Социальная сущность сознания. Генезис сознания как социального явления
Генезис-происхождение
Сознание — это специфический человеческий способ регуляции, взаимодействия между человеком и окружающим миром. Это высшая форма отражения действительности, способ отношения человека к миру и к самому себе. В общем случае отражение — это способность двух взаимодействующих между собой вещей образовывать следы друг друга.
Понятие "сознание" не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.
Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания.
Признаки:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
2) "Ядром" сознания, способом его существования является знание.
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.
6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.
Теории:
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и матери независимы друг от друга. Материализм - матери первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновени. сознание - производное от материи. Сознание взано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. щий
Категории качества, количества и меры. Диалектика количественных и качественных изменений.
Качество - это внутренне присущая предметам определенность, выражающаяся в совокупности их существенных свойств. Свойство - строга предмета, которая обуславливает его различия или сходства с другими предметами. Качество объективно и всеобще: его свойства постоянны, независимы и всеобщи . Все обладают качеством.
Любой предмет обладает свойствами. Существенные свойства неизменны, несущественные свойства изменны.
Количество - объективная определенность качественно однородных явлений. Количество- это качество в его пространственно-временном аспекте. Количество объективно и всеобще ( все обладают количеством). В познании количество выражается числовыми характеристиками.
Количественная сторона предметов неразрывно связана с качеством. Категория мер. Мера - если туда количественных изменений в пределах которых качество предметов не меняется. Выход за границы мер ведет к переходу в новое качество (переходы воды в разные состояния). Переход от старого качества к новому называется скачком. Виды скачков различаются :
-по времени (от многих долей секунды до тысячелетий )
(Антропогинез- процесс развития человеческого рода)
-взрывные (скачки с резко очерченной границей между постепенным количественным изменением и началом перехода к новому качеству )
- не взрывные (когда нет резко очерченной границы )
Принципы диалектики.
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ - принцип развития, всеобщей связи, тождества (единства) диалектики, логики и теории познания, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленных видах движения его ведущую форму — развитие. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность. Развитие рассматривается как саморазвитие: его источник заключается в самом развивающемся предмете.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, он раскрывает условие его реализации. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего, частей и целого, возможности и действительности. Само развертывание противоречия как основное содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, человеческое мышление, общество. Этот принцип приводил в смущение сторонников материалистического варианта диалектики. В гегелевской диалектике этот принцип (как тождество мышления и бытия) воплотился со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другая формулировка — единство диалектики объективной — диалектики природы и диалектики субъективной — диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики признаётся, но не раскрывается. Когда же появляется название трех теоретических дисциплин — диалектики, логии и теории познания, то становится очевидным и существование развития в различных формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика изучает проявление развития в природе, логика изучает особенности развития в человеческом мышлении, теория познания пытается связать диалектику объективную и субъективную при помощи принципа отражения.