Глава V. Значение Шива-тандавы
ЗНАЧЕНИЕ ШИВА-ТАНДАВЫ
I
Тандава, небесный танец Господа Шивы, необычайно волнует и очаровывает, его позы и ритмика отличаются утонченной грациозностью, его действие поражает.
Нритья (тандава) — это непрерывное, священное движение различных частей тела в соответствии с внутренней божественной бхавой. Нритья является божественной наукой. Адигуру, обучавшие этой божественной нритье, — Господь Шива, Господь Кришна и Мать Кали. В нритъе проявлены шесть бхав: сришти, самхара, видья, авидья, гати и агати.
Господь Шива танцует ради благополучия всего мира. Цель Его танца — освобождение душ от оков майи, от тройных уз анавы, кармы и майи. Он творит не разрушение, но перерождение. Он — Мангаладата и Анандада-та (Податель процветания и блаженства). Его легче удовлетворить, чем Господа Хари. Он с легкостью исполняет желания — в награду за совершение небольшого тапаса или недолгое повторение пяти слогов Его мантры (пань-чакшары).
«Агхада бхум» — песнь Его танца. Когда Шива начинает танцевать, к Нему присоединяются Брахма, Вишну, шиваганы и Кали с Ее чашей, сделанной из черепа. Видели ли вы когда-нибудь изображение прадоша-нритьи? Оно может дать вам представление о танце Шивы.
Кали очень гордилась Своим искусством танца. Шива начал танцевать, чтобы посрамить Ее гордость. Он танцевал очень красиво и артистично. Кали пришлось стыдливо опустить глаза.
Господь Шива несет лань в Своей левой верхней руке. В правой нижней руке у Него трезубец. У Него есть также пламя, дамару и малу (род оружия). Он носит змей вместо украшений и гирлянду из черепов. Своей ногой Он придавливает демона Муялаку, карлика, держащего кобру. Господь Шива обращен лицом к югу. Его тело — сама паньчакшара. Он говорит: «Контролируй пять чувств, которые шипят, как змеи. Ум скачет подобно лани. Контролируй ум. Жгите его в огне медитации. Порази его три-шулой (различением). Ты сможешь достичь Меня». В этом — философский смысл изображения Господа Шивы. Вы можете узреть танец Шивы во вздымающихся волнах океана, в колебаниях ума, в движении чувств и прян, в кружении планет и созвездий, в космической пралайе, в эпидемиях инфекционных болезней, в сильных наводнениях и в деятельности вулканов, в землетрясении и оползнях, молнии и громе, во время больших пожаров и ураганов.
Как только гуна-самья-авастха, где в состоянии равновесия находятся три гуны, нарушается волей Господа, три гуны проявляются и имеет место пятикратное умножение числа элементов. Это — вибрация омкары (шаб-дабрахмана). Это — проявление первичной энергии. Это — танец Шивы. Вся космическая игра (лила), мировая активность — это танец Шивы. Любое движение космоса — Его танец. Он созерцает пракрити и пробуждает Ее. Сознание, прана, материя начинают танцевать. Когда Он начинает танец, проявляется Шакти-таттва. Из Шакти происходит нада, а в наде берет свое начало бинду. Тогда проявляется к существованию вселенная имен и форм. Недифференцированные материя, энергия и звук становятся дифференцированными.
В местах сожжения трупов обитает Шива. Рудра — разрушительный аспект Господа. В Своей десятирукой форме, вместе с Кали, танцует Господь Шива на пепелище. Танцуют вместе с Ним и шиваганы.
Чидамбарамский Натараджа — искуснейший Танцор. У Него четыре руки. В Его спутанных волосах — Ганга и полумесяц. В правой руке Он держит дамару. Поднятой левой рукой Он демонстрирует для Своих преданных абхайя-мудру. «Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас!» — таков ее смысл. В одной из левых рук Он держит пламя, свободной правой рукой Он указывает вниз, на асуру Муялаку, который сжимает кобру. Левая Его нога изящно приподнята.
Звук барабана призывает индивидуальные души припасть к Его стопам. Он символизирует .омкару. Из звучания дамару образовался весь санскритский алфавит. Творение возникает из дамару. Сложенная в абхайя-муд-ре рука дарует защиту. Огонь производит разрушение. Приподнятая нога означает майю (иллюзию). Указывающая вниз рука — знак того, что Его стопы — единственное прибежище для индивидуальных душ. Тируакши представляет омкару, или пранаву.
Чидамбарам в Южной Индии — священное место паломничества. Все тамильские святые пели гимны, восхваляющие Натараджу. Там находится Акаша-Лингам, указывающий, что Господь Шива не имеет формы и лишен качеств. Есть такая пословица: «Тот, кто умер в Бенаресе с
Раманой на устах и в сердце, обретет спасение. Тот, кто вспоминает Аруначалам (Тируваннамалай), обретет мук-ти. Кто получил даршан Натараджи, достигнет окончательного освобождения». Истинный Чидамбарам находится в сердце. В сердцах преданных, где сожжены эгоизм, похоть, ненависть, танцует Шива.
Он танцует очень спокойно. Если, танцуя, Он разгневается, мир мгновенно исчезнет. Он танцует с закрытыми глазами, так как искры из Его глаз могут сжечь всю вселенную. Пять действий Господа (паньчакрия) — творение (сришти), сохранение (стхити),разрушение (самхара), иллюзия (тиробхава) и благодать (ануграха) — суть Его танцы.
Да постигнете все вы истинное значение танца Шивы! В экстазе совместного танца с Господом Шивой да сольетесь вы с Ним и да испытаете Шивананду, истинную красоту существования!
II
Господь Шива — воплощение мудрости. Он — Свет Света. Он — Парамджьоти, Высший Свет. Он — Самосияющий, Сваямджьоти. В танце Шивы проявлены ритм и движение мирового духа. Когда Он танцует, силы зла и тьмы трепещут и отступают.
В течение ночи Брахмы (во время пралайи) пракри-ти неподвижна, инертна. Это состояние известно как гуна-самья-авастха. Три гуны находятся в состоянии равновесия, баланса. Пракрити не может танцевать, пока нет на то воли Господа Шивы. Господь Шива пробуждается от Своего глубочайшего безмолвия и начинает танцевать. Благодаря вибрации, вызванной движениями Его да-мару (барабанчика), недифференцированный звук становится дифференцированным. Возникает шабдабрахман. Также недифференцированная энергия становится дифференцированной. Равновесие гун нарушается. Проявляются саттва, раджас и тамас — три гуны. Все небесные тела, атомы и электроны также танцуют ритмично и упорядоченно. Атомы танцуют в молекулах, молекулы — во всех телах. Звезды танцуют во времени и пространстве. Пракрити также начинает кружиться в танце вокруг Него как Его слава, вибхути. Прана начинает действовать в акаше (тонкой материи). Проявляются различные формы. Проявляется также и космический разум (Хираньягарбха, Золотой Зародыш).
В надлежащее время Господь Шива, танцуя, разрушает с помощью огня все имена и формы. И снова наступает тишина.
Образ Натараджи исполнен глубокого символизма. Лань в руке Шивы представляет ашуддха-майю. Топор символизирует знание, уничтожающее невежество. Барабанчик, пламя в протянутой руке, вода (Ганга), рука, держащая топор, нога, поставленная на асуру Муялаку — это бесформенные тонкие (сукшма) проявления паньчак-шары.
Сришти (творение) — это барабанчик, стхити (сохранение) — рука в абхайя-мудре, самхара (разрушение) — рука, держащая топор, тиробхава (сокрытие) — придавливающая нога, ануграха (благословление) — приподнятая нога.
Существуют различные танцы Шивы. Есть танец самхара, пять танцев, шесть танцев, восемь танцев, танец коду-котти, танец пандам, танец коду. Коду-котти — танец после всеобщего разрушения. Пандам — танец после разрушения Трех Городов, с нанесенным на тело пеплом этих Городов. Коду, или капалам, — танец с головой Брахмы в руке. Самхара — танец во время растворения, пралайи.
Сришти, стхити, самхара, тиробхава и ануграха, а также муни-тандава, анаварата-тандава и ананда-тандава составляют восемь танцев. Танцы шивананда и сундара, танец золотого города, танец золотого Чидамбарама и чудесный танец — это пять танцев. Шесть танцев состоят из предыдущих пяти танцев и танца ананды.
Господь Шива — не обыкновенный танцор. Он — знаток танца и его Повелитель. Он — Царь танцоров. Он умерил гордость Кали. Разрушение, производимое Господом Шивой, является не единым действием, но последовательностью действий. Каждой стадии соответствует определенный танец.
Да поможет вам Натараджа, великий танцор, достичь Шивананды, вечного блаженства Шивы!