Тема III. Специфика социального и гуманитарного познания
(10 часов).
Познание социокультурной реальности как проблема философии. Истины знания и истины веры в средневековой философии. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Практическое и теоретическое знание о человеческом мире. Практическое знание и его субъект. Безличностное и личностное практическое знание. Коммуникация как социальная форма передачи практического знания. Структура практического постижения человеком мира своего существования: образцы, нормы, верования, ценности, здравый смысл. Понимание как момент человеческого существования. Убеждения как систематизация практического знания. Правда жизни как форма «истины» практического знания.
Вера и знание, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Вера и сомнение. Вера и верования – обязательные компоненты и основания личностного знания. Уверенность как условие личностного принятия знания. Вера нерелигиозная и вера религиозная. Догма как форма религиозного утверждения.
Ценности как особое знание действительности. Оценки (ценностные суждения) и их роль в практическом знании.
Практическое знание как основание и как «предпосылочное знание» научного знания о социокультурном мире. Феноменологическая социология о «первичных» конструктах социальности.
Характеристики научного социального знания. Включенность субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования социально-гуманитарных наук (СГН). Субъект социально-гуманитарного познания.
Аксиологичность социального знания. Проблема эпистемологии ценностей (Л.А. Микешина). Аксиологическая составляющая в системе научного знания об социокультурной реальности. Ценностные аспекты в процедуре репрезентации объекта исследования. Ценностные аспекты и категории науки. Ценности и проблемы интерпретации.
Актуальность социального знания. Действенность знания о социокультурной реальности. Социальное знание как момент истории. Экзистенциальная составляющая социального знания. Влияние социального знания на поведение и изменения своего объекта.
Идиографичность социального знания. Общее и индивидуальное в социокультурной реальности. Возможности и границы научного постижения индивидуального.
Проблема истины в социально-гуманитарных науках. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Объективность истины и проблема ангажированности СГН в социальный мир. Истина науки и правда культуры. Истина и сделанное (verum – factum) Verum et factum convertuntur = Истина и сделанное совпадают (Дж. Вико). Истина как знание, соответствующее вещи, и истина как знание соответствующей вещи. Истина как свобода (М. Хайдеггер). Проблемы новой рациональности и гуманитарное познание.
Методологические проблемы социально-гуманитарного познания. Критика формальная (трансцендентальная), критика историческая (содержательная), критика феноменологическая – три методологических основания познания социокультурного бытия.
Объяснение и понимание. Природа и типы объяснений. Объяснение – функция теории. Необходимость обращение к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Герменевтика и ее принципы. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
Основные принципы гуманитарного познания: плюрализм, толерантность, конкретность.
Тема IV. Место и роль СГН на современном этапе истории (4 часа).
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Смена лидирующих дисциплин в структуре СГН в ХХ веке. Глобализация всех сторон общественной жизни и возрастание роли знания в обществе. Глобализация и локализация. «Общество знания». Общество риска. Роль научных экспертиз. Смена культурной парадигмы: от культуры модерна (Просвещения) и культуре постмодерна (Постпросвещения). Становление личностно ориентированной культуры, «культуры подиума». Проблема переориентации просвещенческой системы образования с обучения на воспитание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и проблема диалога культур.
Рекомендуемая основная литература по Разделу II
1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. Соч.: в 7 т., Т. 5, М., 1996.
2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества // Социология на пороге ХХI в. Новые направления исследования. М., 1998.
3. Дробницкий О.Г. Моральная философия / сост. А.Г. Апресян. М., 2002.
4. Конев В.А. Социальная философия. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.
5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
6. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
7. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.
8. Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.
9. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
10. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. / Философские проблемы социально-гуманитарных наук. М., 2006.
11. Социальное знание и социальные изменения. Отв. ред. В.Г. Федотова. М., 2001.
12. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
13. Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей ред. проф. С.А. Лебедева. М.: 2006.
Дополнительная литература
1. Бек У. Общество риска. М., 2000.
2. Бергер П. Лукман Н. социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2995.
3. Конев В.А. Философия ХХ века в поисках новой парадигмы // Философия, общество, культура. Самара, 2007.
4. Розов М.А. Проблема объяснения и понимания в гуманитарных науках // Философия, общество, культура. Самара, 2007.
5. Розов Н.С. Философия и теория истории. М., 2002.
6. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2006.
7. Сыров В.Н. Введение в философию истории. Своеобразие исторической мысли. М., 2006.
Темы практических занятий для аспирантов по курсу
"Философия и история науки"
Раздел "Философия науки"
Занятия 1-2. Семинар