III. РАЗВИТИЕ МУЖЧИНЫ -РАЗВИТИЕ ЖЕНЩИНЫ – ЖИЗНЕННЫЕ ФАЗЫ И БРАК

"Год женщины", в который так подчеркивалось равноправие женщины, вселил в нас скорее неуверенность, чем ясность в данном вопросе. В этой главе я исхожу из того, что мужчина и женщина в своем духовном развитии, то есть в формировании своего "Я", равноправны. Они являются людьми и как таковые обладают индивидуальностью, которая все интенсивнее определяет путь развития в ходе жизни. И все же надо быть слепым, чтобы отрицать биологические различия между полами. Мужчина и женщина биологически дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге для сохранения вида, как это имеет место у всех высокоорганизованных существ. Там, где содержание душевного переживания находится под влиянием биологического или одновременно биологических и духовных сил, мужчина и женщина будут и психически реагировать по-разному.

На психику мужчины и женщины воздействует два различных силовых поля. Различные импульсы и стремления проникают из области биологических инстинктов в душу, а из духовных устремлений у обоих полов следуют те же проблемы индивидуальности. Так как человек представляет собой единство грех аспектов - а именно, тела, души и духа - то и духовный путь становления индивидуума будет протекать у мужчины и женщины с различными нюансами. Каждая индивидуальность единственна в своем роде и все же равноценна, даже если бы уровень духовного развития и моральные качества были различными. Ценность индивидуальности зависит в конце концов не от того, в каком месте своего пути развития находится человек, почему и старец не более и не менее важен, чем ребенок. Кто приобрел больше благоразумия, тот и несет большую ответственность в своей борьбе за решение моральных и социальных проблем или вопросов знания. Поэтому я подчеркиваю, что каждый индивидуум равноценен как человек, имеющий стремления. Я говорил где-то: "Человеческая душа - это гражданин двух миров, духовного и биологического. " На биологическом воздействии основано различие душевных переживаний мужчины и женщины.Представитель глубинной психологии К.Г. Юнг за свою богатую долгую жизнь феноменологически описал не только душевную жизнь своих деятельных и мечтательных пациентов, но и жизнь своей собственной души. Он был тонким наблюдателем, который всегда пытался познать определенные явления без шор какой-либо теории или системы, желая избежать того, чтобы видеть определенные явления слишком остро, других же не рассмотреть вовсе. Он хотел быть и оставаться психологом, а не блуждать в дебрях теологии или философии. Некоторые упрекали его в недостатке систематичности, некоторые с трудом находят доступ к его обширным работам. От его внимательного взгляда не ускользнуло то, что мужчина и женщина не просто дополняют друг друга, но что каждый мужчина в глубине своей души имеет женскую компоненту, а каждая женщина - мужскую. Эту "картину души" Юнг называет anima мужчины и animus женщины. Для мужчины, чье биологическое существо выражается в активности, направленной вовне, в завоевании и подчинении, эта anima, которая может явиться ему во сне в виде женского существа, останавливает его и поясняет, что ему угрожает опасность забвения своего лейтмотива. Anima и animus - это нечто совершенно иное, чем грубо биологический эдипов комплекс. Anima находится на службе стремлений, которые, как мы видим, в течение жизни действуют на трех различных уровнях. Находиться на службе стремлений здесь означает устанавливать нормы и поощрять дальнейшее развитие на пути воплощения лейтмотива.

В своих произведениях Юнг приводит много примеров глубоких снов anima и animus, которые иногда возвращаются снова и снова, пока заключенные в них ценности не будут поняты и приняты.

В биологическом отношении человек является прежде всего двуполым. Первобытная почка, в которой в ранней эмбриональной фазе заложена вся мочеполовая система, долго развивает обе системы органов, пока в определенный момент не победит мужская или женская система, а другая не отстанет в развитии. У взрослого мужчины и взрослой женщины еще есть остатки органов другого пола. Также и грудные железы у мужчины и женщины расположены одинаково, только у женщины они развиваются полностью.

То, что потенциально заложено, а физически не развилось, продолжает существовать и влиять на психику, но не гормональным путем или посредством физически-биологических инстинктов и раздражений, а в более глубоких слоях бессознательного.

Юнг различает три слоя бессознательного:

(1)личное бессознательное; оно содержит наши воспоминания и вытесненные впечатления и комплексы, которые мы приобретаем в течение нашей жизни;

(2)коллективное бессознательное; оно содержит эмоции и инвазии, общие для целых групп, например, народов и рас.

(3)архетипы; они имеют общечеловеческий характер, их образный язык во всем мире одинаков.

Архетипы познаются в символах, их находят во всех религиях и во многих сказках. В своем общечеловеческом они содержат одновременно нечто от того, что Юнг называет характером animus. Они служат стимулом и одновременно воздействуют на совесть, если человеку угрожает опасность опуститься ниже своего человеческого уровня.

Anima и animus относятся к важнейшим архетипам. Там, где мужчине угрожает опасность стать односторонне мужественным и потерять человечность, ariima выдвигает требование общей человечности. То же относится и к женщине.

Юнг описывает это также и по-другому: каждый мужчина несет в себе свою Еву, каждая женщина - своего Адама. Каждый ищет в этом мире человека, который больше всего похож на собственную Еву или собственного Адама, и пытается таким образом обрести духовное равновесие. Это, например, Гретхен, сопровождающая после своей смерти Фауста на его пути, или мертвая Беатриче, ведущая Данте через высшие сферы. "Фауст" Гете кончается словами: "Вечная женственность тянет нас к ней".

В период полового созревания в человеке пробуждается не только способность внутренне пережить собственный пол, но и любопытство к другому полу, он узнает, и прежде всего в годы после периода полового созревания, впервые собственный animus или собственную anima. В ранней юности существует гомоэротичная фаза. Юноша чувствует в себе женственное начало, и пытается обрести внутреннее равновесие в почитании существа мужского пола. Это время, когда девушки увлекаются учительницей, а для юношей наиболее почитаемым лицом становится пожилой человек. Это может происходить и в банальном мире героев футбола и кинозвезд, а также в тонких и очень личных мечтаниях наяву.

В дальнейшей юности следует затем пробуждение души к другому полу в форме эроса. Наилучшей питательной почвой для этого эроса является поиск собственного Адама или собственной Евы во встрече с представителем другого пола.

Переход от гомоэротики к гетероэротике является нормальным шагом развития, и понятно, что в такой переходной фазе могут возникнуть нарушения. Если первый сексуальный опыт был отталкивающим или агрессивным, то это может привести к тому, что молодой человек зафиксируется в гомоэротическом состоянии. Возникнет ли из этого подлинная гомосексуальность, зависит в основном от отношений, в которые вступает молодой человек.

Проблема гомосексуальности, или, применяя новое понятие, гемофилии, очень сложная. В тридцатые годы в моей психотерапевтической практике было довольно много деятелей искусства, благодаря им я познакомился с гомоэротической компонентой человеческой души как феноменом, который возникает у людей, обращенных больше к своему внутреннему миру, чем к впечатлениям жестокой реальности мира. Как студенческий психиатр я занимался в пятидесятые годы прежде всего гомоэротикой юности. По моему мнению, есть различие между биологической гомосексуальностью, проявляющейся в некоторых очевидных случаях уже в юности, и психической гомоэротикой, следующей из открытия существования собственной anima или собственного animus.

В каждом человеке биологически заложены обе возможности, не говоря о хромосомах, которые, вероятно, тоже способствуют тому, что одна из предрасположенностей берет верх (я сознательно говорю "вероятно способствуют", потому что я научился воздерживаться от мышления в чисто механических цепочках причины и следствия. Ибо что является здесь действительно первопричиной, а что только инструментом общего высшего принципа систематизации? В конце концов, и виолончель не производит сонаты, но соната не может прозвучать без инструмента.)

Из опыта двуполой предрасположенности и из реализации одной возможности за счет другой следует различный опыт индивидуальной ситуации. Выражаясь доступно: есть мужчины (и точно также, конечно, женщины), которые являются на 90 - мужчинами и на 10 - женщинами, эти однозначно являются полноценными мужчинами. Наряду с этим есть мужчины (и женщины), которые являются на 10 - мужчинами и на 90 - женщинами, это настоящие гомосексуалисты. Между ними расположены всевозможные градации, 60: 40, 50: 50, 40: 60 и т.д. У этой группы норма меняется в зависимости от связи, в которую они вступают.

В общем, можно сказать, что люди, у которых совершенно ясные отношения, должны пожертвовать для уверенности в себе своими внутренними возможностями переживаний, но что гармоничность приносит душевное обогащение обеим сторонам.

Я остановлюсь на этой проблематике еще раз, когда буду обсуждать супружеские отношения в различные фазы жизни. То, что я здесь сказал, относится прежде всего к настоящему мужчине и настоящей женщине. Оба так погружены в свой собственный мир, что у них не может возникнуть понимание, что партнер не такой, как они. Они даже не особенно эгоистичны, они только "не различают цвета" и не могут сочувствовать другим формам психического поведения. Партнера понимают только частью своей самости, которая является женской или мужской. Все совершенно однозначные и односторонние люди действуют вовне немного инфантильно; они часто страдают от того, что к ним всегда обращаются вначале как к представителям их пола и только потом как к личностям.

Будучи студенческим психиатром, изучаешь людей в неустойчивой фазе юности, в которой взрослый молодой человек пытается выяснить (и это гораздо чаще, чем обычно думают), является ли он "нормальным" или, может быть, гомосексуальным. Только совместное, осторожное изучение личных переживаний может помочь юноше добиться ясности в отношении самого себя в такой жизненно важной фазе. Одно неосторожное слово может подействовать как внушение и закрепить на несколько лет внутреннюю проблематичность, которую так же легко можно было бы преодолеть. С другой стороны, осознанная и принятая во внимание гомосексуальность может быть первым шагом в поисках нового пути, индивидуального лейтмотива в гетеросексуальном мире.

Это уже большой прогресс, что сегодня об этих проблемах можно говорить открыто. Но нужно также видеть, что натянутость и напряженность, с которыми многие гомосексуалисты борются, как они считают, за свои права, больше говорят об их индивидуальной вводящей в заблуждение терпимости, чем о гомосексуальности самой по себе. Гомосексуальность никогда не является или-или, всегда есть широкий спектр возможностей между двумя крайностями. То же самое относится к проблеме эмансипации женщины. И здесь подлинное освобождение, допускающее равноправие различных возможностей бытия женщины, не может быть достигнуто на пути упрощающей поляризации. Этими вступительными словами я попытался показать, что для бытия мужчины или женщины есть целая градация различных возможностей. Я вновь говорю о развитии от сексуальности через эрос к любви, образующей основу отношений между мужчиной и женщиной (само собой разумеется, также и между женщиной и мужчиной).

В период, предшествующий половой зрелости, молодой человек впервые открывает в себе сексуальность, у девочки эта фаза характеризуется первой менструацией, у мальчика - первыми эрекциями и ночными эякуляциями. В этот момент интерес еще сосредоточен на процессах в собственном теле, но вскоре он направляется и на другой пол. В здоровой атмосфере без невротических манер жизнь юношей и девушек нормально идет дальше, вместе занимаются спортом, вместе идут в палаточный лагерь, работают и отдыхают вместе. Для души эти вещи значительно важнее, чем сексуальные проблемы.

После этого развитие в различных социальных слоях проходит в некотором отношении по-разному. Мое профессиональное общение с молодыми рабочими ясно показало мне, в какой мере профессиональная деятельность в возрасте 14, 15 или 16 лет ограничивает возможности развития сексуальности, эротики и любви. Там, где содержанием всей жизни является восьмичасовой труд, убивающий дух, с ограниченной "свободой" движений, не может развиваться и психика. Эти люди приговорены к тому, чтобы взрослеть на уровне фазы полового созрева. ния. Кто видел упаковщиц у конвейера или девушек в машинописном бюро, для того становится осязаемым, как здесь душа пребывает в полусонном состоянии То же самое относится и к мальчикам, которые выполняют неквалифицированную работу или должны совершать запрограммированные действия. На стройке или при строительстве судов, где работа еще ведется по ремесленным принципам и построена разнообразнее, возможности развитая гораздо больше.

Если психика в полусонном состоянии должна существовать много часов в день в утомительной монотонной работе, сексуальные чувства и фантазии приобретают неизмеримо большой вес и деформируют душу. Надо только послушать в какой-то момент дня несколько минут разговоры упаковщиц, чтобы вас непосредственно затронула односторонность того, что выполняет душа в такой ситуации. Если потом в более поздней фазе юности возникнет прочная связь или брак, тогда окажется пропущенной бессознательная, очень важная фаза развития, которую можно наверстать только частично. Всегда удивляет гибкость человеческих возможностей развития, когда видишь, как много позитивного возникает и в таких условиях. Но это ни в коем случае не освобождает нас от обязанности бороться из поколения в поколение за улучшение возможностей развития большей части населения.

Конечно, проблемы у привелигированной части молодежи, которая может посещать высшую школу, выглядят совершенно иначе. Здесь слишком рано общее образование приносится в жертву претензиям специализации. Осторожное исследование собственно душевных возможностей больше невозможно, потому что коллективное равенство шансов становится несправедливостью по отношению к индивидууму.

Но довольно об этом! Я хотел бы снова возвратиться к отношениям между мужчиной и женщиной в юности, и я исхожу здесь из того, что развитие осуществляется в не слишком неблагоприятных условиях. Уже эта формулировка отчетливо показывает, что я в последующем не хочу заниматься результатами статистических исследований развития, происходящего, в общем, в условиях неблагоприятных. Я хотел бы назвать мое описание ситуации сознательно выбранным идеальнотипическим методом характеристики.

Молодой человека, признавший свою собственную сексуальность и открывший эрос в своей душе, входит в волшебную страну, захватывающую и полную неожиданностей. Надежда и страх, восхищение и разочарование сменяют друг друга, пробуждаются чувства нежности и почтительности наряду с чувствами негодования и отвращения. Теперь он должен узнать целый спектр чувств, чтобы в большой, средней фазе жизни достичь подлинного человеческого бытия. Собственно, тогда нужно обладать всеми нюансами душевных сил, делающих возможными взаимное понимание, принятие и прощение. Юность - это фаза, в которую каждый человек познает свою мужественность или женственность Каждый мужчина ищет свою Еву, а каждая женщина своего Адама. Глубоко в душе живет идеальный образ, дополняющий собственную душу. Найдется ли настоящий, или приходится взять первого встречного, в чем-то соответствующего этому идеальному образу. Первая любовная связь становится подготовкой последующего развития. Безразлично, как закончатся отношения - оба участника его выйдут из них обогащенными. Многим людям нужна больше, чем одна любовная связь, чтобы достичь внутренней уверенности, из которой вырастает знание партнера.

Также и тот, кто верит в предназначение друг для друга, должен достичь определенной зрелости, чтобы суметь познать другого. Первая встреча с противоположным полом будет искажена, если она будет слишком ограничена сексуальной сферой. Массовое знакомство молодежи с грубой сексуальностью в наших газетах и журналах, и прежде всего в порнофильмах нарушает психический процесс созревания. Брак, основанный на сексуальной привлекательности, не продержится долго. В сущности, нет ничего более скучного, чем чистый секс, возможности варьирования исчерпываются довольно скоро, и душа выходит пустой. Смена партнера, групповой секс и другие способы могут, вероятно, придать новое очарование, но взаимоотношения двух людей благодаря этому не становится глубже, человек сам остается неудовлетворенным и одиноким.

В ходе двадцатых годов, когда душа ощущающая как бы производит рекогносцировку и в ней действуют "жиз-неннодушевные стремления", эрос, открытый в юности, становится действительностью, пережитой в душе. Этот эрос, проснувшийся во встрече со спутником жизни, может развиться и проникнуть в отношение к природе и к другим людям.

Общая характеристика, которую я дал двадцатым годам: зондирование почвы, "временность" в форме и содержании человеческих отношений, эмоциональная реакция на успех и неудачу, "ликование до небес и печаль до смерти" - все это, конечно, точно также относится и к браку. Развитие собственного совместного стиля жизни является основой общности, из которой в последующие годы разовьется духовная гармония. Создание среды для следующего поколения - это совместный творческий акт. Вместе интенсивно переживают появление детей, заботу о детях и углубление ответственности, которую дети приносят с собой. Все это формирует и определяет первую фазу брака.

Холостяк или незамужняя женщина переживают в этой фазе открытую, простую и товарищескую дружбу к другому полу, отмеченную позитивными и негативными колебаниями души ощущающей.

Примерно в конце двадцатых, начале тридцатых годов это меняется. Овеществление всей жизненной позиции сказывается и на браке. Различия в темпераменте, взглядах на жизнь и жизненном стиле приобретают собственное значение. В то время, как в двадцатые годы разногласия могли привести к бурной ссоре и чудесному примирению, теперь они меняют свой характер. С одной стороны, говорят себе: "Ничего не поделаешь, придется привыкать", с другой, можно уйти в сбою работу или в решение своих задач, из чего незаметно вырастает взаимное отчуждение. Блеск эроса грозит померкнуть, сексуальные отношения стали привычными, теперь должна вырасти более глубокая связь, чтобы отношения не задушил рационализм. Эта более глубокая связь может быть только сознательным решением отделить в отношении к спутнику жизни существенное от несущественного. Уже желание поиска открывает глаза на индивидуальность другого. Из этого вначале вырастает теплое чувство товарищества, взаимного доверия. Позднее окажется, что эта дружба, выросшая в фазе развития души рассудочной, является фундаментом углубления отношений, которые затем могут развиться в настоящую, основанную на духовной связи любовь.

С другой стороны, в тридцатые годы может быть заложен фундамент практического сотрудничества мужчины и женщины*, и культура семьи достигнет своего расцвета (например, в искусстве организовывать отпуск как время сердечной общности). /*Школьные проблемы и родительские инициативы в области индивидуального обучения в период господства технократов в образовании и всемогущества государства могут привести к сотрудничеству с другими семьями./

В тридцатые годы закладываются две возможности развития для брака в сороковые годы: кризис брака или новые отношения в духовной близости и связи.

Как раз душа рассудочная видит положительные и отрицательные стороны партнера; это может привести к эмоциональному охлаждению и обеднению. Это придание более объективного, делового характера отношениям может быть также необходимой предпосылкой того, что партнер принимается таким, каков он есть на самом деле. Отсюда вырастает общность, которая приносит с собой лейтмотив, который в конце концов становится слышим и видим в другом.

В этой фазе многое зависит от отношения к самому себе. Кто не может принимать самого себя со всеми слабыми и сильными сторонами, кто избегает конфронтации с самим собой, неутомимо гоняясь за карьерой, успехом или удовлетворением своего честолюбия, тот не будет способен в отношении к другому достичь его подлинной личностной сути.

Тогда брак начинает либо разрушаться, либо служит декорацией для пьесы, исполняемой для окружения. В этом случае декорация может оказаться либо пригодной, либо мешающей. Если она мешает, то думают, что надо заменить ее другой, лучше подходящей к разыгрываемому акту жизненной драмы.

О кризисе сороковых лет говорилось уже много. Кто в третьем десятилетии жизни не заложил хотя бы фундамента для более глубоких связей, испытывает теперь большие трудности. Эта глубинная связь теснейшим образом связана с обликом человека, который сознательно или бессознательно носят в душе. Кто убежден в том, что у человека только биологическое существование, с ужасом будет думать о том времени, когда исчезнут скромные радости тела. Поэтому понятно, что в тоске по собственной юности хотят иметь хотя бы немного более молодого спутника жизни. Это особенно относится к мужчине - женщина знает, что ей неизбежно предстоит менопауза, и рождение маленького наследника представляет собой попытку отдалить этот момент. Так, например, одна 46-летняя женщина объявила о своей беременности следующими словами: "Этот пробрался как раз перед закрытием магазина. "

Американский психоаналитик Эдмунд Берглер описывает в своей книге "Мятеж пятидесятилетних" мужскую "менопаузу" и ее влияние на брак. Во введении к нидерландскому изданию Ван Эмде Боаз говорит: "Мужчина в климактерическом периоде по сравнению с женщинами в тот же период жизни относится к забытой группе". "Известно, что климактерий (менопауза) для женщины очень затрудняет брак. Климактерий же у мужчины часто представляет собой непосредственную угрозу браку, потому что мужчина во многих случаях в этот переходный возраст пытается разорвать оковы, которые, по его мнению, суживают его существование".

Но даже если и не разделять взгляд Берглера, что все неврозы, в том числе и этот, являются выражением "психического мазохизма", то следует приветствовать эту в высшей степени полезную книгу. Берглер начинает описание словами: "Бунт мужчины в среднем возрасте – недовольство всем (включая брак, служебные обязанности, обычные дела), вдруг охватывающее мужчину в среднем возрасте - является мрачным повторением периода полового созревания, когда слова героя высокопарны, его поступки неадекватны и в итоге его поражение неизбежно. Протест в самом начале обречен на провал и может привести только к одному из двух последствий: либо мятеж добровольно подчинится своей индивидуальной и неизменной (поскольку самостоятельно построенной) судьбе - включая то, что он не разведется, несмотря не свои честолюбивые планы - либо все более запутывается в трудностях и в конце концов опять возвращается к тому, с чего он начинал; но и тогда он полон горечи и упреков. "

Далее Берглер описывает в последующих главах бесконечный и бессмысленный спор о ничтожных вещах, в котором для мужчины речь идет о том, что "она его не отпускает", что он не может быть творческим из-за своих семейных уз. Понимающую подругу чаще всего не поднимают до положения супруги - развод не поможет, если трудности привели к неврозу. Отношения осложняются тем, что у женщины после климакса пробуждается новое чувство жизни, дающее ей иллюзию жизни вне времени, что она не стареет и остается навсегда неизменно привлекательной. Мужчина же в этой опасной фазе живет иллюзией второй молодости. Женщина ясно видит неразумность его поведения и глубоко задета его упреками; мужчина хочет вырваться из гнетущих оков, потому что не видит больше другого, достойного человека выхода для собственного существования.

Очевидно, что эта ситуация возникает у пар, которые не смогли совместно или поодиночке придать своей жизни новое, духовное содержание, открывающее новые масштабы и дающее ощущение, что наконец-то пришел к той точке, когда осознается лейтмотив жизни и новые цели наполняют душу. Такой конфликт разрешает не возвращение к биологическому прошлому, а освоение захватывающих задач вновь открывающегося горизонта.Понятно, что Берглер как психоаналитик твердо убежден, что никто не избежит мятежа пятидесятых лет, "потому что юность возвратить невозможно", и что "каждый должен проглотить горькую пилюлю и признать, что молодость ушла безвозвратно. " Знание о "типичном и неизбежном внутреннем конфликте. сопровождаемом ипохондрией, а также о преходящем в отношении последствий, но безобидном характере этой бури в стакане воды" - то есть знание различных аспектов кризиса - могло бы помочь прежде всего женщине поддержать в этой фазе мужа, также, как и она ожидала, что он будет на ее стороне в период преодоления климакса. Трудные случаи, согласно Берглеру, могут быть разрешены только путем психоаналитического лечения. Но чего мне не хватает в его книге, так это указания на возможность найти новые человеческие отношения, рожденные из духа. Поэтому в действительно терапевтическом лечении принимается во внимание не только биологический упадок, но и должны совместно предприниматься поиски нового содержания жизни, которые могут привести к новой встрече, также и между двумя супругами, Само собой разумеется, эта ситуация может разрешиться в отношении к профессии. И здесь всегда "другие" мешают собственному (иллюзорному) развитию. И тогда для мужчины в этом положении будущее трагично, часто полно горечи из-за отсутствия признания его правомерных притязаний на определенное место.

Положение осложняется тем, что он чаще всего отвергает действительное лечение и не может и не хочет смотреть в глаза реальности. Помощь могла бы оказать здесь только новая встреча.

Такой поворот возможен в браке, только если личность другого может быть понята вне его физической природы. Это возможно на почве религиозного убеждения, но может также опираться на мировоззрение или глубокое уважение к индивидуальности ближнего. Во всяком случае, чтобы научиться знать и любить этого другого человека, надо обратить внимание на его "личный облик".

В большинстве случаев для женщины это легче, чем для мужчины; мужчина воспринимает чужое "Я" с помощью "женского" начала в себе, которое играет особую роль в ходе четвертого десятилетия.

Из этих отношений, которые постепенно можно назвать любовью, вырастает верность, преодолевающая смерть, что происходит и с другим партнером. Эти отношения рождаются в тридцатые годы с развитием души рассудочной, они должны долго и тщательно сохраняться, и в пятидесятые годы они расцветают полностью. Эта любовь не требует, она отдает. В старости брак может стать еще интенсивнее. Там, где появились общие духовные или художественные интересы, возможен и в старости стимулирующий разговор. Но и безмолвное совместное бытие в сознании другого может подарить глубокое чувство счастья. Резким контрастом этому могут служить старые супружеские пары, которые встречаются в холлах гостиниц; молча сидят они друг против друга, через некоторое время один замечает: "Перестань глупо теперь нос! "на что следует ответ: "Раз я тру свой нос, значит, так надо, " после чего снова наступает враждебное молчание. Такой брак стал полем битвы, на котором ведется безмолвная борьба за сохранение нескольких свобод с обеих сторон, причем в своего рода позиционной войне бесконечно повторяются одни и те же тривиальные упреки.

С растущим знанием личности партнера осознаются также существенные негативные черты ближнего. В этом другом "облике" партнер может восприниматься как отталкивающее существо, или по крайней мере как карикатура его позитивного характера.

Жена одного писателя, которая сама была очень образованной и одаренной женщиной, сообщила мне об одном типичном случае (ее брак рассматривался многими друзьями как образцовый): ее муж написал книгу, и после этого отправился в длительное путешествие, она с детьми осталась и изъявила готовность прочитать гранки книги. Однажды вечером, когда она погрузилась в работу и, внимательно вчитываясь, особенно интенсивно воспринимала содержание, перед ней вдруг появилось ужасное существо, пробудившее в ней всю ненависть, на которую она была способна. В следующее мгновение эта картина уже исчезла, но чувства, которые в ней пробудила эта "встреча", оставались еще долгое время, как многозначительный сон может неделями занимать нас. Она поняла, что в этом отвратительном существе увидела все, что было оттачкивающим в ее муже. Ощущение усиливалось физическим отсутствием мужа и одновременно его духовным присутствием благодаря книге. Со свойственной ей рассудительностью она сказала: "Я должна была пройти через это, чтобы любить его еще больше".

Не с каждым может произойти такой убедительный случай, для этого надо быть художником, привыкшим к интуитивному обращению с такими впечатлениями; но полусознательно мы все переживаем это. Мы знаем "двойника" партнера, который раздражает нас в большом и в малом и часто вмешивается в наши сознательные слова и поступки.

Мы знает "двойника" партнера лучше, чем самих себя: Этого собственного двойника мы узнаем лишь тогда, когда можем понять, как мы действуем на других, как неправильно всегда понимаются добрые намерения. Вместо того, чтобы в этом случае обвинять других, нужно отважиться видеть свое негативное "Я "как "облик" или по крайней мере как "предчувствие облика".

В Парцифале Вольфрама фон Эшенбаха в кульминационный момент жизни Парцифаля, когда он должен быть принят в рыцари круглого стола короля Артура, вдруг появляется образ ужасной Кундри. Она восклицает, что Парцифаль стал рыцарем круглого стола не по праву. Потому что на нем тяготеет проклятие; он забыл в замке Грааля спросить о страданиях короля Амфортаса.

Кундри является здесь духом и "двойником" Парцифаля одновременно. То, что такая интерпретация правильна, показывает также конец поэмы. Когда Парцифаль в конце всех испытаний становится королем Грааля, ему навстречу выходит Кундри, но в сияющем облике она освободилась от своей задачи быть негативным зеркалом Парцифаля.

Во время кризиса брака сороковых годов большую роль играет тот факт, что собственного двойника признавать не хотят, а двойника партнера видят особенно остро. В своей работе я, к сожалению, часто соприкасался с проблемами развода. После интенсивной беседы с обоими часто оставалось впечатление: здесь каждый сам по себе и посвоему хороший человек, но каждый видит в другом только двойника и упустил из виду собственно индивидуальность. При более близком рассмотрении часто оказывалось, что эти люди много лет жили вместе, но не делили друг с прутом радость и горе. Из-за этого полное упреков основное настроение перевесило чувство глубокой радости, вырастающее из сознания взаимного доверия. К сожалению, если отчуждение зашло так далеко, редко возможно открыть обоим глаза на действительную сущность другого. Для этого требуется много лет, а потом уже часто слишком поздно. Так брак сопровождает человеческую биографию. Только удачное или неудачное супружество показывают, смогли ли отношения двух людей развиться до полной зрелости. В браке отражается путь к внутренней зрелости партнеров; брак лишь тогда, сможет полностью созреть, если партнеры придут к совершенному человеческому бытию. Это совершенное бытие человека может быть плодом долгой жизни, в которой собственное развитие можно измерять как раз на фоне последовательной связи с другой индивидуальностью. Кто никогда не отказывался от психологии козлов отпущения и никогда не понял, что действительное развитие начинается с принятия собственного существа, как оно есть, тот никогда по-настоящему не познает себя. Это самопознание опять-таки сопровождает собственный жизненный путь обоих партнеров.

Из всего этого нельзя заключить, что неженатые не развиваются. Здесь речь шла о браке, индивидуальный путь развития будет рассмотрен в другой главе.

К натянутым отношениям в браке может, конечно, привести также большая разница в возрасте, с другой стороны, она может также воспрепятствовать напряженности. Кто хочет охватить все аспекты проблемы, придет к заключению, что только длительное развитие внутреннего существа может предохранить межчеловеческие отношения от краха.

Тяжелее преодолеть натянутые отношения, возникающие из-за того, что супруги находят различную философию жизни или различную веру. Здесь необходима высокая мера терпимости, признающая за другим свободу, на которую, естественно, человек претендует сам.

Следует сказать еще несколько слов о культуре семьи в наше время. Это понятие вводилось в течение всей главы и важно больше сказать об этом. Когда семья еще была социальным союзом нескольких поколений, культура семьи могла возникнуть посредством разделения обязанностей и задач среди представителей различных поколений. Молодые браки с новыми взглядами на проблемы этой жизни заботились об обновлении, в то время как непрерывность была заботой старшего поколения, которые могли что-то дать внукам от своей жизненной мудрости. Так возникли народные сказки, рассказываемые бабушками, и крестьянская мудрость, которую деды облекли в поговорки. В некоторых биографиях я еще сегодня сталкиваюсь с бабушками или дедушками, сыгравшими решающую роль в жизни данного человека. Но в общем это становится все более редким.

Новая культура семьи сегодня должна быть создана сознательной работой родителей. Это будет в наибольшей степени задачей женщин. Культура семьи покоится на ряде предпосылок. Вначале в жизнь семьи должен быть привнесен ритм. Каждый знает, что грудной ребенок нуждается в строгом распорядке дня. Регулярность в кормлении, сне или игре дают ребенку в его зависимости внутреннюю уверенность.

Затем, во время посещения детского сада и школы, этот ритм должен приобрести форму, типичную для той или иной семьи: время приема пищи, определенные моменты, когда дети могут рассчитывать на то, что у них будет время и пространство для их жизни - так, например, правило, что перед сном будет полчаса пребывания вместе, когда рассказывают или читают вслух, или вспоминают события дня. Старые народные сказки еще сегодня представляют непреходящую ценность для малыша, для детей постарше - самостоятельно выдуманные истории. Здесь важную роль играет отец, если он, к примеру, в воскресное утро может рассказывать историю с продолжениями. Из моего собственного опыта я вспоминаю игру, в которую мы играли с нашими восьми-двенадцатилетними детьми; они должны были придумать название, отец получал три минуты на размышление и долее был потом рассказать историю на заданную тему. Требование игры состояло в том, чтобы найти тему, на которую отец, конечно, не смог бы рассказать историю. Радость была вдвойне велика, если ему это все же удавалось.

Не только для детей, но и для отца в возрасте тридцати-сорока лет это упражнение имеет большое значение! Он увидит, что развивает способности, которые пригодятся ему на его собственным пути. Удачные истории становятся литературными произведениями, которые есть только в собственной семье и которые образуют хорошую основу для чувства общности.

Родителям иногда не совсем понятна потребность детей все время слушать одну и ту же историю, Часто дети месяцами требуют одну и ту историю. При этом тайное предвкушение радости о<

Наши рекомендации