Характеристика системы ценностных ориентаций аддиктивной личности
Ценностные ориентации личности в последние годы стали предметом пристального изучения отечественных психологов. М.Г. Яницкий [165], предлагая собственную структурно-динамическую модель системы ценностных ориентаций личности, отмечает, что эти ориентации, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл – «ценности» и «смыслы» [97, 166]. Во многих отечественных работах ценностные ориентации также как бы «поглощаются» другими психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. В этой связи, для определения места ценностных ориентации в общей системе личностных составляющих разграничиваются ценностные ориентации со смежными понятиями, прежде всего с такими, как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд».
Ценностные ориентации выражают то, что является для человека наиболее важным и обладает для него личностным смыслом (Брушлинский А.В., 1979; Василюк Ф.Е. 1984; Братусь Б.С., 1988; Абульханова-Славская К.А., 1991; Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В., 1993; Леонтьев Д.А. 1996-1998). Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение» [66]. Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии (М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски). Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов [164, 165].
Д.А. Леонтьев проанализировав множество различных пониманий и определений ценностей, предлагавшихся в философии, социологии, этике и психологии, приходит к выводу о неизбежности соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений [89]. Было сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности («моделях должного»), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.
Упрощенно эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали. Модель строения и функционирования мотивации человека и ее развития в процессе социогенеза конкретизирует понимание личностных ценностей как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями [89].
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования» (Цитата по: Леонтьев Д.А., 1998).
Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальный статус, доход, образование, раса, политические убеждения [8].
Работы, посвященные ценностным ориентациям личности при аддиктивном поведении практически отсутствуют. Отметим лишь диссертационное исследование М.Г. Яницкого, который в качестве модели аномального развития системы ценностных ориентации личности исследовал группу больных II стадией хронического алкоголизма [164]. Многие авторы изучали становление ценностных ориентаций в онтогенезе. Подростковый возраст является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности [12]. Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем (Кон И.С, 1984; Поливанова К.Н., 1996; Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., 1997). Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и в то же время устремленность в будущее [42].
Д.В. Четвериков при экспериментальном исследовании системы ценностных ориентаций при аддиктивном поведении в группе героиновых
Таблица 3. Групповая иерархия инструментальных ценностей при героиновом аддиктивном поведении | ||
Ценности | Ранг ценностей | реализованность ценностей (%) |
Эффективность в делах | 11,8±0,826 | 28,6±2,288 |
Образованность | 11,5±1,035 | 68,9±4,823 |
Независимость | 10,8±0,864 | 86,7±89,7 |
Самоконтроль | 10,8±1,296 | 35,4±2,832 |
Широта взглядов | 10,7±1,07 | 75,1±5,257 |
Смелость в отстаивании своего мнения | 9,8±0,882 | 62,8±5,024 |
Исполнительность | 9,5±0,57 | 65,8±6,58 |
Непримиримость к недостаткам | 9,1±1,092 | 28,7±3,157 |
Высокие запросы | 8,9±0,89 | 45,8±3,664 |
Рационализм | 8,6±0,774 | 42,3±2,538 |
Чуткость | 8,4±0,924 | 59,8±5,382 |
Твердая воля | 7,9±0,948 | 11,8±1,18 |
Аккуратность, чистоплотность | 7,8±0,702 | 85,4±7,686 |
Терпимость | 7,8±0,546 | 56,8±3,976 |
Ответственность | 6,4±0,576 | 42,1±3,368 |
Честность | 6,4±0,448 | 28,9±3,179 |
Жизнерадостность | 5,8±0,696 | 24,8±2,232 |
Воспитанность | 5,1±0,408 | 50,1±3,006 |
Таблица 4. Групповая иерархия терминальных ценностей при героиновом аддиктивном поведении | ||
Ценности | Ранг ценностей | Реализованность ценностей (%) |
Развлечения | 12,4±0,74 | 84,50±5,07 |
Свобода | 12,3±0,98 | 79,40±6,35 |
Материально обеспеченная жизнь | 11,8±1,30 | 34,80±2,78 |
Общественное признание | 10,8±1,30 | 11,80±1,18 |
Уверенность в себе | 10,5±0,84 | 27,80±3,34 |
Жизненная мудрость | 9,4±1,03 | 18,50±1,30 |
Продуктивная жизнь | 9,4±0,85 | 24,10±2,5 |
Счастливая семейная жизнь | 9,1±1,00 | 21,50±1,51 |
Интересная работа | 8,9±0,71 | 29,80±2,09 |
Развитие | 8,6±0,52 | 10,80±1,19 |
Наличие хороших и верных друзей | 8,4±0,50 | 23,80±2,62 |
Счастье других | 8,4±0,50 | 17,80±1,07 |
Красота природы и искусства | 7,4±0,44 | 62,59±5,63 |
Здоровье | 6,8±0,68 | 35,80±2,51 |
Познание | 6,8±0,75 | 48,56±5,83 |
Активная деятельная жизнь | 6,5±0,65 | 19,90±1,99 |
Любовь | 5,8±0,58 | 68,50±7,54 |
Творчество | 5,3±0,64 | 15,80±1,90 |
аддиктов использовал тест М.Рокич в модификации Д.А. Леонтьева (таблица 3 и 4). Как видно из представленных таблиц, у героиновых наркоманов в группе терминальных ценностей превалируют развлечения, свобода и материально обеспеченная жизнь, а на последнем месте находятся любовь и творчество.
Наименее реализованными ценностями этой группы наркоманы считают развитие, общественное признание и творчество, а наиболее реализованными – развлечения и свобода. Из инструментальных ценностей максимальным рангом обладают эффективность в делах, образованность, минимальным – честность, жизнерадостность и воспитанность. Из этой группы ценностных ориентаций максимальная реализованность достигнута в аккуратности и независимости, минимальная – в твердой воле и жизнерадостности. Эти данные свидетельствуют о доминировании досуговых («развлечения») и рентных («материально обеспеченная жизнь») ценностей в структуре терминальных ценностных ориентаций, а также показателя «свободы», которая понимается как избавление от социальных ограничений, от родительского «гнета» и контроля правоохранительных органов [51, 149].
Высшие ценности («любовь», «творчество», «познание», «активная жизнь») находятся на последних местах. Реализованность ценностей данной группы низка и в большей мере связана с «развлечениями» и «свободой» в вышеупомянутом понимании. Реализованность «любви» в данном отношении исчерпывается богатым сексуальным опытом респондентов с многими сексуальными контактами. Низкий уровень реализованности «развития» и «общественного признания», на наш взгляд, обусловлен как интраспективным осознанием (но не декларированием) собственной неполноценности, так и его социальной проекцией. Спектр инструментальных ценностных ориентаций свидетельствует о доминировании «эффективности в делах». Как показало последующее интервьюрование в данном случае большинство обследованных понимали эффективность в реализации меркантильных потребностей – удача в бизнесе, приобретение статусных вещей. Вместе с тем низкая реализованность этой ценности отражает финансовую несостоятельность наркоманов. Высокий ранг «образованности» и ее низкая реализованность, на наш взгляд, обусловлен нереализованными когнитивными потребностями, характерными для молодого возраста [51, 149].
Таким образом, представленные данные в определенной степени сопоставимы с данными М.Г. Яницкого, полученными в аналогичном исследовании структуры ценностных ориентаций у больных хроническим алкоголизмом [165]. Автор отмечает, что общий уровень самоотношения и самооценки в данной группе достаточно низок. При этом самоотношение больных алкоголизмом отличается неадекватностью и не свидетельствует об их критичности к своему состоянию. Больные алкоголизмом, демонстрируя неуверенность в себе и в своих способностях, обнаруживают неумение адекватно проанализировать и понять объективные причины собственного состояния. Несмотря на декларируемое самообвинение, склонность к эмоциональным «самоприговорам», они внутренне вполне смирились с негативным к себе отношением, отрицанием их близкими наличия у них «совести» и не ставят перед собой задачу на увеличение самоуважения и уважения со стороны окружающих. В то же время им свойственен выраженный интерес к собственным чувствам и переживаниям и представление о высокой ценности собственной личности, что в данном случае можно интерпретировать как эгоцентричность [164, 165]. Таким образом, спектр ценностей (таблицы 3 и 4) при героиновой наркомании во многом отражает аналогичнные тенденции, несколько модифицированные возрастом обследованных и может быть трактован как специфические изменения системы ценностных ориентаций личности при аддиктивном поведении.
Групповая иерархия ценностей при алкоголизме характеризуется явной ориентацией на конкретные жизненные ценности. При этом значимость здоровья, работы, активной деятельной жизни, дружеских взаимоотношений в данном контексте можно считать дефицитарной. Ценности развития и самореализации, творчества, счастья других людей занимают в их иерархии последние места. При явном снижении значимости этих высших терминальных ценностей – целей больные алкоголизмом одновременно декларируют значимость ответственности, честности, аккуратности, т.е. социально одобряемых инструментальных ценностей. М.Г. Яницкий говорит о характерном «снижении», или обратном развитии ценностной сферы личности при хроническом алкоголизме, проявляющемся в формировании ориентации на низшие уровни ценностной системы [164, 165]. Сходные данные получены Д.В. Четвериковым [51, 149]. Таким образом, ценностные ориентации личности при аддиктивном поведении характеризуется малой критичностью, неуверенностью в своих способностях, неумением проанализировать и понять объективные причины собственного состояния, дефицитарными тенденциями в мотивационно-потребностной сфере, постепенным «сползание» от вышележащей к нижележащей ступени смысловой сферы.