Интерпретация образа Грушницкого художниками: Врубелем, Непомнящим.
7. Своеобразие жанра повести. Мастерство "дневниковых" страниц романа: художественная выразительность описаний, безыскусность диалогов и "исповедей" героя, глубокий психологизм, богатство интонаций.
— Зачем Печорин ведет дневник?
— Каким видим Печорина наедине с самим собой и в обществе?
— Почему он так беспощаден в самоанализе?
— Какие страницы поражают откровенностью Печорина, какие — жестокостью, что делает его несчастным?
— Объяснение понятия "социально-психологический роман".
"Поздно вечером, т.е. часов в 11, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых местах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облако… Я сел на скамью и задумался. Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре… но с кем? Что делает теперь Вера? — думал я… Я бы дорого дал, чтоб в эту минуту пожать ее руку."
— Что же это за "минута", за которую наш герой готов платить "дорого"?
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
— Возможно, Печорин переживает "минуту…"?
Мы не знаем его мыслей, но ощущаем пронзительность печоринской боли. Понимаем, что он духовно превосходит окружающих и обречен на одиночество. Он "страдающий".
Оказывается, в иных случаях правильно понять "минуту" — значит уяснить целую жизнь человека.
— Но все ли сказано о минуте?
Контраст между мирно спящим городом и одинокой тоскующей душой. Он один не потому, что уже поздний час. Он всегда один, как, впрочем, и Онегин. Но грусть в нем выражена сильнее: характер Печорина деятельный, кипучий, а жизнь, окружающая его, мертва и однообразна.
"Зловещее облачко" — горькая примета грядущих невзгод и раскаяния, предчувствие чего-то рокового, зловещего.
— Почему именно в эту минуту Вера так дорога ему?
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить…
Вера одна из немногих, кто умеет и "грусть делить".
Печорин и "злой нрав".
"Есть минуты, когда я понимаю вампира…" А как жестоко, под личиной дружбы, он разыгрывает бедного Грушницкого.
Но "зло" в Печорине не есть проявление его истинной натуры, а свидетельство того, насколько глубоко укоренилась в нем болезненная тоска.
Основной социально-психологический конфликт романа: столкновение передовой, духовной богатой личности с обществом, в котором царит умственный застой, инертность.
Страстная тоска по идеалу, вера в свои силы, в высокое призвание Печорина. Рефлексия героя. Белинский рассматривал это как выражение определенного исторического момента, как своеобразие эпохи 30-х годов.
"Мы почти всегда извиняем то, что понимаем." Но извинять, еще не значит оправдывать. Вопрос о герое 30-х в романе ставится глубже, острее, чем в "Думе". Автор понимает, что "оскорбить" — просто! Нужно это поколение еще понять. Вот почему так подробно дается "история души человеческой".
Итак, вопрос "кто он?" логически вызвал другой: в какое время он жил?
«— Что до меня касается, то я убежден только в одном, — сказал доктор.
— В чем это? — спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
— В том, — отвечал он, — что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
— Я богаче вас, — сказал я, — у меня, кроме того, есть еще убеждение, — именно то, что я в один прекрасный вечер имел несчастье родиться».
Оказывается, в русской истории были периоды, когда родиться умным и талантливым означало обречь себя на несчастье, когда, говоря словами Герцена, "кругом никто и ничто не звало живого человека".
Нравственные силы Печорина остались без применения, не нашли спроса и были им растрачены по пустякам.
— В чем отличие и сходство с Онегиным?
Домашнее задание: 1) Доказать, что Печорин умный, образованный, поэтичный — словом, передовой человек своего времени (увидеть в нем то, что видят Вера, Максим Максимыч, Вернер, сам автор). Это поможет понять "болезнь" времени, понять истоки печоринской грусти, те психологические тонкости, которые ставили Максима Максимыча в тупик. ("Княжна Мэри", "Фаталист").
2) Сопоставить сцены дуэли в "Евгении Онегине" и "Герое нашего времени".
3) Какие новые свойства натуры Печорина раскрываются в его отношениях с Вернером, Верой, с княжной Мэри. Способен ли он на настоящую дружбу и любовь?
4) Во всем ли прав Белинский (размышление о роли одного из предрассудков в судьбе Печорина).
— Ваше представление о Вернере.
— Почему он стал другом Печорина?
(стр. учебника 275 — 281.)
Тема: "Неужели …мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды?"
(Печорин и Вернер, Вера, княжна Мэри).
Цель урока: помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина, его душевного одиночества, скептицизма, постепенного "истощения жара души".
Развитие умения сопоставления анализа образов, выяснение роли художественной детали в выражении душевного состояния героя.
Ход урока:
1. Лексическая работа:
Скептицизм —
Речь афористична —
Интеллект —
Урок-беседа.
1. — Мое мнение о княжне Мэри.
2. — Способен ли Печорин на настоящую дружбу и любовь?
Индивидуальные задания (по группам):
а) Печорин и Вернер — Что их сближает?
— Что ценит Печорин в Вернере?
— Почему, "читая в душе друг друга", Печорин и Вернер не стали друзьями?
— Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с "водяным обществом"?
— Почему так холодно они расстаются?
— Как понимаете слова Печорина о Вернере: "Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!"
б) Во всем ли прав Белинский?
в) Печорин и Вера — Что нового в Печорине открывают его отношения с Верой?
— Чем объясняется порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры и в сцене бешеной погони за ней?
Чтение сцены погони.
— Какие языковые средства помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?
— Что подразумевает Печорин под "обычным порядком мыслей"?
— Прочитав "исповедь" Печорина княжне Мэри, подумайте, в чем раздвоенность натуры Печорина?
г) Печорин и княжна Мэри.
— В чем и когда он ей сочувствует, когда близок к влюбленности в нее?
— Изменилась ли Мэри, полюбив Печорина?
— Что заставляет Печорина отвергнуть чувства Мэри?
Чтение сцены последнего объяснения Печорина с Мэри.
— Почему, сострадая ей, Печорин объясняется с нею "откровенно и грубо"?