Исторические формы материализма
Философский материализм насчитывает три формы:
1) стихийный (наивный) материализм древнегреческой философии
2) метафизический материализм с его разновидностями (механицизм, угарный материализм)
3) Современный или диалектический материализм.
Простейшая форма материализма – наивный (стихийный) материализм античности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий.
Представители наивного материализма: Фалес (ок. 625 — 547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 — 525 до н.э.), Гераклит (ок. 530 — 470 до н.э.).
Фалес из Милета – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода, как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Гениальность Фалеса в том, что ему впервые пришла в голову мысль о единстве мироздания.
Анаксимен – первоосновой всего считал воздух. Все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения или разрежения.
Следующая форма материализма – метафизический (механистический) материализм. Он появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение.Это эпоха нового времени, она характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы. В XVI-XVIIв.в. произошла научная революция, которая произвела следующие изменения:
Поворот от геоцентризма к гелиоцентризму (Коперник).
Вселенная в представлении человека, становится бесконечной.
На первый план выходит математическая методология.
Наука становится экспериментальной и обретает тесные связи с техникой.
Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона, в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое математическое обоснование.
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фреэнсис Бэкон (1561 — 1626). Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание – сила». Он развил новое понимание задач науки – определение естественной причинности.
Французский математик и философ Ренэ Декарт (1596 — 1950), в отличие от Бэкона поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Воззрения Декарта на природу носили в основном механический характер: Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать как механическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции. Бог отождествляется Спинозой с природой в единую субстанцию. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции, — единственный принцип мирового порядка. Единственная субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами, — протяжением и мышлением.
Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах на основе 3-х законов естествознания, великих открытий (по Энгельсу)
Открытие органической клетки
Закон сохранения и превращения энергии
Эволюционная теория Дарвина
Хотя эти открытия и не поколебали механистической картины мира, господствовавшей до конца XIXвека, но, тем не менее нанесли существенный удар по метафизическому миропониманию, т.к. позволили объяснить природу не как совокупность не связанных между собой тел, а как систему взаимосвязанных тел и процессов; другими словами, естествознание диктовала необходимость перехода к диалектическому объяснению мира, развитому в рамках гегелевской философии.Диалектика– это противоположный метафизическому философский метод, рассматривающий все в движении, в развитии, во взаимосвязи с окружающей средой. Современный материализм обязан Гегелю разработкой диалектического способа мышления, но он отбрасывает его натурфилософские претензии на построение окончательной, завершенной картины мира. С возникновением системы частных наук о природе какая-либо особая наука, претендующая на объяснение природных взаимосвязей и взаимодействий, становится излишней и старой натурфилософии приходит конец. Из ее содержания сохранила назначение лишь формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положение науки о природе и истории. Создатели диалектического материализма – Маркс и Энгельс.
Первая особенность диалектического материализма состоит в том, что он содержит в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектизма.
Вторая особенность связана с решением основного вопроса философии. Согласно метафизическому материализму, сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания и что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Отношение сознания к бытию не непосредственное, оно опосредованно трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции.
Третья особенностьего состоит в том, что он покончил с натурфилософской тенденцией, как материализма, так и идеализма на открытие некоего первоначала. Эти поиски были в свое время оправданы, т.к. они означали объяснение мира, исходя из него самого, но они в то же время выражали претензии на построение законченной теоретической модели мира путем определения такой первоосновы.
Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности метафизического материализма, выражающегося в его неспособности распространить принципы материализма на области общих явлений (все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни)
20. Сознание и язык
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка.
Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Знак - это материальный предмет, воспроизводящий свойства другого предмета.
Диалектическая философия рассматривает язык как общественно-историческое явление, служащее средством выражения и объективации идеального, поскольку "идеи не существуют оторвано от языка" (Энгельс). Формирование и развитие категориальной структуры языка отражает формирование и развитие категориальной структуры человеческого мышления.
С точки зрения материалистической (натуралистической) трактовки, язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. "Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми" (Маркс). Биологическими предпосылками человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе антропогенеза (происхождения человека) звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и кинестетическими ощущениями речедвигательного аппарата (со слуховым образом звука). От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди постепенно переходили ко всё более сложным обобщенным звуковым комплексам.
Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка тесно связана с историей той социальной общности (языкового коллектива), которая является его носителем.
Формы чувственного познания
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления и его близость к восприятию обусловлены тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа.