Изучение композиции «Слова».

- Какова же композиция «Слова»?

Безусловно, она сложна, ее называют непоследо­вательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Да­вайте обратимся к тексту.

Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 16-17).

Автор по-своему распоряжается временем, и в раз­гар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, - Олегом Святославичем. Временное от­влечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли исто­рическую предопределенность совершающегося - неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и нера­зумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, - убеждает поэма, - каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд Бо­жий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначитель­ное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремле­ние к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с дру­гими князьями «за одно сердце».

- Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происхо­дящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развер­тываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем вол­ков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «бре­шут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соло­вьи, утром дружину будит говор галок... Круглые сутки степь зву­чит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа - «дружелюбная» к «своим» - пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на худо­жественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Изда­лека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами...

В пору бегства Игоря - при всем драматизме повествования -наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых за­рослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной вы­разительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. Ш, гл. 2-5, с. 28-30).

- Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

-А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, воcхищаясъ искусством старого певца Бонна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бонна», он намерен повествовать «по былям сего времени» - ближе к действитель­ным событиям.)

- Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой сме­лостью князя; услышали голос мудрого государственного правите­ля и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пле­нило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря - боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Вывод.

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопережива­ния и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

Наши рекомендации