — вы уже испытывали страдания, переживая разочарование, и потому ваши недобрые предчувствия лишь усилятся.
Зрелые спиритуалисты, на первый взгляд занимаясь обычной деятельностью, должны постоянно думать о высшей цели. Ачаръи приводят пример женщины, у которой появился любовник. Ее сердце и сознание находятся постоянно рядом с объектом ее любви, даже когда она занята повседневными делами. Она не хочет, чтобы кто-нибудь догадался о ее чувствах и воспрепятствовал встречам с возлюбленным; поэтому она еще тщательнее убирает дом и исполняет другие домашние обязанности, чтобы отвести от себя любое подозрение. Преданный должен ни на шаг не отступать от плана идеального побега. Майя будет всячески соблазнять нас, пугать или внушать зависть. У майи в арсенале так много оружия, с которым она ловко умеет обращаться. Если один вид оружия бессилен против нас, она применит другой или сразу несколько. Обращая внимание на бесчисленные соблазны, мы ошибочно считаем, что приближаемся к свободе, в то время как майя завязывает на нас очередной узел. Так может продолжаться многие и многие Жизни — мы будем пытаться бежать, но не теми способами, потому что невозможно освободиться от страданий с помощью искусственных, «косметических» средств.
Атеисты тоже хотят бежать из тюрьмы, но поскольку они не понимают трансцендентного, то просто глубже вязнут в повторяющихся рождениях и смертях. И кто-то из них может в следующей жизни оказаться в низшей форме жизни. Даже спиритуалисты, старающиеся с помощью авторитетных обрядов и духовной практики совершить побег, оказываются порой сбитыми с пути ленью, греховными последствиями, сомнениями и т. д. У кого-то, может быть, и рассеялись сомнения, но по-прежнему не хватает ясного понимания процесса или твердой решимости. Бывает и так, что преданный в совершенстве знает философию, но качество его преданности не позволяет ему совершить побег. Когда спиритуалисты пытаются пройти сквозь заветную дверь, враги ума начинают с разных сторон нападать на него.
В иудаизме одним из основных законов является шабаш — время, предназначенное для того, чтобы напомнить человеку о его цели. Никто не работает в шабат, что позволяет людям вспомнить, что все мы принадлежим Богу. Потребности тела и мирские дела отходят в этот день на второй план. В вайшнавской традиции есть экадаши и другие важные священные дни, когда мы стараемся повторять больше святых имен Бога, воздерживаемся от пищи или совершаем еще более серьезные аскезы. Мы делаем это для того, чтобы ослабить свою привязанность к физическому миру и таким образом направить больше внимания на духовную цель. Также и святые дхамы (места паломничества) напоминают нам о том, что мы навечно хотим поселиться в этих местах. Кроме того, путешествие к местам паломничества — это время для восстановления сил. Мы на время погружаемся в их атмосферу (что является своего рода победой или временным освобождением), чтобы ближе подойти к нашей окончательной победе — вечному пребыванию в духовном царстве. Ачаръи говорят нам, что одним из основных принципов бхакти является желание поселиться в святой дхаме, поскольку, находясь в материальном мире, дхамы открывают для нас дверь в духовную реальность. Они напоминают нам о вечных событиях духовного царства и являют культуру вечного духовного мира.
Обряды, которые проводят вайшнавы и представители других религий, предназначены для того, чтобы вывести нас за пределы привычных страданий и ограничений. Сейчас мы находимся в материальном мире, юдоли скорби, но это — не навсегда. У нас есть возможность обрести свободу и вырваться отсюда. Когда мы говорим «идеальный побег», это значит, что многим не удалось бежать, иначе мы не прибавляли бы слова «идеальный». Множество людей томится в темницах, и неизвестно, сколько еще им отбывать свой срок. Узнав, что кто-то совершил идеальное преступление, мы можем понять, что большинство преступников все же попалось. Не так-то легко совершить идеальное преступление. Среди тех, кто хочет совершить побег, трудно отыскать хотя бы одного, чья преданность тверда и решимость непоколебима. Однако побег все-таки возможен, особенно если мы следуем указаниям тех, кто уже прошел по этому пути и освободился.