Тема: Наука в ракурсе экзистенциальной рефлексии

Тексты для анализа и обсуждения

Хайдеггер, М. Время картины мира / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 41-62.

Хайдеггер, М. Наука и осмысление / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 238-253.

Круг вопросов для обсуждения:

На каком концепте сущего и истины основано существо науки Нового времени?

В чем кроется существо научного исследования, по мнению Хайдеггера?

В чем заключается специфика эксперимента как процесса науки? Каковы последствия становления экспериментальной науки?

Сущность и последствия становления науки как производства.

В чем отличие античного, средневекового миросозерцания и нововременной картины мира в перспективе научного знания? (В понимании восприятия, сущего, истины и человека)

Как выстраивается связь человека и сущего в новоевропейской картине мира?

Каково соотношение между Я (индивидуализмом) и Мы (коллективизмом) в концепте науки Нового времени?

Какова специфика гуманизма и мировоззренческих принципов, возникших на почве науки, начиная с XVII века?

Как Хайдеггер толкует понятие «теория» в перспективе языка и жизни? Насколько предложенная философом трактовка адекватна философии и науке культуре постмодерна?

В чем заключается отличие теории в значении «рассмотрения» от теории в значении «созерцания», с точки зрения Хайдеггера? Насколько эти перспективы понимания теории могут влиять на мастерство и творчество современных ученых?

Как Хайдеггер толкует тезис: «Современная наука есть теория действительного»?

Занятие 4.Семинар

Тема: Наука в измерении социума и культуры.

1. Место науки в культуре. Связь типов цивилизации и науки. Наука и система ценностей. Ценность научной рациональности. Роль науки в современной цивилизации. Функции науки в обществе: когнитивная, производительная, социальная, мировоззренческая.

2. Наука как социальный институт. Институциональные формы научной деятельности. Экономический и техногенный аспект науки. Наука как профессиональная деятельность. Дисциплинаризация науки. Наука и власть. Наука и образование (проблема трансляции знания, опыта, навыка).

3. Особенности научного познания в сравнении с обыденным, религиозным, художественным.

4. Связь научной рациональности с типом культуры. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Парадигмальные повороты в научном знании, их когнитивный, социальный и исторический смысл.

Литература

Бурдье Е. Начала. Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., 1994. Ч. 3.

Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.

Заблуждающийся разум? Многообразие вне научного знания. М., 1990.

Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. Н.А. Шматко. С-Пб., 1998.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.

Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. С-Пб., 1999.

Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С-Пб., 2000.

Занятие 5. Семинар

Тема: Наука в структурном измерении.

1. Субъект и объект познания как главные структурные категории науки. Проблематизация в структуре научного поиска.

2. Структура эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение. Роль приборов и техники в научном поиске. Проблема факта, его формирование и теоретическая нагруженность. Концепт «факт» в естественнонаучном и социально-гуманитарном исследовании

3. Структура теоретического знания. Теоретические модели и понятие закона. Теория и ее организация. Гипотеза и ее обоснование. Концепт «закон» применительно к области естественнонаучного и социально-гуманитарного исследования.

4. Проблема истины в научном познании. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках.

5. Научная картина мира. Философские основания науки. Идеалы и нормы как основания науки и научной картины мира. Функции научной картины мира. Идеалы и нормы научного исследования.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. №2.

Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998.

Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997.

Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.

Патнем Х. Разум, истина и история. Пер. с англ. Т.А. Дмитриевой. М., 2002. Гл. 5-6, 8-9.

Рорти Р. Философия и Зеркало природы. Под ред В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. Гл.6. §§ 5-6, Гл. 7. §3. Гл. 8. § 3.

Сеньобос Ш. Историческими факты бывают только по положению // Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: "РГГУ", 2000. (и другие главы книги)

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006.

Субъект, познание, деятельность. М., 2002.

Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М., 2003. Лекция 9, 11.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. Под ред. В.Н. Садовского. М., 2000. Гл. «Пирс, Поппер и проблема открытия закономерностей».

Занятие 6. Семинар

Наши рекомендации