Раздел i. общие проблемы философии науки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Занятия 1-2. Семинар

Тема: Наука в историческом измерении.

1. Наука как предмет гносеологии от античности до современности. Основные гносеологические концепции науки: классическая и неклассическая.

2. Возникновение науки и основные этапы ее развития. Наука как свободное искусство античности. Созерцательный концепт науки в средневековье. Наука как опытное знание в эпоху нового времени. Неклассический и постнеклассический этапы развития науки.

Коллоквиум на тему: «Базовые концепции философии науки.

Проблемы общей методологии».

Тексты для анализа и обсуждения:

1. Поппер К. Логика и рост научного знания // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 343-351. или Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 236-239, 439-447. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 томах. Т. 1. М., 1992. С. 29-33.

2. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 392-399. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 273-275, 322-329.

3. Кун Т. Структура научных революций // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 400-408. или сборник: Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 34-36, 49-51, 65, 77-78, 129-130, 134-135, 196-197, 241-241.

4. Фейерабенд П. Против методологического принуждения // Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия. Отв. ред. Л.А. Микешина. М., 2005. С. 415-418. или Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 160-165.

Примерный круг вопросов для обсуждения:

Каковы характеристики эмпирической науки с точки зрения Поппера? Каковы возможности и достоинства принципа фальсификации в определении истинности и объективности научного знания в сравнении с индуктивной концепцией достоверности законов природы?

Какова аргументация Поппера в пользу концепта «эпистемологии третьего мира», насколько логика философа кажется Вам обоснованной и стройной?

Как понимается объективность научного знания в философии Поппера?

В чем заключается суть критики Поппера и Куна по проблемам методологии науки со стороны Лакатоса?

Какое понимание научной истины выражает методология научно-исследовательских программ Лакатоса?

В чем смысл и какова связь отрицательной и положительной эвристики в философии науки Лакатоса?

Каково место и роль «аномальных знаний», опровержений в развитии научных исследований у Лакатоса и Куна?

Каково понимание и статус «объективной реальности» в философии науки Лакатоса, Поппера, Куна?

Какой смысл и ценность вкладывает Кун в понятия нормальной науки, парадигмы, научной революции, и какова их взаимосвязь?

Как Вы думаете, в чем заключается продуктивный смысл в понимании науки как системы проблем и головоломок в отличие от концепта науки как системы позитивных знаний о мире (кумулятивный взгляд)? Объясните и обоснуйте свое мнение.

В чем позитивный смысл научный революций по Куну, каковы судьбы старого и нового научного знания?

Какое место и функции выполняют образцы в дисциплинарной матрице науки, с точки зрения Куна?

Как можно растолковать тезис «теоретической нагруженности факта» в концепции эпистемологического анархизма Фейерабенда?

Какой продуктивный смысл Вы можете выделить в тезисе «несоизмеримости теорий» Фейерабенда?

Как рассматривается проблема расхождения теории и фактов в философии науки Поппера, Лакатоса, Куна, Фейерабенда?

Литература

Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 1980.

Капра Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей // Один мир для всех. М., 1990.

Косарева Л.М. Коперниканская революция: социокультурные истоки. М., 1991.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. (любое издание)

Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ. (любое издание)

Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценностное и научное понимание. М., 2001.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. 2001.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб. 1998.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. (любое издание)

Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

Научный прогресс: Когнитивные и социокультурные аспекты. М., 1993.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.. 1983.

Самоорганизация и наука: Опыт философского осмысления. М., 1994.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М, 1994.

Традиции и революции в истории науки. М., 1991.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.

Эпистемология и постнеклассическая наука. М., 1992.

Занятие 3. Коллоквиум

Занятие 4.Семинар

Литература

Бурдье Е. Начала. Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., 1994. Ч. 3.

Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.

Заблуждающийся разум? Многообразие вне научного знания. М., 1990.

Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. Н.А. Шматко. С-Пб., 1998.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М., 2007.

Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

Познание в социальном контексте. М., 1994.

Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. С-Пб., 1999.

Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С-Пб., 2000.

Занятие 5. Семинар

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. №2.

Гемпель К.Г. Логика объяснения. М., 1998.

Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997.

Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.

Патнем Х. Разум, истина и история. Пер. с англ. Т.А. Дмитриевой. М., 2002. Гл. 5-6, 8-9.

Рорти Р. Философия и Зеркало природы. Под ред В.В. Целищева. Новосибирск, 1997. Гл.6. §§ 5-6, Гл. 7. §3. Гл. 8. § 3.

Сеньобос Ш. Историческими факты бывают только по положению // Про А. Двенадцать уроков по истории. М.: "РГГУ", 2000. (и другие главы книги)

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М., 2006.

Субъект, познание, деятельность. М., 2002.

Теория познания. В 4 т. М., 1991-1995.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М., 2003. Лекция 9, 11.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. Под ред. В.Н. Садовского. М., 2000. Гл. «Пирс, Поппер и проблема открытия закономерностей».

Занятие 6. Семинар

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

(32 часа)

Тема I. Предмет философии науки, философия о принципах теоретического знания, основные концепции современной философии науки (10 часов).

Философия науки как рассмотрение трёх аспектов бытия науки: науки как познавательной деятельности, как социального института и как особой сферы культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу познания и науки в философии. Основные концепции научного познания и его закономерностей в европейской философии.

Онтологическая парадигма в философии и зарождение концепции теоретического знания. Различение мнения и знания. Знание как истина бытия. Демокрит и Платон – две исходных модели познания. Логика Аристотеля как первое обоснование законов рационального познания.

Гносеологическая парадигма в философии и разработка методологических принципов научного познания в рамках эмпиризма и рационализма. Линия Бэкона и Декарта. Истина как предметность и всеобщность знания. Трансцендентальная философия Канта о структуре познавательной способности человека и границах теоретического знания. Разрыв вещи в себе и явления как обострение проблемы тождества знания и объекта. Идеалистическая (Гегель) и материалистическая (Маркс) диалектика и решение проблемы тождества мышления и бытия (проблемы предметности научного знания). Обоснование культурно-исторической и деятельностной природы научного познания в философии К.Маркса.

Антропологическая парадигма в философии и новое осмысление роли и места научного познания в культуре и обществе. Разделение наук о природе и наук о культуре. Противопоставление научного и ненаучного постижения действительности. Экзистенциальные формы раскрытия действительности и смысла бытия. Истина как знание соответствующей вещи и как свобода (Хайдеггер).

Классическая и неклассическая эпистемология в понимании объекта и субъекта познания, их связи и методов познания.

Позитивистская традиция в философии науки. Первый позитивизм. Эмпириокритицизм и неопозитивизм. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социология науки. Науковедение.

Тема II. Наука в системе культуры (10 часов)

Традиционалисткий и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и обыденное знание. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия. Функции науки в культуре и обществе: познавательная, мировоззренческая, преобразовательная.

Основные стадии исторической эволюции науки.

Проблема генезиса науки. Преднаука, особенности знания и его функционирования в традиционном обществе.

Наука в античной культуре. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Появление доказательства и обоснования знания. Структура и достижения научного знания античности.

Наука в системе средневековой культуры. Роль логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Влияние христианской теологии на изменение созерцательной позиции ученого: зарождение манипуляции с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Социокульутрные предпосылки возникновения экспериментального метода и математизированного естествознания. Становление экспериментального методов и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

Культурообразующая роль науки в новоевропейской культуре. Наука и просвещение. Кризис техногенной цивилизации в ХХ веке. Кризис предметной и природной среды. Глобализация современной общественной жизни и проблема зрелости общественного сознания в осмыслении единства «всемирного бытия». Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской действительности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые задачи науки в культуре. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Сциентизм и антисциентизм.

Тема III. Структура научного знания (8 часов).

Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии и различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического познания. Задачи, объект, средства, процедуры, результат эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования фактов. Проблема теоретической нагруженности факта. Эмпирическое познание в социально-гуманитарных науках. Специфика наблюдения и эксперимента в социально-гуманитарных науках.

Структура теоретического познания. Задачи, объект, средства и процедуры теоретического познания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Гипотетико-дедуктивные концепции теоретических знаний и их ограниченность. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Возможности дедуктивных методов в социально-гуманитарном знании. Развертывание теории как процесс решения задач. Математизация теоретического знания. Математизация в социально-гуманитарных науках.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размеренность. Система идеалов и норм как схема метода действительности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (НКМ как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философские обоснования как условие включения научных знаний в культуру.

Динамика науки как процесс порождения нового знания. Проблемная ситуация как начало научного исследования. Проблема, задачи в структуре исследования. Формирование первичных гипотез, теоретических моделей. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретического знания. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

Взаимодействие традиций и инноваций в возникновении нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Типы научных революций. Типы рациональности. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Глобальные революции и типы научной рациональности. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для становления новых типов рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Тема IV. Наука как социальный институт (4 часа).

Разные подходы к определению науки как социального института (Р. Мертон, М. Мамардашвили). Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Индивидуальность в науке. Формы подготовки научных кадров. Социокультурные формы репрезентации и трансляции научных знаний. Диссертация как социокультурная форма научного продукта. Научные конференции. Компьютеризация науки и ее влияние на развитие науки. «Потребители» научного продукта. Наука и экономика. Наука и власть. Секретность и закрытость научных исследований. Наука и мораль. Проблема государственного регулирования науки. Организационные структуры науки.

Рекомендуемая основная литература по Разделу I.

1. Современная философия науки: Хрестоматия. Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

2. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1991.

4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

5. Философия. Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

6. Философия науки. Общий курс. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проспект. – 2004.

7. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2004.

8. Философия и методология науки. Под ред. В.И. Купцова. М., 1996.

Дополнительная литература

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки М., 1999.

2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

5. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

6. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. М., 1990.

7. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

8. Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989.

9. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.

10. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

11. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

12. Лешкевич Т.Г. Философия науки. М., 2006.

13. Мамчур Е.А. Прлоблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

14. Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.

15. Моисевв Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

16. Наука в культуре. М., 1998.

17. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

18. Принципы историографии естествознания. ХХ век. Отв. Ред И.С. Тимофеев. М., 2001.

19. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

20. Семенов Е.В. Сценарии и варианты реформирования российской науки // Философия, общество, человек. Самара. 2007.

Наши рекомендации