Протест П-ва против окружающей действительности носит не политический, а нравственный и этический характер.
Протест П-ва против окружающей действительности носит не политический, а нравственный и этический характер.
Произведения Платонова
1. сб стихов «Голубая глубина» (1922г)
Статья «О глобальных улучшениях климата»
Рассказ «Потомки Солнца» и повести – «Лунная бомба», «Эфирный тракт»
4. 1927г. – книга «Епифанские шлюзы» (ряд рассказов +одноименная повесть), повесть «Сокровенный чел-к», книга «Ямская слобода»
Очерки «ЧЕ. Че. О»
Рассказ «Усомнившийся Макар», антибюрократическая повесть «Город Градов»
Бедняцкая хроника «В прок»
Рассказ «Такыр», повесть «Джан»
Роман «Ювенильное море», 2 пьесы – «14 красный избушек» и «Шарманка»
Рассказы «Фро», «Третий сын», «Бессмертие»
Сборники очерков и рассказов в годы ВОВ «Одухотворенные люди», «Под небесами родины», «Броня»
Г. рассказ «Семья Иванова» (современное название «Возвращение»)
Сказки – «Волшебное кольцо», «Финист-ясный сокол», «Кто сильнее»
Роман Чевенгур 1926-1929
Повесть «Котлован» (декабрь 1929-март 1930)
Роман «Чевенгур»
«Чевенгур» - название-символ. Платонов разуверяется в благе революции для страны к 1924г.
История создания и публикации:1-ый вариант романа – повесть 1926г. – «Строители страны». Мотивы «Чевенгура» содержались и в раннем тв-ве П-ва. 1928г. – печатается отрывок из романа «Потомок рыбака» в журнале «Новый мир». 1928г. – П. издал отдельную повесть «Происхождение мастера» (1-ая часть романа) и до перестройки печатались отдельные фрагменты романа, как повести. В 1972г. в Париже изд-во IMCA-PRESS печатает книгу «Чевенгур», в кот. помощен основной текст романа, кроме 1-ой части. В 1988г. в журнале «Дружба народов» в 4-ех номерах вышел канонический текст романа. «Чевенгур рос как дерево, слоями» (Л.А. Шубин)
Сюжет и композиция: 1929г. –по просьбе П-ва рукопись читает Горький. Каждый писатель хотел получить его отзыв. Горький не понял новаторства «Чевенгура» и предложил 3-ю часть романа переделать в комедию, отдать в театр, гов. о том, что не видит того, кто бы мог напечатать роман. Но Горький отметил композиционные средства платоновской прозы: - обилие диалогов;
- смазанность действия;
- условность персонажей (отсутствие детальной хар-ки)
- аморфность платоновской прозы.
Для П-ва Горький был великим авторитетом (1ый раз увидел его портрет на фантиков конфет «Буревестник»).
Текст романа можно разделить на 3 части. Текст берет на себя форму мира: хаотичность текста передает хаотичность мира. Возникает эффект «странноязычия» - слова сочетаются хаотично, встречаются случайно.
1. «Происхождение мастера»- рассказ о детстве и юности Саши Дванова, о его 3-ех отцах: 1. отец – тот, кто дал жизнь – рыбак с озера Мутево – Митрий Иваныч, 2-ой – кто дает имя – Дванов – фамилия приемных родителей, с 10-летнего возраста отец его посылает побираться. 3ий отец – тот, кто воспитал – Захар Павлович – в городе берет к себе Сашу. Заканчивается повесть тем, что Дванов мобилизуется в городок.
2. «Путешествие с открытым сердцем»- коммунизм должен иметь пустое сердце, чтобы в него поместился целый мир. Описывается путешествие Дванова и Копёнкина в поисках «самозародившегося социализма». Сюжет путешествия – от одной коммуны к другой.
3. Рассказ о жизни и гибели чевенгурской коммуны.
Герои:3 части романа объединены фигурой центрального героя – Саши Дванова. Он – герой –наблюдатель, 2 раза пытается вмешаться в ход событий и оба раза заканчиваются неудачей. В Чевенгуре живут 11 коммунаров, туда приходят Копёнкин и Дванов – 12 персонажей (библейский мотив – Христос и 12 апостолов)+1.
Идейно-философские основы:Мифологема романа – притча о рыбаке с озера Мутево. 3 стихии – воздух, вода, земля. Воздух ассоциируется с жизнью, земля – Смерть. Вода – Истина – вот, что стоит между жизнью и смертью. Рыба – высшее существо, знающее Истину, она между Жизнью и Смертью.Платонов основывается на философии Фёдорова: «Смерти нет!» Рыбак уходит в воду – в поисках истины. Саша видит отца 2 раза во сне- оба раза на дне воды.
Художественный язык:В словосочетании вместо слова прямоупотребляемого, П. употребляет его синоним, не уместный в контексте – принцип соседнего слова.
Проблема финала романа:Финал открыт. После гибели чевенгурской коммуны, вою с непонятными солдатами, Дванов вскакивает на лошадь убитого Копёнкина и она уносит его. Лошадь – судьба.Она несет его к озеру Мутево, где погиб отец. На копыте лошади – удочка со скелетиком рыбки. Рыба не живет на воздухе, а истина в жизни не достижима. Дванов не нашел Истину в жизни, финал разомкнут.
В чёем причина гибели чевенгурской коммуны? Чевенгурцы хотели достичь коммунизма не через созидание, а через разрушение. Идеолог коммуны – свобдный брат Дванова: «Отними ненужное, вот и социализм останется!» Чевенгурцы идут к коммунизму через уничтожение, расстреливают буржуазию, ничего не изменилось, значит надо уничтожить людей, выгоняют из города класс «остаточной сволочи» - средний класс. Испытание идеей происходит неоднократно (эпизод с ребёнком прохожей нищенке, у мальчика тиф –а ей говорят: «В Чевенгуре коммунизм, здесь никто не умирает» Ночью мальчик умирает и говорит: «Я не хочу умирать, я хочу плавать в воде»). В финале романа чевенгурская коммуна погибает.
В романе синонимичны:
- коммунизм, социализм
- победа над смертью
- конец истории
- обретение всеродства.
Протест П-ва против окружающей действительности носит не политический, а нравственный и этический характер.
Произведения Платонова
1. сб стихов «Голубая глубина» (1922г)