Синхрония – движущая сила магии.
Впервые проблемы синхроничности были рассмотрены К.Г. Юнгом в 1930 году, однако связанные с ней явления были настолько необычными и шокирующими, что лишь в 1951 году Юнг сделал доклад «О синхронии». И так, что понимается под термином «Синхрония»:
1. Акаузальный связующий принцип – явление, связывающее психический и материальный миры, непрояснённая загадочная связь между индивидуальной психикой и материальным миром. Юнг полагал, что психическое и материальное представляют всего лишь разные виды энергии.
2. Класс событий, связанных по смыслу, а не по причине ( т.е., разнесённых во времени и пространстве).
3. События, совпадающие во времени и пространстве, но имеющие значимые (смысловые) психологические связи.
4. Явление, связывающее психический и материальный миры.
Основная идея, вытекающая из работ по синхронии Юнга, это наличие смыслового поля или информационного поля Земли, в котором существуют идеи, мысли, знание прошлого – настоящего – будущего, другими словами – это поле духовное и информационное. Это поле не подчиняется пространственным и временным законам, т.е. существует вне времени и пространства. Это поле связано с материальным полем через принцип синхронии и через психику человека. Проникать в это поле можно с помощью двух иррациональных функций:
интуиция и ощущения, т.е. при развитом экстрасенсорном восприятии.
Глубокое проникновение в смысловое поле методами медитации выводит во вневременное состояние. Это позволяет предвидеть события – «знать» их, вне причинного объяснения этого знания. Для успешного предвидения событий необходимо выйти на мета-уровень, где пространственно- временный континуум представляет единое целое, и линейное течение времени в нашем физическом понимании исчезает.
Обладая развитым воображением и проникая в это смысловое поле, т.е. в схему проекта развития вселенной, можно вносить туда исправления и таким образом формировать будущее. Однако это весьма опасно, т.к. локальные изменения должны предусматривать последствия (реакцию) других частей схемы, - другими словами, изменения должны быть гармоничными согласованными со всем планом, - а это, по большому счёту, дело рук Бога. На этом основан китайский принцип «у - вей» - «недеяние» - т.е. минимальное действие, согласованное с ритмами циклов планет, и направленное на постепенное изменение мира, приспособленное к изменяющимся внешним условиям.
Некорректные или ущербные для мира изменения могут привести к отрицательной реакции, - т.е. возврату мира в одно из предшествующих положений – с нежелательными или опасными последствиями для вмешавшегося в него. Это относится и к социуму. Тупиковое развитие приводит к катастрофам – наступает реакция коллективного бессознательного, это приводит к революциям, за которыми неминуемо следует контрреволюция и возврат социальной системы в предшествующее состояние – с войнами, разрухой, голодом и руинами.
В Древнем Китае, где вся полнота власти принадлежала императору, но если страну начинали слишком часто постигать стихийные бедствия – наводнения, цунами, смерчи, то население было вправе свергнуть и казнить такого императора, поскольку его деятельность нарушала гармонию, т.е. путь Дао.
Юнг верно подмечает роль желания и эмоционального настроя в синхронических явлениях, однако, следует отметить, что желание должно быть обезличенным, иначе объект желания удаляется и достаётся тому, у кого желание не акцентируется на себе.
Находя путь в бессознательное и достигая самости, психе человека становится бессмертным, получая доступ с смысловому полю, т.е. достигает вневременного и внепространственного континуума.
В качестве примера Юнг приводит следующий случай: « Работа с пациенткой была чрезвычайно трудной, причина – в характере пациентки, которая была ярым сторонником картезианской философии и настолько упрямо цеплялась за свои представления о реальности, что усилия трёх врачей – я был третьим – разбились об эту стену. Явно требовалось какое-то иррациональное событие, создать которое я был не в силах. И вот в критический момент её посетило сновидение, в котором ей вручили золотого скарабея. Когда она мне рассказывала это своё сновидение, я сидел спиной к закрытому окну. Неожиданно я услышал за собой какой-то звук, напоминавший тихий стук. Я обернулся и увидел какое-то летучее насекомое, которое билось о наружную сторону оконного стекла. Я открыл окно и поймал создание на лету, оно представляло собой самый близкий аналог скарабея, который можно найти в наших широтах. Я вручил ей этого жука, сказав: «Вот ваш скарабей!». После этого события её естество смогло проломить броню характера и процесс трансформации по крайней мере сдвинулся с мёртвой точки. Скарабей является классическим примером символа нового рождения».
Синхрония – одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу. Эту идею освещали в своих трудах Авиценна и Альберт Великий. В работе «De mirabilibus mundi» Альберт Великий пишет о магии: «Человеческой душе присуща определённая способность изменять вещи, благодаря которой душа подчиняет себе другие вещи, особенно когда она испытывает большую любовь или ненависть, или что-то в этом роде. Поэтому, когда душу человека охватывает сильная страсть любого рода, то, и это можно доказать экспериментальным путём, она (страсть) подчиняет вещи (магическим) образом и изменяет их так, как ей угодно. В течении долгого времени я не верил в это, но после того, как я прочитал книги по колдовству, знакам и магии, я обнаружил, что эмоциональность человеческой души является главной причиной всех этих вещей, то ли потому, что в силу своей большой эмоциональности душа изменяет свою плотскую субстанцию и плотскую субстанцию желаемых ею вещей, то ли потому, что другие, более низкие вещи склоняются перед её достоинством, то ли потому, что подходящий час, или астрологическая ситуация, или другая сила совпадают с этой сильной эмоцией, и (в результате) мы верим, что это душа совершила то, что на самом деле было совершено этой силой… Человек может магически повлиять на любую вещь, если его охватит сильная страсть… и он должен совершить это с теми вещами, на которые указывает душа, в тот момент, когда страсть охватывает его… Таким образом душа производит всё, чего очень сильно хочет…».
Два китайских мудреца, царь Вен и князь Чу, в двенадцатом веке до нашей эры, взяв за основу гипотезу о единстве природы, попытались объяснить одновременность протекания психического состояния и физического процесса, как эквивалентность смысла. Иными словами, они предположили, что как в психическом состоянии, так и в физическом процессе, выражалась одна и та же настоящая реальность. В результате появилась «Книга Перемен», которая является экспериментальной основой классической китайской философии и представляет собой один из древнейших методов оценки ситуации как целого, и потому в ней детали рассматриваются только на космическом фоне – фоне взаимоотношений «ян» и «инь».
Итак, если предположить, что синхрония работает, то можно сделать вывод, что помимо причинно-следственной связи в природе существует ещё один фактор, который выражает себя в упорядочивании событий, а перед нами престаёт в образе смысла. Древняя китайская цивилизация всегда мыслила в категориях синхронии, центральной идеей которой является – Дао.
Лао-цзы так описывает Дао в своём знаменитом «Дао Де Цзин»:
«Есть нечто бесформенное, но совершенное,