Равновесие «социального» и «психологического» в романе Стендаля «Красное и черное».
Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте. Стендаль узнал о них, просматривая хроники газеты Гренобля. Как выяснилось, приговоренный к казни молодой человек, сын крестьянина, решивший сделать карьеру, стал гувернером в семье местного богача Мишу, но, уличенный в любовной связи с матерью своих воспитанников, потерял место. Неудачи ждали его и позднее. Он был изгнан из духовной семинарии, а потом со службы в парижском аристократическом особняке де Кардоне, где был скомпрометирован отношениями с дочерью хозяина и особенно письмом госпожи Мишу. В отчаянии Берте возвращается в Гренобль и стреляет в госпожу Мишу, а затем пытается кончить жизнь самоубийством. Эта судебная хроника не случайно привлекла внимание Стендаля, задумавшего роман о трагической участи талантливого~плббея во Франции эпохи Реставрации.
Название носит многозначный характер:
1.это мода на странные название неистовых романов ;
2. цвета рулетки: двоичный язык судьбы,случая;
3. революция(кр) и цвет сутаны аббаты(ч); (Во время Фр.революции некоторое время красный цвет фигурировал в символике государства-трехцветное знамя реакции).
4. это преступление и наказание (покушение и казнь);
5. как характеристику двух возможных жизненных путей, открывающихся перед Жюльеном( Красное — это пламя страстей, пролитая кровь, своя и чужая, брызги крови на эшафоте. Черное — цвет отталкивающий и зловещий, все то, что может ввергнуть человека в обыденность, в раболепие, тщеславие, честолюбие, семинария.);
6. Это 2 героини, 2 разных любви: г-жа Де’Реналь (красное- жизнь; настоящая любовь) и Матильда (черное-Это любовь смерти);
ТРИ КРУГА ДЕЙСТВИЯ. В “Красном и черном” три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. “Красное и черное” вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества. Автор «Красного и черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовной жизни героя, становлении его характера, представленного в сложном и драматическом взаимодействии с социальной средой. Сюжет движет здесь не интрига, а действие внутреннее, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда особая значимость внутренних монологов, как бы включающих читателя в ход мыслей и чувств героя. «Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в мировой реалистической литературе XIX в.
Создавая свой роман «Красное и черное», Стендаль ставил перед собой задачу отобразить все сферы жизни, охватить все слои общества, передать основные тенденции, проблемы, конфликты, возникающие в обществе. Поэтому сценой для развития действия романа становится сама Франция.Перед нами раскрываются быт и нравы придворной аристократии в лице де Ла Молей, провинциального дворянства в образах де Реналей; высших и средних слоев духовенства, представителями которого являются епископ Агдский, преподобные отцы Безансонской духовной семинарии и аббат Шелан. Также мы встречаемся здесь с Вально -- ярким представителем буржуазии, мелким предпринимателем Фуке и крестьянами -- семьей Сорелей. Характеры многих героев, их нравы и образ жизни предстают перед нами, в основном, такими, какими видит и понимает главный герой -- Жюльен Сорель. Он прекрасно сознает все недостатки этого общества, все его пороки, несмотря на то, что сам страстно стремится занять место среди его представителей. Мы видим, как с крахом империи аристократия и духовенство берут всю власть в свои руки. Однако в их среде постоянно ощущается атмосфера неуверенности и страха. Так, маркиз де Ла Моль и его окружение заранее готовятся к обороне, рассчитывая на помощь иностранных войск. Де Реналь также находится в постоянном страхе перед возможной революцией. Он готов на любые затраты во имя того, чтобы слуги его «не зарезали, если повторится террор 1793 года». И только буржуазия не знает страха. Ее тяга к обогащению с сознанием возрастающей власти денег только увеличивается. Они, подобно Вально, не стесняются в средствах для достижения своих целей. И, как мы видим, в этом жалком и низком обществе именно такие люди имеют успех.
Невежественный и грубый Вально, опускающийся до низкого подкупа, до ограбления сирот, становится первым человеком Верьера -- бароном и верховным судьей.
Жаждой наживы и обогащения живет также маркиз де Ла Моль, который, располагая возможностью узнавать все новости, удачно играл на бирже. Под безграничную власть денег попадает и де Реналь, владеющий гвоздильным заводом и скупающий земли, и даже старый крестьянин Сорель, за плату уступающий своего «незадачливого» сына мэру Верьера, а впоследствии открыто радующийся завещанию Жюльена.
Вглядываясь в образ Матильды де Ла Моль, мы видим, что она очень отличается от тусклой и безликой великосветской молодежи. Это умная, красивая женщина, наделенная огромной энергией, независимостью суждений и стремлением к яркой, наполненной смыслом жизни. Матильда откровенно презирает свое вялое светское окружение. А в Жюльене она видит незаурядного молодого человека, гордого, энергичного, способного на дерзкие, иногда даже жестокие поступки. Однако в романе ее образ в первую очередь является воплощением честолюбивого идеала Сореля. Брак с ней для героя -- единственная возможность занять свое место в великосветском обществе.
Где бы ни оказывался герой Стендаля, в Верьере или великосветском Париже, -- он видит одни и те же пороки, которыми поражено все вокруг. Он открывает везде лишь моральную нечистоплотность, ничтожество, корыстолюбие и жестокость, с той только разницей, что в придворных сферах Парижа все это искусно прикрывается роскошью, титулами и лоском высшего света.
Во всем этом жутком и душном мире только Луиза де Реналь видится герою тонкой, цельной натурой. Только с ней Жюльен может быть самим собой, так как одна она смогла разглядеть под маской озлобленного честолюбца и дерзкого обольстителя чуткого, благородного юношу, впервые познающего бескорыстие и силу настоящей любви. Ее чувство к герою естественно и чисто, она безоглядно любит его и готова подарить ему настоящее счастье. Однако, на свою беду, она осмелилась помешать карьере Сореля, скомпрометировать его своим письмом к маркизу де Ла Молю. И Жюльен, ослепленный этим предательством женщины, обманувшей его святую веру в нее, совершает свой роковой выстрел.
В своем романе Стендаль убедительно дает понять читателям, что истинное отношение его героя к окружающему светскому обществу должно было тем или иным образом выступить наружу. Жюльен в глубине души -- чистый и светлый человек, и эта нравственная чистота никогда не позволила бы ему стать своим в мире Реналей и Ла Молей. И перед самой своей смертью на судебном процессе он дает выход своим чувствам. Срывая маски лицемерного человеколюбия и благопристойности со своих судей, он бросает им в лицо грозную правду. Его судят и осуждают на смерть не столько за выстрел в Луизу де Реналь, сколько за то, что он, плебей, имел дерзость посягнуть на место в высшем свете. Он осмелился возмутиться социальной несправедливостью и восстать против своей жалкой участи. Этого ему не могут простить. И именно потому отправляют на гильотину.
Стендаль раскрывает основные тенденции развития общества, в котором аристократия и духовенство всеми силами стремятся удержать власть. Для этого они затевают заговор, сущность которого писатель вскрывает в ироническом эпиграфе: «Основной закон для всего существующего -- это уцелеть, выжить. Вы сеете плевелы и надеетесь взрастить хлебные колосья». Характеристики, которые дает им Жюльен Сорель, красноречивы: один из них «всецело поглощен своим пищеварением», другой полон «злости дикого кабана», третий похож на «заводную куклу»... Все они заурядные фигуры, которые, по мнению Жюльена, «боятся, как бы он их на смех не