Вступительное слово учителя.
XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).
Запись в тетради эпиграфа к уроку:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
А. С. Пушкин
Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?
Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце XVIII в. вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев);
3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже - в Москве.
Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян, было подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773-1775 гг.).
Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура - моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира.
Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов - крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин - скульптор, Аргуновы — крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIIIb. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже... Свободы. Но Пушкин, для которого события XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами - и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». («Зачетки по русской истории XVIII века»).
Запись в тетради второго эпиграфа:
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.
А. С. Пушкин
- Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.?
2. Составление опорной таблицы, обучение конспектированию по учебнику (с. 33-35). Работа по таблице.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIIII ВЕКА | |||
Периоды | Характеристика периода | Имена | |
Литература петровского времени | Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы | Феофан Прокопович | |
( | Становление новой литератур | ы | |
1730-1750 гг. | Формирование классицизма. Расцвет жанра оды | А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков | |
1760-е- первая половина 1770-х гг. | Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет жанров сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма | Я. Б. Княжнин, Н. И. Новиков, М. М. Херасков | |
Последняя четверть XVIII века | Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций | Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев |
Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности и сатирическую направленность.
3. Чтение статьи учебника «РусскаялитератураXVIIIв.» (с. 33-34).
Определение понятия «классицизм » (с. 35). Учитель. Истоки мирового классицизма - Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной,
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.
В классицистических произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных:
Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Вы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Для классицистических пьес характерна «система амплуа».
Амплуа - стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка - веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник - героиня - второй любовник.
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Для этого направления был характерен принцип трех единств, вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма):
- единство времени: действие развивается не более суток;
- единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое;
- единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5-10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом.
Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
Буало
Требования к композиции: 4 акта; в третьем - кульминация, в четвертом - развязка.
Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей.
Домашнее задание: подготовить доклады о М.В. Ломионосове.