Творчество Э.А.По: кажущееся и реальное, фатальное и абсурдное в человеке и действительности
Эдгар Аллан По(1809-18489) родился в Бостоне в семье бродячих актеров. Лишился родителей и воспитывался в семье богатого купца Аллана.Приемный отец лишил его наследства и По был вынужден оставить университет и покинуть дом Аллана.Первые свои произведения создавал,используя опыт европейских романтиков.Однако вскоре стал критически осмысливать творчество своих европейских коллег.Уже здесь обнаруживается двойственность По: с одной стороны- пристрастие его ко всякой фантастике:к потустороннему,страшному,необычайному,а с другой-стремление эмпирически постигнуть,а тем самым прозаически,а иногда гротескно-юмористически снизить «высокую» тему,отняв у нее идейную основу,традиционно закрепленную за ней романтизмом. Именно на этих двух путях намечается отход По от ортодоксальной романтики.Исследователи с полным основанием считают,что Эдгар По был в Америке создателем 3 жанров: детективного,научно-фантастического и литературы ужасов.В области поэзии ему принадлежит заслуга в создании американской теории стихосложения.
Огромное значение По придавал деталям.Изображая невероятное и фантастическое, из ряда вон выходящее, По обязательно подкпреплял это многими жизненными подробностями,натуралистическими деталями и тем самым убеждал читателя в возможности невероятного в жизни.В 1845 выходит сборник По «Ворон» и другие стихотворения,которые принесли известность.В 1831 По обращается к прозаическим произведениям.По создавал свои новеллы,основываясь на тщательном наблюдении и анализе человеческой психологии.Особенно привлекла внимание американского писателя интеллектуальная деятельность человека в его так называемых логических рассказах. В этих всемирно известных новеллах По не только раскрывает тайны или преступления, но ставит в центр своего повествования тонко мыслящего героя,обладающего логиеской способностью глубоко осмысливать сложную жизненную ситуацию,связанную с раскрытием той или иной тайны.
Рассказы По подразделяют на 4 основные группы: «страшные,или арабески»(падение дома ашеров,лигейя,маска красной смерти идр.),сатирические,или «гротески»(без дыхания,делец,чер на колокольне и др.),фантастические(рукопись,найденная в бутылке;необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля и др) и детективные(убийство на улице морг,тайна мари роже и др).Ядро прозаического наследия По-«страшные» рассказы. Их атмосфера и тональность в той или иной степени присуща и рассказам других групп.Именно в «страшных» рассказах наиболее ярко проявились главные особенности художественной манеры писателя.В первую очередь это сочетание невообразимого,фантастического с удивительной точностью изображения,граничащей с описанием естествоиспытателя. Бред,призрак,кошмар под пером по приобретают материальные формы,становятся жутко реальными. Детальность рисунка рождает впечатление достоверности при абсолютной невероятности,немыслимости изображаемого. Этот эффект подлинности писатель еще более усиливает с помощью повествования от первого лица,к которому прибегает постоянно,и литературной мистификации, когда рассказ «маскируется под документ.Другой яркой отличительной чертой прозы По является гротеск-сочетание ужасного и комического. Рассказ о самых мрачных предметах может завершиться смешной ситуацией,снимающей гнетущее впечатление,а нагромождение самых чудовищных кошмаров может незаметно обернуться пародией на литературные шаблоны.Часто По сознательно вводит в рассказы элемент неопределнности,недоговоренности.Так,в «Колодце и маятнике» остается неизвестным,что же именно увидел узник нквизиции в колодце,куда его толкали огненные стены его темницы,и от чего он готов кинуться на раскаленное железо. Немотивированные странные и ужасные поступки персонажей рассказов «Бес противоречия», «Сердце-обличитель», «Черный кот» и др.В кульминационный момент обрывается действие «Лигейи2, «Рукописи,найденной в бутылке» и др.По умело использует закономерности психологии восприятия,усиливая таким образом эмоциональное воздействие, активизируя читательское воображение.Действие «страшных» рассказов по происходит в иррелаьном,загадочном мире,где смещены привычные координаты времени и рпостранства и не властны законы логики и здравого смысла. Сюжет строится вокруг какой-то ужасной катастрофы,атмосфера рассказа исполнена мучительной безысходности,а судьба героев-мрачного трагизма.
«Падение дома Ашеров»,наверное,самый известный рассказ писателя.В древнем замке живет последний из аристократического рода Ашеров-сэр Родерик.Он страдает наследственной болезнью:все чувства его мучительно обострены,давит предчувствие грозной и неотвратимой беды. Затворившись в замке со своей сестрой-близнецом Маделейн,Родерик с болезненной страстью предается занятиям живописью и музыкой. Сестра умирает от непонятного недуга.Брает ее хоронит в земелье замка. В страшную ночь дикой бури похороненная заживо сестра встает из гроба,в разорванном саване приходит к брату и в последних смертных судорогах увлекает его за собою на пол,уже бездыханного от ужаса. Стены дома Ашеров рушатся под яростным напором ветра,над его обломками смыкаются воды зловещего озера. В образе Родерика Ашера воплощен страх перед жизнью,реальностью.Духовное начало в нем вытеснило материальное,что повлекло за собой утрату желания жить,распад личности,безумие. Эта основная мысль рассказа подчеркнута вставным стихотворением о гордом князе Разуме, свергнутом духами зла,черными,как ворон.
24. Уолт Уитмен как реформатор поэтического языка в американской литературе.
Поэт, журналист, эссеист. Окончил всего 6 лет школы. Начинает в журналистике. Параллельно работает учителем. Издает очерки "Записки на закате из-за стола школьного учителя". С 1842 года начинает лит деятельность параллельно с журналистикой. 1842 - роман "Франклин Эванс или горький пьяница". Потом не любил о нем вспоминать. Уходит из журналистики, т.к. был слишком свободолюбивым и поддерживал различные протесты и реформы.
Сборник стихов "Листья травы". 1ое издание в 1855 включало 12 текстов. Книга красочно офрмлена. Вместо имени на обложке портрет. Особенное место в структуре сборника занимает стихотворение "Песня о себе" (Менее всего эта поэма похожа на автобиографию, поскольку «я» Уитмена разрастается до размеров всего человечества и вселенной. Недаром это произведение называют самой демократической поэмой в мировой литературе). Не принят критиками
Уитмен первый начинает писать свободные стихи. Самая главная тема - тема человеческого бытия. Божественность человеческого Я, неразрывная связь души и тела, равенство всех живых существ, вечное странствие души в процессе рождения, смерти и нового рождения.
В 1860 - новое издание. добавил 124 новых стихотворения. Разбивает на циклы.
Сборник "Барабанный бой". Был принят из-за патриот. пафоса сборника. был посвящен гражданской войне.
Уитмен вводит разговорный язык в поэзию. Опирается на фольклор. традиции.
Внутренний динамизм и оптимизм. Воспевает радость жизни
Один из первых обращается к реалиям современного города, к городской жизни.
Уитмена называли певцом "мировой демократии". НОВАТОР СВОБОДНОГО СТИХА. Даже одного взгляда на страницу достаточно, чтобы заметить новаторство их формы: ничего похожего на привычное строение из четырех или восьми строк, потому что иногда эти строки такие длинные, что автор вынужден переносить их.
Считая, что его стих должен быть естественным, как дыхание, Уитмен решительно отверг каноничные поэтические формы, на которых, как он считал, лежит печать безжизненной литературности, и заложил основы новой поэтики, получившей исключительно интенсивное развитие на протяжении XX века, особенно в англоязычных странах. Одним из первых, кто оценил значение сделанного Уитменом для последующего движения поэзии, был И. С. Тургенев. Среди русских поэтов объективно наиболее близки к Уитмену Велимир Хлебников и В. В. Маяковский.
Новаторство Уитмена заключается в том, что он создает ряд конкретных, ярких образов, которые постепенно раскрывают сущность жизни. Эти особенности уитменовской поэзии заставляли читателя рассуждать, сочувствовать, понимать поэта. Это привлечение читателя к творческому сотрудничеству — еще одна из новаторских идей поэзии Уитмена. Новаторские поиски Уолта Уитмена открыли новые возможности поэзии. Его свободное стихотворение, верлибр, дало толчок для развития новых приемов стихосложения. Новизна его тематики изменила представление о сущности поэзии, о «поэтическом» и «непоэтическом». Эмоциональное, духовное воодушевление его образов дало читателю возможность творческого сотрудничества с поэтом.
25. Реализм как новый художественный метод; исторические условия возникновения, особенности.
Формируется в 20-40-х годах
Предпосылки: -во франции: -июльская революция в 1830 (конец режима реставрации); *-смена в обществ. слое (верхушка общ-ва - буржуазия);* -распространение протеста против соц. несправедливости, нарастание рабочего движения. Представители: Бальзак, Стендаль
-в англии : реформы 1832 (изменение в работе парламента) и **
- в германии: - деятельность тайного общества прав человека; - протесты крестьян (восстание селезских ткачей 1844); - мартовская революция
-в америке (40-50е): -аболиционизм (движение за отмену рабства); -гражданская война между севером и югом
Научные и философские предпосылки: -развитие экономики; - интерес к точным, естественным наукам (естествознание и биология, дарвин); -теория о взаимосвязанности всех частей природы, их взаимодействия; -влияние истории (концепция исторического развития); -внимание к вопросам общественной борьбы (история экономики, общественных классов); -философия гегеля (духовное развитие человечества); -теория маркса и энгельса (материалист. понимание истории)
На реализм влиял реализм возрождения (рабле, сервантес, шекспир), просвет. реализм 18 века (английский роман, дефо, смит,вера в разум), романтизм (погружение во внутр. мир, тема утраченных иллюзий, требование тщательного описания колорита, места действия)
Реализм (действительный, вещественный) впервые появляется в 20-х как копирование действительности с отражением безобразного, вульгарного, всего что чуждо идеалу.
В 40-е понятие меняется. Теперь установка на изображение совр. жизни, основанной на наблюдении, а не на воображении художника, т.е. воссоздание реальности без идеализации.
Осн. черты:
1) правдивое изображение окр. действительности
2) объективность изображения - чел жизнь во всех ее проявлениях
3) обыкновенные герои
4) историзм мышления (стремление понять объективные законы истории)
5) стремление к объективности
6) хотят максимально исследовать эту жизнь
7) глубокий аналитически подход к созданию текста
8) типизация (умение дать в образе то, что наиболее ярко выражает сущность данного явление или характера, напр. у балььзака. собирательные образы класса, сословия и тд)
9) язык текста - средство раскрытия характера героев
10) на первом плане повествовательные жанры: жанр короткого очерка, роман (максимально широкий охват действительности). разновидности романа: семейный, бытовой, психологический, исторический + синтез жанров
2 периода реализма: 1)30-40-е. взаимодейсвтие с романтизмом 2) 50-70. приобретение критического, обличительного характера. черты, на основе которых формируется новое направление (натурализм). принцип объективного письма (флобер) (безоценочное изображение персонажа)